Предприятие туризма как объект управления: сущность, принципы и функции
Управление – это воздействие субъекта на объект управления для достижения поставленных целей.
Принципы управления определяют характер связей в системе управления, структуру органов управления, принятие и реализация управленческих решений:
1. научность – основывается на внутренней противоречивости, что создает импульс развития организации. Одно из противоречий данного принципа – противоречия теории и практики, противоречия и единство объективного и субъективного. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, субъективная находит выражение в том, что они реализуются через сознание, волю человека. Чем выше уровень профессионализма руководителя, уровень его общей культуры, меньше субъективизма.
2. системность и комплексность – предполагает сочетание двух понятий в подходе к управлению, системность предусматривает структурирование проблемы и решение ее по вертикали, комплексность – учет всех сторон управления. Комплексность предусматривает решение проблемы путем развертывания ее по горизонтали. Системность тяготеет к субординационным связям, а комплексность к координационным.
3. единоначалие и коллегиальность – управленческие решения должны разрабатываться коллегиально, а проводится в жизнь под персональную ответственность.
4. демократический централизм – рациональное сочетание централизованных и децентрализованных начал управления. Демократизм в управлении предполагает делегирование подчиненным значительной части полномочий руководителя и ответственности. Централизм – сосредоточение полномочий на высшем уровне управления. Предпочтительно равновесие между централизмом и демократией.
5. Единство отраслевого и территориального управления – отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализации, концентрации производства, территориальная ориентирована на рациональное размещение и развитие профессиональных сил с учетом требований экологии, занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствие характера производства характеру этнических групп, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, т.о. интересы предприятия должны быть увязаны с интересами местных властей и жителей региона.
Управление – это процесс, серия взаимосвязанных действий. Эти действия являются функциями управления. Различают следующие функции управления:
1. Планирование.
2. Организация.
3. Мотивация.
4. Контроль.
Планирование – это процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования развития предприятия. Этапы планирования:
1. разделение плана на главные и второстепенные блоки:
· сбор информации – релевантная информация – это данные, которые необходимы для принятия управленческих решений. Ее объем определяется тезаурусом (тезаурус – это запас сведений и знаний, которыми обладает потребитель информации) и потребителем информации.
· разделение главных проблем на слагаемые.
· детализация второстепенных задач.
2. приведение всей работы в количественную последовательность:
· какие виды работ осуществляются в первую очередь.
· какие виды деятельности можно осуществлять параллельно.
3. фиксирование потребности во времени для различных задач:
· установить возможное время ожидания.
· определение временного промежутка по стадиям выполнения работ.
4. результаты внести в общий сетевой план:
· определяется самый ранний срок выполнения работ.
· самый поздний допустимый срок.
· наметить самый экстремальный путь решения проблемы.
В зависимости от уровня управления планирования может быть – стратегическое и тактическое. Стратегический план – уровень высшего руководства, программа действий для достижения целей предприятия в целом. В его контексте разрабатывается на уровне отделов тактическое планирование. В целом все планы образуют бизнес-план.
Функция организации направлена на реальные условия для достижения целей. Организация обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой деятельности предприятия. Через организацию происходит распределение задач и компетенции сотрудников предприятия. Организация – это средство достижения целей.
Мотивация – это побуждение себя и других для достижения целей предприятия. Мотивы – это внутриличностные принципы побуждающие работника действовать. Мотивы отличается от стимулов. Стимулы будучи внешнем воздействием не всегда совпадают с предпочтениями работников. Готовность и желание работников выполнять свою работу на высоком уровне является важнейшей проблемой предприятия.
Контроль означает процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными, т.о контроль менее ориентирован на отдачу приказов сотрудникам, а больше нацелен на успешное выполнение предприятием планов. Решающая роль принадлежит установлению определенных отклонений от заданных показателей. Функция контроля в турбизнесе осложняется тем, что предоставляемые услуги носят большей степени на материальный характер. В связи с этим в мировой практике широкое распространение получил бенчмаркетинг(проверять по эталону). В процессе его осуществляется поиск предприятий, которою показывают наивысшую эффективность, обучение персонала их методам работы и реализации этих методов в собственных условиях.
16. Процедуры создания, организации деятельности и ликвидации предприятия туризма.
Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.
Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы:
· заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителями предприятия;
· учредительный договор о создании предприятия;
· устав предприятия, утвержденный учредителями;
· документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;
· свидетельство об уплате государственной пошлины;
· документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.
В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.
В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.
Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.
Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов.
Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде.
Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях:
· по решению учредителей;
· в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;
· в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие;
· в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
· по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;
· в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.
Создание любого предприятия начинается с определения своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот — заемных, налоговых и др.)
Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:
1) политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
2) социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
3) правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;
Далее возникает вопрос об учредителях. При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.
Не менее важным этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия.
В соответствии с ГК РФ, предприятие на территории РФ может быть создано в одной из следующих организационно-правовых форм:
1) полное товарищество
2) товарищество на вере
3) общество с ограниченной ответственностью
4) общество с дополнительной ответственностью
5) акционерное общество: открытое или закрытое
6) дочерние предприятия
7) зависимые предприятия
8) производственные кооперативы
9) государственные и муниципальные унитарные предприятия
10) потребительские кооперативы
11) общественные и религиозные организации
12) фонды
13) учреждения
14) ассоциации и союзы
Факторы, определяющими выбор организационно-правовой формы являются следующие:
1) участие в образовании имущества юридического лица и обязательственное либо право собственности или другое вещное право по отношению к этому имуществу;
2) объем правоспособности (общей или специальной);
3) вид деятельности;
4) необходимость лицензирования и территория деятельности;
5) место государственной регистрации;
6) количество участников;
7) предполагаемые органы управления;
8) наличие предполагаемых филиалов и представительств;
система налогообложения, желательная участникам, а также система бухгалтерского учета и отчетности;
Создание предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:
1) возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
2) изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
3) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
4) подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);
5) подбор соучредителей предприятия;
6) определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
7) разработка учредительных документов и бизнес-плана;
8) проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
9) осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;
10) изготовление печатей, штампов;
11) постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;
Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.
Ликвидация – способ прекращения юридических лиц, причём без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.
Решение о добровольной ликвидации принимается участниками юридического лица или его органом, уполномоченным учредительными документами. При этом мотивы для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть любыми. Решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию уполномоченного на это государственного или муниципального органа.
При создании организации её учредители вряд ли думают о том, что в силу некоторых причин её придётся ликвидировать. Поэтому когда это происходит, многие из них оказываются в растерянности, поскольку они не знают, какую процедуру нужно соблюсти при ликвидации фирмы. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. Однако существует немало подзаконных актов, которые при этом также необходимо учитывать.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по решению суда, а также вследствие признания его банкротом.
Прежде всего, учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Статьей 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен трёхдневный срок для предоставления письменного уведомления в налоговый орган по месту регистрации юридического лица.
Форма такого уведомления (а также иные формы, заполняемые при ликвидации) установлена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Порядок заполнения Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма № Р15001) (и иных форм указанных далее) разъяснён Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/162 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя». К уведомлению прилагается решение о ликвидации юридического лица.
Получив уведомление, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы. Также запрещается государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемая организация, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Кроме того, ликвидационная комиссия обязана направить уведомление о ликвидации в ФСС по месту регистрации в 10-дневный срок с даты её назначения (Постановление Правительства РФ от 17.11.2000 г. № 863).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами законодательства, которое не указывает предельные сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
После этого в регистрирующий орган необходимо направить Уведомление «О формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)» (форма № Р15002).Вместе с данным уведомлением предоставляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного управляющего. Срок предоставления такого уведомления законом не установлен.
Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации организации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
В целях разъяснения процесса публикации сведений ФНС РФ разработаны Методические рекомендации по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале «Вестник государственной регистрации» и использования его при государственной регистрации юридических лиц (Приложение к Письму ФНС России от 13.07.2005 г. № ЧД-6-09/5702).
Далее ликвидационная комиссия принимает меры к выявлении кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Следует обратить внимание на то, что нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Данный вывод сделан Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2004 г. № 1560/04 на основании ст. 7 и 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (но перед началом удовлетворения их требований) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно п. 2 п. ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённого Приказом Министерством Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н, при ликвидации юридического лица необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств. Порядок её проведения установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49 п. 1.5 данного Приказа уточнено, что инвентаризация при ликвидации проводится перед составлением ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации или высшим органом управления организации, принявшим решение о её ликвидации.
Пунктом 2 ст. 63 ГК РФ определено, что в установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с Банком России (ст. 23 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица предоставляется в регистрирующий орган с приложением самого баланса.
На основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия определяет источники погашения кредиторской задолженности.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Очерёдность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счёт оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Согласно п. 5 ст. 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после выплаты другим кредиторам.
После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявши решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 22 Закона «О государственной регистрации» ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Имущество, оставшееся у организации после всех расчётов с кредиторами и составления ликвидационного баланса, распределяется между её учредителями пропорционально их доле в уставном капитале.
По окончании ликвидации ликвидационная комиссия обязана предоставить в регистрирующий орган Заявление «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» по форме № Р16001, ликвидационный баланс и документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина за государственную регистрацию ликвидации организации составляет 400 руб.).
В соответствии со ст. 9 Закона «О государственной регистрации» Заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Ликвидация считается завершённой, а организация прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Порядок снятия организаций с налогового учёта определён Приказом МНС РФ от 03.03.2004 г. № БГ-3-09/178. В соответствии с п.3.4 указанного документа снятие с учёта организации и исключение сведений из ЕГРН осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о ликвидации организации, не позднее рабочего дня, следующего за днём внесения записи в ЕГРЮЛ.
Налоговый орган, осуществляющий снятие организации с учёта, обязан направить сведения о снятии организации с учёта в связи с ликвидацией и выписку в ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учёте по различным основаниям, установленным НК РФ (по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств), не позднее рабочего дня, следующего за нём снятия организации с учёта.
На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учёте по какому-либо из указанных оснований, снимают организацию с учёта и исключают сведения из ЕГРН.
Датой снятия организации с учёта и исключения из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЛЮ записи о ликвидации юридического лица.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации при снятии её с учёта в налоговом органе в случае ликвидации признаётся недействительным.
17.Система управления предприятием туризма, ее элементы, их взаимосвязь и содержание.
Система – это совокупность элементов, которые взаимосвязаны и обусловлены. Различают замкнутую и открытую системы. В замкнутой системе не обмениваются материей и энергией с внешней средой (Вселенная), следовательно, предприятия туризма – это открытая социально-экономическая система.
Свойства открытых систем:
- целостность – ведет себя как одно целое;
- суммируемость – отклонение всей системы есть сумма отклонений отдельных элементов;
- дифференциация – усложнение, развитие;
- централизация – со временем одна часть становится доминирующей;
- рост с течением времени;
- гомеостаз – поддержание системой своих внутренних параметров;
- эмерджентность – свойство, которым обладает система в целом, но не каждый элемент.
Предприятие туризма является подсистемой системы более высокого уровня – совокупностью турфирм, действующих на конкретном рынке.
В условиях нормально-функционирующей экономики на рынке могут успешно действовать только определенное количество турфирм. Количественный рост переменных любой системы обуславливает увеличение площади ее поверхности и объема, при этом площадь увеличивается с квадратичной зависимостью, а объем – кубической. В соответствии с законами термодинамики количество тепла, вырабатываемого системой, пропорционально ее объему, а величина теплообмена пропорциональна площади поверхности. Т.о. изменение количества параметров самоорганизационной системы обуславливает их качественное изменение, иначе происходит нагрев системы и ее разрушение. В результате этого на рынке остаются функционировать только конкурентоспособные предприятия. Моделирование по аналогии с живой природой позволяет прийти к выводу о том, что конкурентоспособность предприятий туризма следует оценивать по следующей формуле:
К = а/В*х, где
а – валовой доход;
В – затраты (издержки);
х – объем деятельности, доля рынка.
Значение конкурентоспособности определяется тремя составляющими:
- конкуренция;
- конкурентные преимущества (отличие от соперников);
- конкурентная стратегия.
Низкий уровень конкуренции обуславливает невысокие требования к конкурентным преимуществам и конкурентной стратегии. Высокий уровень – наоборот.
Равные конкурентные преимущества у турфирм обуславливают снижение уровня конкуренции, невысокие требования к стратегии.
Дифференцированные конкурентные преимущества способствуют росту конкуренции, повышению требованиям к содержанию стратегий.
Стратегии, направленные на статус-кво (сохранение существующего положения) способствуют снижению уровня конкуренции и невысоким требованиям к конкурентным преимуществам.
Экспансионистские стратегии (наступление) способствуют увеличению конкуренции, увеличению требований к конкурентным преимуществам.
Содержание конкурентных преимуществ предприятия туризма.
Конкурентные преимущества определяются внутренней средой предприятия. М.Портер для оценки конкурентных преимуществ предлагает следующую цепочку ценностей:
Весь технологический процесс предлагается разбить на элементарные операции и определить затраты на их осуществление. Путем их сопоставления определяется сильные и слабые стороны предприятия, т.е. его конкурентные преимущества. В турбизнесе это невозможно, т.к. определить затраты на операции сложно и невозможно получить соответствующие данные от конкурентов.
Конкурентные преимущества в турбизнесе определяются соотношением качества и цены.
В турбизнесе качество включает три составляющих:
- качество турпродукта и услуг;
- ассортимент турпродукта и услуг;
- систему оказания услуг.
Уровень конкурентных преимуществ можно оценивать на основе следующей матрицы:
Качество потребительских услуг
Высокие 3
Средние 2
Низкие 1
1 2 3 Цены
Низ.Ср.Выс.
Предприятие имеет конкурентные преимущества, когда соотношение качества и цены не меньше 1. В позициях 6, 8, 9 предприятие конкурентных преимуществ не имеет. Имеющиеся конкурентные преимущества следует дифференцировать на высокие (соотношение 3) – позиция 1, средние = 2 и низкие = 1 (позиция 1).
Содержание социально-психологических методов управления предприятием туризма
Социально-психологические методы направлены на установление назначения и места сотрудника в коллективе, выявление лидеров и их поддержку, мотивацию сотрудников, разрешение конфликтов. Различают:
· социальное планирование – постановка социальных целей, разработка социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье и другое)
· социологические методы исследования – подбор, оценка, расстановку обучение персонала
· мораль – регулирует действие и поведение в обществе с помощью нравственных норм
· партнерство – налаживание форм взаимоотношений между людьми на базе которых формируется их общение.
· соревнование – специфическая форма общественных отношений характеризующее стремление людей к успеху, достижениям.
· психологическое планирование – направлена на формирование эффективного психологического состояния коллектива.
· способы психологического воздействия – концентрируют необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей: 1) внушение – воздействия руководителя на подчиненного с помощью апелляции групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. 2) подражание – воздействие на работников личным примером; 3) вовлечение – прием с помощью которого работник становится соучастником трудового или общественного процесса; 4) запрещение – тормозящее воздействие на личность , предполагающее прекращение импульсивных действий неустойчивого характера.
Содержание, виды и этапы принятия управленческих решений на предприятии туризма.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить свои обязанности. Подходы к принятию решений: 1) интуитивные решения - выбор на основе ощущений, что он правилен; 2) на основе суждений – выбор на основе накопленных знаний и опыта; 3) рациональное решение – основывается на объективном аналитическом процессе.
Классификация решений:
1. запрограммированные – результат реализации определенной последовательности шагов;
2. незапрограммированные – в ситуации новой для предприятия, обусловленная неизвестными факторами.
По уровню управления: 1) на уровне менеджера; 2) на уровне структурного подразделения; 3) на уровне руководителя предприятия.
По масштабу воздействия: 1) общие решения, которые обхватывают всю систему управления; 2) локально-текущие вопросы.
По содержанию: 1) научно-технические; 2) экономические; 3) организационные.
Методы принятия решений:
1. количественный – линейное программирование, теория игр и очередей.
2. качественные – экспертные оценки.
Этапы принятий решений:
1. диагностика проблемы
2. формирование ограничений и критериев для принятия решений
3. выявление альтернатив
4. их оценка
5. выбор альтернативы
6. реализация альтернативы
7. оценка управленческого решения (сопоставление результатов с целями)
Факторы, влияющие на принятия решений: 1) личностные оценки руководителя; 2) информационные ограничения; 3) возможные негативные последствия; 4) взаимозависимость решений.