Требования к курсовым работам на разных курсах
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.
Курсовая работа представляет собой научно-исследовательскую работу студентов и должна выполняться по соответствующим правилам.
Написание курсовой является результатом сбора, обобщения и систематизации материала по теме, раскрытой на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. Выбранная тема должна быть обязательно согласована с научным руководителем.
При написании необходимо применять известные методы научного познания, в том числе:
1) индуктивный (от частного к общему);
2) дедуктивный (от общего к частному);
Структура курсовой работы.
Объем курсовой работы может составлять от 25 до 30 печатных страниц формата А4 (210 x 297 мм), через 1,5 (полтора) межстрочных интервала, с использованием шрифта Times New Roman, 14 размер, выравнивание текста – по ширине. Поля страницы: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее 2 см, верхнее - 2 см до номера страницы.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу посередине или внизу справа листа шрифтом № 10.
Структура курсовой работы содержит:
· титульный лист;
· содержание (оглавление);
· введение;
· основная часть ( две или три главы, в каждой по 2-3 параграфа);
· заключение (выводы и предложения);
· список использованной литературы;
· приложения
Титульный лист.
Является первой страницей курсовой работы. Он включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
Содержание.
В нем приводятся заголовки глав и параграфов работы, указываются страницы, с которых они начинаются.
Введение должно:
1. Обосновывать актуальность темы, т.е. подтверждение необходимости и важности научных исследований в данном направлении.
2. Содержать общую постановку проблемы.
3. Давать краткую характеристику содержания работы и использованной литературы, а
4. Определять цель и задачи, формулировку объекта и предмета исследования.
5. Раскрывать содержания глав и параграфов работы.
Объем введения – 1.5-2 страницы.
Основная часть.
Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей и может содержать как две, так и три главы в зависимости от выбранной темы исследования.
В первой главе(теоретической части), на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их оценка, обосновывается и излагается собственная позиция студента.
Вторая и третья главы носят практическую направленность.
Во второй главе проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.
В третьей главе, на основании предыдущих глав, рассматривается реальная практическая ситуация и предлагаются варианты решения проблемы. Анализируемые вопросы рекомендуется сопровождать расчетами экономической эффективности вносимых предложений.
Заключение.
По объему заключение составляет 1-1,5 страницы с последовательно излагающимися теоретическими и практическими выводами, сделанными в каждой главе в результате исследования. Выводы пишутся в виде тезисов (по пунктам) и должны отражать основное содержание по теории вопроса, анализа и практического решения проблем данной ситуации. Выводы, содержащиеся в заключении должны соотноситься с целями и задачами, обозначенными во введении.
Требования к курсовым работам на разных курсах
Курсовая работа на втором курсе представляет собой научный реферат с преобладанием аналитической составляющей по выбранной студентом теме.
Целью работы над курсовой работой второго года обучения является формирование у студента навыков:
– формулирования проблемного вопроса и его анализа
– поиска отечественной и зарубежной литературы по конкретной теме;
– осмысления и структурирования полученной информации;
– корректного цитирования или описания мыслей и результатов других авторов, исследователей, а также умение писать ясно и логично.
В качестве обязательных требований к работе выступают:
– четкая формулировка проблемы;
– психологическое определение используемых в работе понятий (с объяснением в случае необходимости различий между повседневным и научным значениями понятия);
– рассмотрение различных отраженных в научной литературе точек зрения на проблему, их сопоставление и оценка;
– изложение собственного понимания проблемы;
– описание различных путей и методов анализа и решения проблемы.
При этом необходимо в тексте работы изложить свое отношение к представленным в литературе точкам зрения, обосновать их принятие или непринятие.
Обязательным для курсовой работы второго курса является знакомство студента с первоисточниками по выбранной теме. Считается недопустимым цитирование первоисточников по учебникам, а также ограничение списка изученной литературы 4–5 наименованиями. Отказ от рассмотрения части (какого-либо раздела) литературы по изучаемому вопросу должен быть специально обоснован во введении к работе.
Не является обязательным, но приветствуется наличие методической и эмпирической части, в которых студентом описываются методы получения информации, краткий вторичный анализ имеющихся (в литературе или в отчетах о проведенных исследованиях) результатов по данной теме, результаты собственных наблюдений.
Работа, не содержащая результатов научного реферирования, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы за второй курс
Курсовая работа на третьем курсе посвящена решению содержательной задачи по теме, с помощью статистических методов и наличествующего программного обеспечения.
Составными частями курсовой работы на третьем курсе являются теоретический и эмпирический разделы.
В теоретической части содержится программа исследования по выбранной теме, а именно:
– постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;
– формулировка и обоснование цели исследования;
– анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);
– теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);
– постановка исследовательских задач данного этапа работы;
– формулирование рабочих гипотез.
– описание методики сбора данных;
– описание методики обработки и анализа данных.
В эмпирической части работы представляются результаты расчетов, проведенных студентом с использованием математико-статистических методов анализа данных. В этой части работы студент показывает свое понимание сущности методов анализа данных (их возможностей и ограничений) и умение работать с программным обеспечением. Обязательным требованием является наличие содержательной интерпретации результатов, полученных с помощью выбранных методов.
Эмпирическая часть обязательна для всех курсовых работ, выполняемых на третьем курсе. Использование в работе простейших способов анализа данных (описательных статистик, одномерных распределений) является необходимым, но недостаточным условием для получения положительной оценки.
Студент свободен в выборе методов анализа данных, а также программного обеспечения. Вместе с тем, было бы нелишним аргументировать адекватность выбора программного обеспечения поставленным в работе задачам.
На третьем курсе допускается выполнение курсовых работ преимущественно методической направленности, в которых основной акцент делается не на анализе данных конкретного исследования, а на методе исследования. В этом случае в работе должно содержаться описание имеющихся методов для решения определенного класса задач, анализ избранного студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки) с обоснованием целесообразности применения в конкретных случаях и полезности для пользователя-психолога. В курсовой работе методической направленности студент должен показать понимание сущности метода и основных принципов его использования, показать возможные области применения, продемонстрировать эффективность применения данного метода на конкретном социально-психологическом материале.
Работа, не содержащая эмпирических результатов в одной из вышеперечисленных форм, не позволяет оценить деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы по анализу данных за третий курс.
Курсовая работа на четвертом и пятом курсе представляет собой научную работу,базирующуюся на результатахсобственного исследования по теме, связанной с одной из изученных за четыре года дисциплин. Это исследование может быть как самостоятельным, так и являться составной частью более крупного исследования, проводимого исследовательским коллективом, в который входит студент.
В последнем случае студенту стоит ясно описать характер своего собственного вклада в коллективное исследование.
Как правило, курсовая работа на четвертом курсе является частью дипломной работы, поэтому необходимо показать место и роль данного этапа исследования в общей работе над темой.
Для курсовой работы на четвертом курсе обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.
В теоретической части излагается программа исследования по выбранной теме, а именно:
– постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;
– формулировка и обоснование цели исследования;
– анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);
– теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);
– постановка исследовательских задач данного этапа работы;
– формулировка рабочих гипотез.
Методическая часть должна содержать:
– априорное описание эмпирического объекта;
– обоснование методов сбора информации и описание методики сбора данных;
– краткое описание методики обработки и анализа данных.
В приложении к работе обязательно размещается полный инструментарий исследования или используемый фрагмент.
Работы, опирающиеся на качественные методы сбора информации, должны содержать в приложении примеры полученных материалов: полных текстов углубленных интервью, дневников наблюдения и пр. Принцип отбора материалов, включенных в приложение, обосновывается и описывается в основном тексте работы.
В эмпирической части работы содержится анализ результатов и основные выводы исследования, а также заключение студента относительно адекватности используемых методов сбора и анализа данных поставленным задачам. Эмпирическая часть обязательна для всех курсовых работ на четвертом курсе.
В курсовых работах преимущественно методической направленности основной акцент делается не на получении эмпирического результата, а на методе исследования. Они содержат описание имеющихся методов для решения определенного класса психологических задач, анализ избранного студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки) с обоснованием целесообразности его применения в конкретных случаях и полезности для практического психолога. В курсовой работе методической направленности студент должен показать понимание сущности метода и основных принципов его использования, указать возможные области и ограничения его применения, продемонстрировать эффективность применения данного метода на конкретном психологическом материале.
Работа, не содержащая эмпирических результатов в одной из вышеперечисленных форм, не позволяет оценить практическую деятельность студента в течение учебного года и поэтому не может быть зачтена в качестве курсовой работы за четвертый курс.
Оценке в курсовой работе подлежат:
– знание области исследования;
– владение современными приемами научного исследования и использование их на практике;
– глубина и степень решения поставленных задач;
– умение кратко излагать результаты и аргументировано отвечать на вопросы;
– оформление курсовой работы.
Особое внимание обращается на самостоятельность студента при решении поставленных в работе задач.
Список использованной литературы.
Должен составлять 15-20 источников, расположенных в следующем порядке:
1) Нормативно-правовые акты:
А) законы;
Б) указы Президента РФ;