Затраты и потери рабочего времени
Касаясь затрат и потерь рабочего времени нельзя не вспомнить удивительные слова русской поэтессы А.Ахматовой:
Но как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен...
Менеджеру необходимо постоянно следить за своим временем, но не за стрелками на часах; не тратить время даром: это тот материал из которого создана жизнь (из фильма «Унесённые ветром»).
Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена рекомендуется [16] принимать равным 6:2:2, а в структуре менеджера низшего звена — 1:2:7, т.е. руководитель должен больше заниматься формированием стратегий, а мастер — их исполнением.
Первые пять дней недели, с понедельника по пятницу включительно, менеджеру следует работать, чтобы не отстать от конкурентов. А по субботам и воскресеньям ему надо стараться их обойти.
Это как должно быть. На практике всё выглядит несколько иначе. По наблюдениям Г.Минцберга, менеджер в среднем лишь один раз в два дня может на полчаса заняться запланированной работой, так чтобы никто его при этом не отвлекал. Остальное время он находится в вихре событий и потоков информации, ему приходится постоянно переключаться на новые вопросы, изворачиваться и принимать на ходу решения, полагаясь на непроверенную информацию (слухи и сплетни) больше, чем на отчёты и доклады. Таким образом, резервы для приведения в соответствие своей работы с требованиями менеджмента есть. Надо только иначе организовать свою работу. Недооценка роли организации рабочего дня, рабочей недели, рабочего места руководителя привела к тому, что в управленческой деятельности производительность труда за последние полвека возросла только в 2-3 раза, в то время как на производстве она выросла в 30 раз.
Главной задачей оптимальной организации рабочего дня, недели, рабочего места является повышение производительности труда руководителя, экономия его физической и умственной энергии.
На рабочем месте должно быть предусмотрено естественное боковое освещение. Если окно находится с южной стороны, необходимо предусмотреть жалюзи или шторы.
Умственный труд допускает шумовые нагрузки не более 40дБ (тихий разговор), поэтому должны быть предусмотрены двойные двери и окна. Ковёр на полу, комната отдыха — не излишество, а необходимость.
.Повышению производительности труда способствует рациональное цветовое оформление. Цветовой интерьер в психике человека вызывает множество разных чувств, не исследованных до конца. Известно, что светло-голубые тона кажутся холодными, зелёный цвет относится к оптимальному для глаз, действует успокаивающе, благотворно влияет на психику. Шум в таких помещениях не воспринимается так остро, как, например, в помещениях с красной окраской. Помещение, окрашенное в светлые тона, кажется шире, создаётся зрительное впечатление большой площади.
Благоприятные климатические условия обеспечиваются применением систем кондиционирования.
Работать менеджер должен не с утра до ночи, а с умом.
Хорошо если менеджер обладает так называемым качеством вертолёта. Это способность приподняться над мелочами жизни, суметь посмотреть со стороны, что же происходит с организацией, а затем вернуться к каждодневным заботам руководителя. Надо отметить, что это очень редкое качество. Большинство умеющих заглянуть вперёд менеджеров оказываются плохими руководителями в рутинных, каждодневных ситуациях. С другой стороны, есть много менеджеров, великолепно решающих практические вопросы, но страдающих «близорукостью». Потому-то группаизтрёх (двух) руководителей лучше, чем один начальник.
Т.Питерс предложил 45 правил для менеджеров. Некоторые из них следующие:
• специализация (создание ниш), дифференциация;
• высокое качество;
• одержимость сервисом;
• поддержка тех, кто потерпел неудачу, поощрение тех, кто хорошо разобрался в своих ошибках;
• инновации как стиль жизни каждого сотрудника организации;
• постоянное уменьшение числа уровней управления организацией;
• предоставление гарантий трудоустройства ключевым работникам;
• последовательность во всех делах как внутри организации, так и за её пределами.
Известный американский специалист по менеджменту П.Друкер, анализируя работу менеджеров, определил основные причины их неудач, которые вполне подходят и для российских менеджеров. Ниже приведены основные из них.
1. Стремление получения материальных выгод в ущерб интересам дела или сотрудников.
2. Стремление к внешним атрибутам, символам власти (шикарный дом или дача в престижном районе, кабинет, обставленный как дворец султана, дорогой автомобиль).
3. Забота о собственной карьере, положении в ущерб интересам дела или сотрудников. Присвоение себе заслуг подчинённых.
4. Сокрытие своих чувств, эмоций от сотрудников.
Умение стать искусным слушателем — одно из самых важных требований, предъявляемых к менеджеру.
Организация взаимоотношений с сотрудниками
При организации взаимоотношений с сотрудниками хорошо помнить наставление Екклесиаста: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время? Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что, кто боится Бога, тот избежит всего того. Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе». [Еккл., 7,16-19].