Функции управления персоналом.
ЛЕКЦИИ К РЕЙТИНГУ
1. Управления персоналом – часть менеджмента.
Управление персоналом — это часть менеджмента, касающаяся работающих сотрудников и их взаимоотношений в рамках предприятия.
2. Рациональные элементы менеджмента:
· конкретная цель и стратегия ее достижения;
· рациональная организационная структура;
· эффективное управление персоналом.
3. Функциональные сферы деятельности организации: стратегическая, управление персоналом, информационно-технологическая, производственная, маркетинговая, административная, бухгалтерская, защитная, финансовая - выделяет управление персоналом как одну из них.
4. Персонал — это штатный (личный) состав работников предприятий и фирм. Социальная система предприятия разделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Субъектом управления персоналом выступает управленческий персонал, а объектом — производственный персонал. Работники организации рассматриваются как объект управления потому, что они являются частью производственного процесса. Поэтому планирование, формирование, рациональное использование людских ресурсов в производстве составляют основное содержание управления персоналом и с этой точки зрения рассматриваются аналогично управлению другими ресурсами организации.
Аксиомы управления персоналом
· Любая проблема организации - это проблема управления человеческими ресурсами;
· Персонал организации - это те работники, кто работает в ней сегодня; те, кто придут в нее завтра; те, кто ее покидает;
· Кратчайший путь повышения эффективности работы организации - понимание и сближение целей работодателя и работника;
· В управлении персоналом всегда присутствует как стратегический (управление человеческими ресурсами), так и оперативный (управление персоналом) аспекты.
6. Цель управления персоналом – обеспечение предприятия высокопрофессиональными кадрами и организация их эффективного использования, профессионального развития в интересах служения обществу
7. Задачи управления персоналом: Главной задачей : является обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик персонала высшим целям организации, выполнению ее миссии.
· Помощь орг в достижении цели.
· Обеспечение орг квалифицированными и заинтересованными работниками.
· Эффективное использование мастерства и способностей персонала.
· Совершенствование систем мотивации.
· Повышение уровня удовлетворенности трудом.
· Развитие систем повышения квалификации и профессионального образования.
· Сохранение благоприятного климата.
· Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.
· Активация творческой активности персонала.
· Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
· Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом: обеспечение кадрами; эффективное использование кадров; профессиональное и социальное развитие кадров.
Функции управления персоналом.
• Планирование человеческих ресурсов, привлечение, набор, комплектование штата, увольнение.
• Обучение и подготовка, профессиональный рост.
• Условия найма, методы и нормы поощрения.
• Условия труда и предоставление услуг работникам.
• Формальные и неформальные коммуникации в пределах организации и консультации между представителями нанимателя и работниками на всех уровнях организации.
• Переговоры и применение соглашений по заработной плате и условиям труда, процедуры разрешения или предотвращения споров.
9. Управление персоналом как система. Управление персоналом — это система механизмов и технологий кадровой деятельности в целях достижения определенных результатов. Это и организация взаимодействия отдельных подсистем кадрового обеспечения (обучения, профессионального развития кадров, их профессионально-квалификационного продвижения, нормативно-правового, научно-методического, информационного и финансового обеспечения).
На современном этапе развития теории организации выделяются процессный, ситуационный, системный, интеграционный, структурный и подход организационного развития.
Системный подход — это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход — это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Основными принципами системного подхода являются:
1. Целостность, позволяющая одновременно рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, то есть наличие элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня высшим.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Система— это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система — это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.
Основными элементами организационной системы выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы — обладают системообразующим качеством и от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.