Общеорганизационные способности
Эта категория управленческих способностей включает в себя две подгруппы: общеуправленческие способности и способности более локального характера, обусловленные какой-либо основной управленческой функцией.
В работе Л. И. Уманского наиболее полно раскрыты способности первой группы. Основными среди них он считает следующие.
Психологическая избирательность, проявляющаяся в нескольких основных личностных и поведенческих индикаторах:
1) повторяющиеся факторы быстрого и точного (часто не
осознанного) отражения психологических особенностей со
стояния других людей;
2) эмоциональная синхронность (сопереживание того, что
чувствуют другие люди);
3) высокая чувствительность и восприимчивость к описа
нию психологических качеств других людей, их адекватные ха
рактеристики;
4) избирательно-психологическая память и наблюдатель
ность;
5) умение поставить себя в психологическую ситуацию дру
гого человека.
Практический психологический ум имеет, как считает Л. И. Уманский, следующие проявления:
1) адекватное распределение обязанностей, учитывая инди
видуальные особенности людей;
2) быструю ориентацию в ситуациях, которые требуют при
менения знаний людей;
3) умение находить стимулирующие мотивы деятельности,
заинтересовать людей делом;
4) учет личных симпатий и антипатий при группировке лю
дей для выполнения коллективной деятельности;
5) высокая степень обучаемости при формировании органи
заторских знаний и умений;
6) решение практических вопросов с учетом имеющихся че
ловеческих возможностей.
Психологический такт проявляется:
1) в чувстве меры в отношениях с людьми;
2) в речевой адаптации к разным людям;
3) в индивидуализации общения с людьми;
4) в чувстве ситуации;
5) в чуткости в отношении к людям;
6) в простоте и естественности общения;
7) в чувстве справедливости, объективности подхода к лю
дям.
Общественная энергичность предполагает следующее:
1) эмоциональное и волевое речевое воздействие — акцент
ное членение фраз, ударения, паузы, мимика и пантомима;
2) логическую убедительность воздействия словом и делом;
3) уверенность в своих силах, бодрость духа;
4) способность пойти на риск.
Требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности — все это тоже общеорганизаторские способности, которые дополняются и конкретизируются более локальными способностями, обусловливающими успешное выполнение отдельных управленческих функций. Основными из них являются следующие способности:
1. Способность к целеполаганию, включающая в себя два ос
новных аспекта: формулировку целей и выделение наиболее
существенных из них, способность формулировать эти цели
перед подчиненными так, чтобы они их приняли.
2. Способность к прогнозированию — умение «заглянуть в
будущее», построение управления на основе активно-прогно
стической стратегии (важнейшая способность руководителя).
3. Способность к планированию своих действий и действий
подчиненных, а также всей организации. Данная способность —
синтез когнитивных и личностных способностей.
4. Способность к принятию управленческих решений неком-
пенсируема со стороны других способностей.
5. Коммуникативные способности базируются на таких
личностных качествах, как общительность, социабельность,
эмпатичность, рефлексивность, экспрессивность.
6. Мотивирующие способности тоже являются интегратив-
ными образованиями. Сюда относится весь комплекс мотива-
ционных средств воздействия руководителя на подчиненных.
7. Способности контроля. Главное — сопоставление ре
зультата труда с индивидуальными возможностями исполните
ля. Контроль используется как средство повышения эффектив
ности труда.
Отмечаются еще две интегративные способности, важные с практической точки зрения: способность подбирать кадры и профессиональная компетентность руководителя.