Раздел I. Современные научные данные о поведении и деятельности сотрудников, находящихся в экстремальных условиях

Тема 1.1. Экстремальная психология как сфера деятельности психолога.

О понятии экстремальности в психологии. Соотношение понятий: чрезвычайная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные происшествия, экстремальные ситуации. Характерные особенности чрезвычайных обстоятельств. Характеристика психогенных факторов, воздействующих на личность и группу в экстремальных условиях. Возможные изменения состояний личности в результате воздействия психогенных факторов.

Тема1.2.Проблема психической нормы и аномалии в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе. Зарубежные исследования в области психологии катастроф, стихийных бедствий и боевых действий. Критерии разделения людей в соответствии с психологическими последствиями воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и их характеристика. Классификация состояний нервно-эмоционального напряжения. Психологическое обеспечение работы персонала в экстремальных условиях. Цели, задачи и направления психологического обеспечения. Критерии психологической готовности.

Раздел II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности специалистов к действиям в экстремальных условиях. Отбор и предварительная профессионально-психологическая подготовка

Тема 2.1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях

Этапы, критерии отбора. Требования профессии к человеку и человека к профессии. Важные качества специалиста. Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность сотрудника к деятельности в экстремальных условиях. Организация мероприятий психологического отбора кандидатов в Центрах психологической диагностики. Выделение успешных и неуспешных специалистов. Структура заключения по результатам комплексного обследования кандидатов. Анализ особенностей конфигурации профиля СМИЛ (ММПЛ), указывающих на возможность психической дезадаптации в экстремальных условиях (по Ф.Б. Березину). Прогностические неблагоприятные варианты выполнения цветового теста М. Люшера. Проведение собеседования психологом. Отнесение обследуемых к так называемой "группе риска". Психологический профиль личности успешных (в экстремальных условиях) сотрудников как возможный критерий прогноза адаптивности. Использование дополнительных методик: КАД (на основе личностного опросника Р. Кеттела). Психологический паспорт специалиста, направляемого в зону ЧС.

Тема 2.2. Опасность и риск.Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство.

Психологическая характеристика и определение опасности и риска. Виды опасности и типы риска. Два типа ситуаций риска и два фактора, влияющие на принятие решения о рискованном поведении. Реакция человека на опасность. Понятие состояний. Адаптивные функции страха в экстремальных условиях. Тревога, страх как психологический барьер эффективной деятельности. Определения ажитации, ступора, сумеречного состояния, паники. Условия проявления паники. Пути преодоления страха. Понятие "предстартовой лихорадки", "выгорания"; виды и характеристики психотравмирующих воздействий. Состояния посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и различных видов ПТСР. Определение стресса и дистресса. Понятие критического инцидента. Формы критического инцидента. Профилактика ПТСР.

Тема 2.3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и особенности этих состояний. Приемы регуляции благоприятных психических состояний

Стресс как благоприятное для работы в экстремальных ситуациях психическое состояние. Проблема отличия благоприятных состояний от неблагоприятных. Восприятие ситуации как нормальной, параэкстремальной, экстремальной и гиперэкстремальной и одноименные психические напряжения. Степень самоконтроля. Качество психофизиологических изменений. Состояния "предстартового" эмоционального возбуждения и его индивидуальные особенности, эмоционального разрешения, "боевой готовности", различных степеней "включенности" в ситуацию: полной, повышенной "включенности", причастности к ситуации, "отстраненности" от ситуации и их характеристики.

Формирование состояний повышенной и полной "включенности" в ситуацию посредством приемов: релаксации, связного и активизирующего дыхания, экстравертированного и интровертированного внимания; а также посредством профессионального восприятия; психологической саморегуляции, нацеленной на успешность действий в опасной ситуации. Понятие и особенность трансрегуляционной психотехники. Отличие трансрегуляционной психотехники от методов психологической саморегуляции. Практикум психологической трансрегуляции.

Тема 2.4. Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки сотрудников для работы в экстремальных условиях

Содержание понятий психологической готовности и психологической подготовки. Формы и направления психологической подготовки. Цели, задачи и принципы организации профессионально-психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях. Задачи предварительной и непосредственной профессионально-психологической подготовки. Факторы, влияющие на условия результативности профессионально-психологической подготовки. Определение понятий психологической и профессионально-психологической устойчивости. Качества и состояния, формируемые в процессе профессионально-психологической подготовки персонала. Основные (общие) и дополнительные (специальные) качества. Характеристика общей и специальной готовности сотрудников. Психограмма милиционера-бойца ОМОН. Методики предварительной профессионально-психологической подготовки: восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, мышления, развития мотивационной сферы или личностного роста; тренинги общения; аутогенная и психорегуляционная тренировки. Волевая закалка, формирование в экстремальных условиях зрелой и адекватной мотивации к труду, бдительности, решительности, находчивости, привычки к новому, внутренней психической уверенности в средствах защиты и готовности к ночным действиям.

Тема 2.5. Формирование навыков и умений обеспечения личной безопасности сотрудников при работе в экстремальных условиях

Понятие личной безопасности. Структура личной безопасности. Физическая и психологическая безопасность. Проблема личной безопасности персонала в различных ситуациях профессиональной деятельности: педагогический и психологический аспекты. Устойчивые противопоказания к работе в экстремальных условиях. Общие принципы осуществления личной безопасности. Наиболее важные качества специалистов для поддержания физической безопасности в ситуации риска для жизни. Зарубежный опыт обеспечения личной, профессиональной безопасности специалиста в экстремальных условиях. Программа по выживанию. Установка на выживание. Задачи программ по выживанию. Тактика обеспечения безопасности: "Звезда выживания" и "Треугольник безопасности".

Направления психологической работы и психологические методики повышения личной, профессиональной безопасности: парадоксальной интенции, мысленного переживания умирания-неуязвимости; составление перечня собственных страхов на бумаге, упражнение моделирования спокойствия; дыхание стоя; управление страхом по Т. Майнгарду; психогигиеническая гимнастика; рациональный тренинг; упражнения из арсенала

Наши рекомендации