Внутренняя среда организации
Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения определенной цели. Внутренняя среда организации – это совокупность материальных и нематериальных явлений, отличающих ее от других организаций.
Основными элементами внутренней среды являются: структура, технологии, корпоративная культура, психологический климат.
Для представления организации используются определенные характеристики: миссия и цель, материальная база, персонал. Миссия – это философическая идея организации.Цель – это продукты основной деятельности организации, а также получение прибыли.
24.Внешняя среда организации
Внешняя среда – это совокупность материальных и нематериальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность.
Различают внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.
Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, ресурсы, конкуренты, правовые условия.
Факторы внешней среды косвенного воздействия:экономический, политический и социальный. Экономический фактор – общее состояние экономики, уровень технологического развития, качество и стоимость ресурсов. Политический фактор – общеполитическая ситуация и отношение власти к производству. Социальный фактор – отношение общественного мнения к экономике, политике и собственности.
25.Личность как объект управления. Стресс-менеджмент
Важным условием успешного управления является знание менеджером профессионально-личностных особенностей подчиненных: образования, опыта работы, способностей, характера, темперамента, эмоциональной сферы. Эмоции выполняют 2 функции: сигнальную и регулирующую. Сигнальная – сообщение о соответствии определенной потребности. Регулирующая –стремление продвинуться к желаемому, удалиться от нежелательного. Эмоциональные изменения вызывают 2 источника: сигналы-раздражители и мысли-ожидания. Первые сообщают о явлениях, связанных с потребностями. Мысли-ожидания продумывают будущие возможные хорошие либо плохие события, их эмоциональное воздействие значительно выше.
Виды эмоциональных особенностей личности: возбудимость, импульсивность, аффективность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, сила и ритм эмоциональных реакций, нервозность, эмоциональный тонус.
Стресс – напряженное эмоциональное состояние. Стресс-менеджмент – это управление стрессами. Его элементы: профилактика – повышение стрессоустойчивости, блокирование стрессоров; выход из стресса – «признание поражения», «переоценка ценностей», переключение внимания; послестрессовая реабилитация – загрузка работой, забота о других.
26. Психологический климат в организации
Психологический климат – это характер и атмосфера взаимоотношений в коллективе.
На психологический климат оказывают влияние 4 основных фактора:
1. Личность руководителя – личный авторитет руководителя, его взаимодействия с «неформальными лидерами», стиль руководства;
2. Отношения «по горизонтали» – профессиональная этика;
3. Система мотивации – использование современных приемов;
4. Условия труда – рабочее место, материалы и инструменты.
Регулирование психологического климата– обязанность менеджеров. Регулирование осуществляется через воздействие на факторы влияния. В специальных планах-таблицах дается оценка каждого фактора и его элементов, и намечаются меры по регулированию, обычно на полгода. После его истечения анализируются достигнутые результаты, и заполняется таблица на новый срок.
27.Имидж менеджера
Имидж менеджера –образ руководителя в глазах других людей.
Структура имиджасостоит из трех частей: внешней, психологической и профессиональной.
Внешняя часть имиджа, в свою очередь, состоит из элементов:
внешнего облика– телосложение, лицо, одежда, аксессуары, украшения;
манеры– жесты, позы, мимика, походка;
окружение –люди и вещи (от автомобиля до авторучки).
Психологическая (внутренняя) частьимиджавключает:
культуру поведения–интеллигентность, доброжелательность, сдержанность;
речь–словарный запас, образность и чистоту языка, ритм изложения.
чувство юмора– умение вовремя и тонко пошутить, оценить чужой юмор.
Профессиональная частьимиджасостоит из элементов:
обязательность – ответственность, пунктуальность, умение держать слово;
характер профессиональной деятельностименеджера– успешность, управленческие знания, деловая уверенность, эмоциональная устойчивость.
состояние рабочего места–порядок, эстетичность, функциональность.
Формирование имиджа менеджера – это воздействие на составные части и элементы имиджа специальными усилиями.
Переговорный процесс
Переговоры – процесс взаимодействия двух или более сторон в условиях их взаимозависимости для достижения интересов каждой.
Подготовка к переговорам состоит из шести элементов:
1) инициатива – деловое (коммерческое) предложение (суть проекта, интересы сторон, информацию о фирме-инициаторе);
2) время и место – удобными для всех сторон;
3) предварительные условия – установление границ обсуждения;
4) состав делегаций – численность, ранг, полномочия, «VIP-персоны»;
5) проект договора – инициатор предлагает его заранее;
6) позиции сторон – сильная, слабая, интересов либо принципов, псевдо-заинтересованности.
Правила деловых переговоров (8 правил).
1. «Учитывайте интересы партнера» – а не только свои.
2. «Обсуждайте детали» – следует уточнить условия, «поторговаться».
3. «Расширяйте рамки» – имейте в запасе дополнительные предложения.
4. «Будьте вежливо настойчивы» – надо напоминать, поддерживать контакт.
5. «Ведите записи» – держите рабочую обстановку за столом переговоров.
6. «Не допускайте самоуничижения» – никакой критики в свой адрес.
7. «Устные договоренности должны быть оформлены письменно».
8. «Общие слова означают вежливый отказ» – в ответ на конкретные предложения.
29.Командная организация труда
Команда – это несколько человек разной квалификации, объединенных для достижения совместной профессиональной цели.
Командные процессы – это изменяющийся во времени характер межличностных отношений внутри команды. Выделяют четыре основных типа командных процессов: развитие, сплочение, формирование общего мнения, межличностные трения.