Любимые герои, сюжеты, образы 2 страница. Якоря фазы растворения положительного рода — это яркий опыт человека, когда у него вовремя исчезают неприятности
Якоря фазы растворения положительного рода — это яркий опыт человека, когда у него вовремя исчезают неприятности, пропадают стрессовые факторы, мешающие ему жить; когда его жизнь доходит до определенного уровня напряжения, который воспринимается им как непереносимый, появляется добрый волшебник и после взмаха волшебной палочки все налаживается и напряжение уходит. Примерно в такой роли мыслит себя в семьях справедливый родительский суд, выносящий окончательный приговор и решающий самые затруднительные детские проблемы, конфликты и разногласия и преодолевающий ситуацию угнетения одних детей другими в ситуациях, когда уровень этого угнетения превосходит принятый в этой семье предел. Подобного рода положительные якоря фазы растворения остаются на всю жизнь человека и вселяют в него уверенность в себе: не того рода, что он обязательно чего-то добьется, а совершенно иного, а именно, убеждение в том, что ниже определенного уровня его жизнь никогда не опустится, что существует уровень неприятностей, которые в его жизни не посмеют подняться выше определенной черты, а если это и произойдет, то весьма кратковременно, и вовремя придет адекватная помощь и эти неприятности, так или иначе, ликвидирует.
Негативные якоря фазы растворения нередко связаны с ситуацией грубого разрушения того или иного объекта, существенного для человека, когда (с точки зрения человека), объекту бы еще «жить да жить», то есть он находится на фазе осуществления (а может быть, даже и творения). Нередко отрицательные якоря фазы творения возникают в ситуациях чересчур быстрой смены ее этапов, то есть субмодальностей. Если в модальности растворения включена субмодальность творения, то неприятности еще только приходят, и грядущее уничтожение лишь обозначает свои причины и основные пути. И если в этой ситуации этот этап резко, только начавшись, сменяет субмодальность на растворение и объект фактически распадается и растворяется в окружающей среде, у человека возникает стресс и якорь, сопряженный с представлением о том, что лишь только начавшись, распад немедленно доходит до конца. Такого мнения нередко придерживаются начинающие врачи, изучающие истории болезней и искренне полагающие, что человек, у которого появились первые признаки пародонтоза (легкая кровоточивость десен), через год-два полностью лишится всех своих зубов, его десны рассосутся, а челюсть уменьшится вдвое. В действительности же, конечно, так быстро этот процесс, как правило, не идет, и с начинающимся парадонтозом можно жить долгие годы. Другой типичный для фазы растворения якорь — это немотивированное растворение, то есть беда, которая приходит без каких бы то ни было предзнаменований и возможности к ней подготовиться, с ней договориться. Если когда-то такая ситуация случилась и человеку сильно эмоционально запомнилась, то он будет ожидать аналогичного течения событий и в фазе творения, и в фазе осуществления, то есть он будет считать их неустойчивыми независимо от обстоятельств и способными к мгновенной замене на фазу растворения в субмодальности растворения.
Вопросы к читателю. Подумайте, к каким модальностям и субмодальностям приводят вас неожиданные срывы и самопрерывания, обусловленные не логикой развития событий, а вашими собственными внутренними причинами, возможно, неосознаваемыми? К какой модальности и субмодальности относятся ваши якоря? Подумайте о положительных якорях, об отрицательных и о нейтральных, то есть об обстоятельствах, которые часто притягивают ваши ассоциативные цепочки, но окрашены эмоционально нейтрально. Бывают ли у вас состояния, положительные или отрицательные, к которым вы часто возвращаетесь, не имея на то особых причин? Попытайтесь оценить модальности этих состояний не только в диалектическом архетипе, но также и в холистическом, и в диадическом. Представьте себе конкретную ситуацию, которая имеет тот же набор модальностей и субмодальностей, которые определили вы.
Застревание
Тема застревания тесно связана с темой якорей. У каждого человека есть какие-то ситуации, какие-то настроения, какие-то внутренние и внешние сюжеты, на которых он застревает и не может вырваться из них, несмотря на все усилия, как свои, так и окружающих. Для того чтобы понять природу застревания, важно оценить его модальность и субмодальность.
Застревание на фазе творения — вещь чрезвычайно характерная для бездельников. Настоящий бездельник не только ничего не делает, то есть не включает фазу осуществления, он обязательно планирует и собирается что-то сделать. Он увлекается все новыми и новыми идеями, берет все новые и новые авансы, но никогда их не претворяет в конкретную деятельность и даже не пытается этого сделать. Здесь налицо застревание на фазе творения, иногда даже в субмодальности творения. Подумайте, как выглядит застревание на этапе осуществления фазы творения, как выглядит застревание на этапе растворения фазы творения.
Застревание на фазе осуществления — характерная черта людей, которые не могут выйти за пределы заколдованного для них ритма существования, который уже давно исчерпал свои резервы и должен либо как-то обновиться, либо самоликвидироваться. Так, жена, разведясь с мужем и прожив уже несколько лет отдельно от него и не общаясь с ним, продолжает выяснять с ним отношения и ругаться с ним в своем воображении все так же, как она это делала в течение долгих лет их совместной жизни. Вообще это один из самых опасных видов застревания, потому что когда определенный сюжет вышел из фазы осуществления и фактически уже давно находится в фазе растворения или вовсе ушел из жизни человека, но человек пытается его реанимировать и взаимодействовать с ним так, как будто бы он был жив, то возникает эффект сильного искажения реальности и отравления ее несвойственной ей энергией. Так, многие люди в нашей материалистической культуре продолжают держать души своих умерших родственников интенсивными воспоминаниями о них; фактически они продолжают жить с ними вместе так, как будто эти родственники не умирали, и последние не имеют возможности окончательно распроститься со своим уже прожитым и исполненным земным воплощением с тем, чтобы уйти дальше в странствиях своей души. При этом сам человек, не отпускающий силой мысли своего умершего родственника, также не может нормально функционировать, вписываться в социальную реальность и со стороны несколько похож на зомби. В уходящей культуре, впрочем, такое состояние приветствовалось и воспевалось, например, преданность женщины убитому на войне мужу воспринималась как совершенно положительный идеал. Такого рода отношение, возможно, уместно для страны, ведущей постоянные войны и ориентированной на уровень существования на грани выживания, но для цивилизации, поднимающейся выше этого уровня, такое отношение признать нормальным уже трудно.
И, наконец, застревание на фазе растворения — это тоже довольно распространенное явление, когда человек не может завершить процесс распада того или иного объекта. Вроде бы он его, с одной стороны, хоронит, но решительные действия закладывания его в гроб, опускания гроба в яму и установки памятника — пойти на это человек никак не в состоянии. Или, похоронив один аспект объекта, человек принимается хоронить другой, третий, но при этом объект в целом остается как бы вечным, то есть похоронить его целиком и перейти к какой-то иной фазе существования человек оказывается не в силах. Так некоторые люди борются с излишним весом, применяя самые разнообразные и причудливые методики борьбы с лишним жиром, иногда успешно его сгоняют на несколько килограммов, но затем незаметно для себя набирают вновь и снова и снова идут в атаку, очищая свой организм разнообразными способами, но будучи не в силах качественно изменить режим своей жизни с тем, чтобы реально поменялся обмен веществ и лишний жир ушел навсегда.
Вопросы к читателю. Какие черты вашего характера и внешнего облика вас не устраивают, но вы ничего не можете с ними сделать? Оцените их модальность, модальность соответствующих проблем. На чем вы застреваете в вашей бытовой жизни, в ваших отношениях с партнерами, с мужем, с детьми, с начальником, с подчиненными, с друзьями? Оцените модальности ваших застреваний. Какого рода модальности застреваний свойственны вашим друзьям? Подумайте, застревание в каких модальностях у ваших друзей вызывает у вас чувство наибольшего раздражения, неприятия, вражды? Какие застревания, наоборот, представляются вам терпимыми и простительными? Оцените их модальность.
В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Начальник
Начальник, ведомый архетипом творения, столь же великолепен, сколь и временами непереносим. Он считает, что главная его задача — генерировать новые идеи; при этом их исполнение он возлагает на своих подчиненных. Если к тому же над ним шефствует глобальный архетип, то он достигает такого величия, что его временами хочется снимать в кино — при том, что он не ощущает никакой ответственности за реальность и исполнимость своих планов, возлагая ее на подчиненных и искренне полагая, что они то, что окажется нереализуемым и неисполнимым, проигнорируют, а все остальное выполнят вовремя и в лучшем виде. Негативный вариант такого начальника сопровождается поведением по типу: «Вы еще узнаете меня с плохой стороны», когда изобретательные идеи наказаний, репрессий и невыполнимых работ сыплются из него как из рога изобилия. Но, опять-таки, он не склонен следить за тем, чтобы все эти идеи претворялись в жизнь. Максимальное внимание этого начальника привлекает подготовка новых проектов, новые идеи, возможность получить ссуду, аванс, банковский кредит и т. д., и в этом он бывает необыкновенно эффективен и изобретателен.
Начальник, ведомый архетипом осуществления, силен, когда он руководит сложившимся коллективом со сложившимися традициями, когда производственный цикл уже налажен, отношения со смежниками и вообще с внешним миром уже отработаны и не идет существенных качественных изменений ни в самом коллективе, ни в окружающей среде. Тогда этот начальник будет хорошо и ответственно руководить отношениями фирмы с поставщиками, с заказчиками и процессами, идущими внутри самой фирмы. Все это будет находиться в фокусе его внимания, и в рамках этого процесса у него, возможно, проявится и творческое начало, но его внимание не будет отвлекаться в сторону. Качественно новых идей и проектов, так же, как и глобальных изменений в составе фирмы, он не любит и к ним не стремится. В то же время незначительные потрясения он способен сбалансировать лучше, чем кто бы то ни было. Он не очень думает о далекой перспективе, но ближние видит хорошо и действует в соответствии с ними. Если под архетипом творения начальник с успехом руководит инновационными фирмами, разработкой, изобретением и т. п., то архетип осуществления дает начальника, который хорошо руководит фирмами, существующими в стабильных условиях и выполняющими очевидную и социально принятую, социально понятную задачу. Однако на крутых поворотах жизни страны или собственного рабочего коллектива ему приходится нелегко, его действия могут показаться окружающим косными и чересчур догматическими, прямолинейными. Он может справиться с малым бунтом или забастовкой сотрудников с небольшими требованиями, но большой бунт или требования крупной перестройки застанут его врасплох.
Начальник на фазе растворения любит слушать отчеты сотрудников, подводить итоги, заниматься критикой и искоренением тех элементов в работе фирмы и его собственного коллектива, которые, по его мнению, устарели и подлежат сносу, слому, выбрасыванию на помойку. Хорошо, если его подразделение или фирма, которой он руководит в целом, занимается работой, связанной с фазой растворения. Например, это может быть редактор сатирического журнала или глава контрольной комиссии, начальник уголовного розыска и т. д. Этому начальнику свойственна мудрость задним числом, то есть он действительно умеет делать выводы из тех ошибок, которые были совершены, но видение вперед и разработка новых идей для него чрезвычайно сложны. Он берет на себя роль санитара в работе собственного коллектива, оставляя рутинную работу часто без особенного внимания, не говоря уже о радикальных идеях, которые появляются. В них он также скорее склонен видеть слабые места, чем достоинства. Но уж если он не нашел никаких изъянов в плане и перспективах, которые предлагают ему сотрудники, собирающиеся как-то видоизменить или сделать более устойчивой работу фирмы, то есть много шансов на то, что этот план удастся провести в жизнь, особенно если начальник не станет чересчур активно в него вмешиваться.
Вопросы к читателю. Какой тип начальника нравится вам больше других? Если вы сами — начальник, подумайте, каков стиль вашего руководства? Какой стиль вы, наоборот, считаете для себя недопустимым или крайне нежелательным? Как вы руководите своими детьми? Людьми, которые волей случая оказались у вас в подчинении? Считаете ли вы, что начальник обязательно должен быть чрезвычайно внимателен к новым веяниям или основным предметом его внимания должно быть поддержание стабильной работы коллектива, или что главное в работе начальника — это быстрое и своевременное отыскание узких мест в работе коллектива и их своевременное исправление?
Подчиненный
Подчиненный, ведомый архетипом творения, любит приниматься за новые виды работы, которые предложит ему начальник или исполнять идеи, которые приходят ему самому в голову по ходу исполнения задач. Очень важно не лишать его инициативы. Какие недостатки у этого подчиненного, читатель с большой пользой для себя продумает и перечислит сам.
Подчиненный, ведомый архетипом осуществления — мечта начальника. Это исполнитель, который требует, чтобы ему точно дали задание и назначили срок, когда оно должно быть исполнено, а остальное берет на себя. Он очень не любит, когда ему по ходу выполнения задания ставят новые ограничения, новые условия, модифицируют это задание, но зато на него чаще всего можно положиться, когда он привыкает к производственному ритму — тогда он способен поддерживать работу, даже если идут небольшие и не слишком частые нарушения этого ритма. Но все же каждый раз, когда это происходит, он страдает, и качество его работы несколько портится. Ему, возможно, не хватает творческого начала, но, как правило, такие люди ставятся на рабочие места, где творческое начало не слишком нужно и не приветствуется начальником. Этому человеку, как правило, не надоедает монотонная работа, он умеет находить в ней вариации и тонкости, не видимые на фазе творения, но, тем не менее, достаточно украшающие для него время, которое он тратит. Кроме того, его всегда поддерживает ощущение того, что он является основным производителем, основным трудящимся.
Подчиненный на фазе растворения может, если захочет, похоронить любой начальственный замысел. Чаще, однако, он склонен искать в последнем дефекты, недостатки и трудности исполнения. При конструктивном настрое его в сочетании с другими сотрудниками можно использовать, например, при подготовке плана будущих работ и при оценке очередного закончившегося цикла работ. Однако направлять его в одиночку на работу в стиле фаз творения или осуществления не рекомендуется. Он быстро превратит и ту и другую в фазу растворения, по крайней мере, для себя лично и либо затоскует, либо нарушит производственный процесс. Это может обнаружиться сразу или спустя некоторое время.
Пример. Один студент, подготавливая дипломный проект, в котором описывалась конструкция сложного прибора, где-то в середине текста написал: «А эту деталь мы сделаем из картона, поскольку до этой страницы моего диплома никто не дочитает!» Эта фраза показывает, что к моменту ее написания студент твердо оказался под сильнейшим влиянием фазы растворения.
Вопросы к читателю. К какому типу подчиненного относитесь вы сами? Любите ли вы исполнять творческие поручения, требующие выдумки, или четко определенные, или заниматься критикой, разборкой, демонтажем того или иного объекта? Вспомните ваши любимые детские игры. К какой модальности относилась ваша роль в них? Что вы собираетесь делать на пенсии? Оцените модальность ваших планов. Какой вид начальника вы считаете наихудшим? Оцените его модальность и субмодальность. То же в отношении наилучшего начальника. Сможете ли вы быть комплементарным ему?
В группе равных
О том, какую модальность предпочитает для себя человек в кругу друзей или при неформальных занятиях без чересчур определенной цели, можно судить по тому, какую роль он при этом на себя берет. О том, какая модальность представляется ему совершенно неподходящей, можно судить по тому, какие роли он не берет на себя никогда, и относится к ним даже с известным отвращением. Некоторые роли он не берет на себя, но считает допустимыми для окружающих — это тоже определенный тип взаимоотношений между соответствующим архетипом и подсознанием человека.
Для модальности творения характерны такие роли как Трубадур, Энтузиаст, Любитель Сюрпризов, Тысяча и Одна Неприятность. К модальности осуществления относятся такие роли, как Хороший Товарищ, Исполнитель, Надежная Опора, Соучастник, Работник, Труженик, Послушный Слуга. К модальности растворения относятся такие роли как Вечная Жилетка или Сочувствующий Чужому Горю, Мироед, Критик, Ответственный за Чистоту, Блюститель Нравов, Скорая Помощь.
Вопросы к читателю. В какой роли чаще всего выступаете вы в компании своих друзей? Оцените ее модальность и субмодальность. Подумайте о ролях и модальностях людей, которые ведут себя неприятным для вас образом. Используете ли вы в своей жизни эти модальности и субмодальности? Любите ли вы производить на людей сильное впечатление сразу или предпочитаете, чтобы они оценивали вас, проведя с вами некоторое время, при расставании с вами, локальном или окончательном?
Семья
Семья — это среда, в которой человек раскрывается в наибольшей степени, и модальности, которые он там встречает и проявляет сам, относятся к числу наиболее интимных. То, что позволяет себе человек в семье, он, может быть, не позволяет себе ни в каком другом месте. То, что он может вынести в семье, опять-таки, он может быть неспособен вынести нигде еще. Изучая поведение человека в семье, мы получаем доступ к очень глубоким слоям его психики, если ведем наблюдение достаточно внимательно, в частности, обращаем внимание на модальности и субмодальности.
Ошибки, особенно случайные, в восприятии человека в семейной ситуации, некомплементарности его поведения, — все это важнейшие признаки несовершенства его собственной психической организации и конфликта между подсознательными модальностями. Вообще семья как таковая, особенно большая семья, в которой представлены три последовательные поколения, так сказать, дети, родители и бабушки-дедушки, представляет собой модель развивающегося микрокосма, и та игра модальностей, которая наблюдается в этой семье, в чем-то похожа на игру модальностей мира в целом и является для каждого человека моделью этого мира, причем не просто моделью, а той моделью, на основе которой он строит свое представление об этом мире, то есть базисную модель. Поэтому, корректируя свое поведение в семье, человек фактически корректирует свое поведение и во внешнем мире, и во внутреннем, и свое глубинное психическое устройство.
С чего же начать? Прежде всего, следует оценить общую модальность семьи в настоящий период времени. Если семья большая, в ней ничего особенного не происходит и некоторый уровень стабильного существования свойственного ей, продолжается уже несколько лет, то можно твердо сказать, что семья находится в модальности осуществления. Модальность творения свойственна семьям, которые только-только созидаются. Например, молодые муж и жена отделяются от родителей и начинают строительство собственного гнезда. У них появляется ребенок, они к нему привыкают, потом появляется следующий ребенок … и тут уже фаза творения, как правило, сменяется фазой осуществления, даже если у них продолжают появляться новые дети, потому что общий ритм семьи уже установлен и повлиять на него качественно не так-то легко. Фаза растворения семьи, как правило, возникает, когда дети, вырастая, покидают семью. Этот процесс обычно сопровождается предварительным процессом отчуждения детей от семьи и отчетливо включает фазу растворения. Другой момент, который также отчетливо включает фазу растворения, — это смерть одного из членов семьи, причем фаза растворения характерна для периода, предшествующего этой смерти. Например, это период тяжелой болезни одного из членов семьи, или период перед внезапной катастрофой, когда над семьей нависает некоторое мрачное облако, наиболее интуитивные члены семье ощущают нависшую угрозу, хотя и не могут точно сказать, в чем она проявится. После того, как дети уходят из семьи или умирает кто-то из ее членов, семья нередко входит в фазу творения, адаптируясь к вновь возникающей ситуации. Если этой адаптации не происходит и готовится уход еще одного члена семьи (или в социум, или в иной мир), то снова ощущается влияние архетипа растворения. Это, так сказать, наиболее отчетливые события, но, даже когда их не происходит и семья с социальной или глобальной точки зрения находится на фазе осуществления, в ней все равно идут более мелкие процессы, которые могут восприниматься как субмодальности, которые окрашивают жизнь семьи в самые разнообразные оттенки, меняющиеся иногда день ото дня, и уж во всяком случае, от месяца к месяцу.
Вопросы к читателю. Какая из фаз жизни семьи кажется для вас наиболее интересной? Наиболее спокойной? В какой семье вы отдыхаете, в какой, наоборот, напрягаетесь? Является ли для вас нерешаемой задачей адекватное поведение на поминках? В минуты семейного траура? Ощущаете ли вы рождение ребенка в семье как праздник? Как заурядное событие? Как трагедию? Вспомните, как к этому событию относились в семье, где вы выросли? Есть ли у вас знакомые, которых привлекают разваливающиеся семьи? Понимаете ли вы, почему их туда тянет? Считаете ли вы, что измена одного из супругов — повод для развода? Склонны ли вы завидовать новобрачным, только начинающим свою семейную жизнь? Как вы считаете, может ли быть интересной старость супружеской пары, прожившей вместе шестьдесят лет?
Пара
В жизни пары модальности творения, осуществления и растворения ощущаются необыкновенно ярко. Вероятно, это одно из самых ярких переживаний любого универсального архетипа и его модальностей, которые вообще даны человеку. Особенно неприятны отношения в паре, в которой одну и ту же ситуацию партнеры оценивают по-разному, например, один из партнеров — как находящуюся в модальности осуществления, другой — в модальности растворения. Такого рода разногласия чрезвычайно негативно сказываются как на климате отношений в целом, так и на самочувствии и успехах каждого из партнеров. Поэтому как к модальности объективно существующей ситуации (если в данном случае можно говорить о какой-то объективности), так и к модальности, в которой находится партнер, следует относиться чрезвычайно внимательно, поскольку ошибки здесь обходятся очень дорого, и в хорошо слаженной паре согласованы не только модальности, но и субмодальности, и комплементарность взаимного поведения достигает чрезвычайно высокого уровня.
Типичный пример. Представим себе ситуацию, когда в паре произошла размолвка. Где мы едем, в какой модальности находимся? Первый партнер может считать, что эта размолвка приводит пару к этапу растворения фазы осуществления, то есть что в совершенно нормальной среде существования, в устоявшемся сюжете пары возникли недочеты, досадный сбой, который, однако может быть сейчас проанализирован и устранен, и с этой позиции, в этом настроении он склонен приступить к обсуждению случившегося. Второй партнер, однако, считает, что пара уже находится на этапе творения фазы растворения, то есть то, что произошло, не случайность и не мелочь, а большое и крупное событие негативного плана, которое не только предвещает распад пары, но и является первым этапом этого распада, и именно так и воспринимает это событие и дальнейший сюжет жизни пары. Тогда второй партнер совершенно не склонен обсуждать то, что произошло с конструктивных позиций, возвращаться к равновесию, достигнутому раньше, а ждет развития этого симптома, его разрастания и углубления трещины, возникшей между партнерами, и именно с этой точки зрения воспринимает попытки партнера вернуть исходное равновесие. Сложно говорить в этой ситуации об объективности, но, во всяком случае, такого рода расхождения в модальностях, если они не проговариваются явно и партнеры пытаются найти выход из создавшегося положения, не меняя своих позиций, приводит к неприятным для обоих психологическим последствиям, то есть им становится друг с другом очень тяжело и продолжать какое бы то ни было взаимодействие оказывается просто невозможно.
Самые разнообразные действия партнеров по отношению друг к другу и во внешнем мире могут рассматриваться ими в самых различных модальностях и субмодальностях и в зависимости от этого приобретать совершенно различную окраску, иногда модифицируясь просто до неузнаваемости. Представим себе супружескую пару (а таких пар немало), в которой муж живет в постоянной фазе творения, он восхищен и очарован своей женой, он в нее практически влюблен, для него их брак — вечно новое становление парного союза, исполненное сюрпризов, радостей, иногда огорчений, но никогда ему не наскучивающее, ни один сюжет не повторяется, все новое, все свежее, все интересное. Его жена, наоборот, утомлена браком и, хотя объективно он существует уже много лет и распадаться не собирается, тем не менее, субъективно она прочно стоит на фазе растворения, причем в этой фазе на этапе творения, то есть все происходящее воспринимает как долгожданное начало конца их отношений. Представим себе такую ситуацию: муж, соскучившись за длинный рабочий день по своей жене, приносит ей большой букет цветов, желая сделать ей сюрприз и изображая на своем лице, и в глазах, и во всей фигуре, и в походке фазу творения, он подбегает с неожиданной стороны к жене, лучезарно ей улыбается и в последний момент вытаскивает из-за спины громадный букет (по его мысли, неожиданный дар судьбы для нее). Как же она воспринимает его поведение? Она думает: «Ну наконец-то, он решился мне изменить, он решил от меня уйти, и теперь, изменив мне, он испытывает громадное чувство вины, и чтобы его искупить и скрыть, пытается сгладить позицию, заглушить муки совести, которые мучают его давным-давно, и теперь дарит мне цветы, чтобы я ничего не заметила, но я прекрасно все вижу и понимаю, что наш брак давно обречен». Все эти мысли пробегают в ее голове гораздо быстрее, чем читатель прочитывает их на бумаге, но успевают окрасить ее лицо в характерно сумрачное выражение, с которым она и принимает этот букет. Муж, впрочем, считает, что жест, которым она протягивает руку, необыкновенно изящен и прекрасен, и никогда она раньше так ее не протягивала, и остается в своей радостной модальности творения, а жена — в модальности растворения. Опыт показывает, что такого рода союзы могут существовать неограниченно долго, но взаимное огорчение друг другу эти партнеры все-таки доставляют, и, хотя их сознание может игнорировать разницу в модальностях и некомплементарность реакций и поведения, но подсознание отлично ее замечает, и хотя свое разочарование и неудовольствие они вытесняют из сознания, но, тем не менее, отягощают свое настроение и усложняют судьбу в целом.
Читатель может сам придумать примеры комплементарного и некомплементарного взаимодействия пары, когда один из партнеров употребляет, например, модальность творения, а другой воспринимает его в модальности осуществления, и, аналогично, когда один из партнеров находится в модальности осуществления, а другой — растворения.
Вопросы к читателю. Какая из модальностей поведения в паре для вас органична? Какую вы не переносите? Какую вы предпочитаете видеть у партнера? Проанализируйте также и субмодальности. Обратите с этой точки зрения внимание на диалоги, которые ведут знакомые вам слаженные и, наоборот, рассогласованные пары. В какой мере комплементарно их поведение? Попробуйте сменить обычную модальность ваших ответов в разговоре с партнером, например, вместо модальности осуществления употребите модальность творения или растворения. Обратите внимание на реакцию. Попробуйте использовать более тонкие маневры — заменять не модальность, а субмодальность. Опять-таки обратите внимание на обратную связь. Представьте себе, что к вам приходит партнер и заявляет: «Все, наши отношения закончены». В какой модальности вы отреагируете? Придумайте ответы в модальности творения, осуществления и растворения.
Знакомство
В какой модальности предъявляет себя человек, знакомясь с вами? В какой модальности предстаете вы перед ним? Ниже приведены некоторые ключевые моменты. Читатель, конечно, понимает, что знакомство само по себе по своему жанру относится к модальности творения, поэтому речь идет о субмодальностях, и они могут быть трех видов с точки зрения диалектического архетипа.
Знакомясь под архетипом творения, человек пытается произвести впечатление на партнера или на общество, в которое он входит. Он предъявляет ему такие свои качества, создает в связи со своим появлением такие эффекты, которых никогда ранее это общество не видело. Он как бы говорит: «Посмотрите на меня, какой я необыкновенный, уникальный», — и предъявляет какие-то качества или умения, или свойства, которые не могут остаться незамеченными, но должны произвести на общество впечатление, которое оно не только не забудет, но и будет вынуждено с некоторым трудом ассимилировать, и в ходе этой ассимиляции изменится само. Появляясь в жизни человека или коллектива, этот человек как бы говорит: «Вы через меня не переступите, жить дальше так, как вы жили, вы не сможете».