Перечень заданий студенту по СРС. Таразский Государственный Педагогический институт

Таразский Государственный Педагогический институт

Кафедра «Психология и акмеология»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель комитета по рабочим

учебным программам______________

«____»________________ 2016г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА

Учебный год:2016-2017

Количество кредитов:3

Форма обучения:очная

Дисциплина:Психология общения

Код дисциплины:

Курс:3

Специальность:5B050300«Психология»

Семестр: 5

лекции:15

семинарские:30

СРСП:45

СРС:45

Экзамен5

Тараз 2016

Программу курса разработана к.п.н., доцентом кафедры «Психология и акмеология» Сейдалиевой Г.Ш. на основании типовой учебной программы утвержденной МОН РК и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,

Протокол № 1 от __ ________ 2015 года.

Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.

Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета

Протокол № 1 от __ ___________2016 года.

Председатель комитета _________________

Цель и задачи дисциплины.

1. Цель дисциплины заключается в:

- расширений психологического кругозора;

- углублений познаний студентов.

Задачи дисциплины:

- усвоение знаний психологического общения;

- освоение техники эффективного общения;

- уяснение приемов психологического общения;

Требования к знаниям и умениям.

Студент должен

знать: - закономерности, специфические особенности и технику психологического общения.

.

уметь: - владеть теоретическими знаниями общения;

- применять приемы эффективного общения;

Пререквизиты и постреквизиты курса.

Пререквизиты: Для изучения курса «Психология общения» необходимо познакомиться с дисциплинами Общая психология, Психология личности и Социальная психология.

Постреквизиты: знания полученные в ходе изучения дисциплины послужат основой для профессиональной деятельности студентов.

Описание курса.

Поскольку в условиях возрастающей потребности общества быть успешным, с помощью доступных нам средств, можно добиться колоссальных успехов в деловой, личностной сферах деятельности человека, то в настоящее время актуальность приобретают теоретические и практические навыки в области эффективного общения. А так как всем стала доступна литература по эффективным способам общения, то к числу наиболее актуальных проблем относится проблема саморегуляции и самозащиты в общении и способах овладения ими.

Причина введения курса «Психология общения» заключается в том, чтобы дать студентам комплексно-теоретические и практические знания в области общения, поскольку они являются базовыми для подготовки специалиста – психолога.

СРСП будет проводиться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студента.

СРС – это Ваша работа в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также для выполнения разного рода заданий, предложенных преподавателем.

Вам необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для вашей подготовки.

Кроме того, Вам необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.

Календарно-тематический план лекций

Да та Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. Колво часов. Методы ак-тивизации познавательной деятель. Знания и умения, формируемые у студента.
1 неделя   Лекция № 1 Сущность и структура общения. 1 Определение психологии общения. 2 Сущность общения, состоящая из нескольких процессов. 3 Предмет, задачи психологии общения.   Диалог Формирование знаний студентов о сущности психологического общения
2 неделя   Лекция 2. Функции общения 1 Определение понятия функция. 2 Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная. 3 Функции общения по Панфёрову.   Дидактический материал. Формирование знаний о функциях общения
3 -4 неделя   Лекция 3. Стороны и модели общения 1 Трансактная модель общения. 2 Теория трансактного анализа Э.Бёрна. 3 Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок.   Дискуссия. Формирование знаний о сторонах и модолях общения
5-6–неделя   Лекция 4. Вербальные и невербальные средства общения 1 Понятие вербальных и невербальных средств общения. 2 Раскрытие сущности вербального и невербального общения. 3 Понятия: речь, язык, жесты, мимика, поза. Дидактический материал. Знание особенностей вербальных и невербальных средств общения
неделя   Лекция 5 Язык телодвижений, мимики и поз. 1 Особенности мимики. 2 Значение поз. 3 Особенности жестов. Дидактический материал. Диалог Знание особенностей жестов и мимики  
8-9 неделя   Лекция 6 Средств а общения . 1 Визуальные средства общения. 2 Акустические средства общения. 3 Тактильно-кинестетические средства общения. 4 Ольфакторные средства общения. 5 Виды акустических средств.   Дидактический материал. Сравнительный анализ  
    неделя   Лекция 7 Речь и язык в общении 1 Речь, язык, виды речи. 2 Отличие речи, языка и общения. 3 Эволюционное возникновение речи. 4 Функции речи.     Дидактический материал.   Знание о роли речи и языка в общении
неделя   Лекция 8. Взаимосвязь общения и деятельности 1 Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна. 2 Взаимосвязь деятельности и общения.     Дискуссия.  
  неделя   Лекция 10. Виды общения . 1 Вербальное и невербальное общение. 2 Межличностное, межперсонное, ролевое общение. 3 Конфликтное, личностное, деловое общение. 4 Прямое и опосредованное общение.    
неделя   Лекция 13. Коммуникационные роли и манипуляции 1 Виды коммуникативных ролей. 2 Понятие манипуляции. 3 Манипуляции в общении. Эвристическая беседа Формирование знаний о коммуникационных ролей
14-неделя   Лекция 14 Техники и приёмы общения 1 Процесс слушания. 2 Определение понятия слушание. 3 Виды слушания: пассивное, активное Дидактический материал. Знание техники и приемов общения
15- неделя Лекция 15 Конфликт и толерантность 1 Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности. 2 Структура и участники конфликта. 3 Мотивы сторон в конфликте.     Эвристическая беседа  

Календарно-тематический план практических занятий

Да та Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. Колво часов. Методы ак-тивизации познавательной деятель. Знания и умения, формируемые у студента.
1 неделя   Предмет, задачи психологии общения   Диалог Формирование знаний студентов о сущности психологического общения
2 неделя   Структура и функции общения. Стратегии, тактики, виды общения. Коммуникативная компетентность.     Дидактический материал. Формирование знаний о функциях общения
неделя   Общение как восприятие. Дискуссия. Формирование знаний о сторонах и модолях общения
4 неделя   Общение как коммуникация. Дидактический материал. Знание особенностей вербальных и невербальных средств общения
неделя   Общение как взаимодействие. Дидактический материал. Диалог Знание особенностей жестов и мимики  
неделя   Деловое общение. Дидактический материал. Сравнительный анализ  
    неделя   Межличностные отношения и взаимодействия.   Дидактический материал.   Знание о роли речи и языка в общении
8- 9 неделя   Конфликт. Дискуссия.  
10-11 неделя   Способы предупреждения и разрешения конфликтов    
12-13 неделя   Этика профессионального и делового общения. Эвристическая беседа Формирование знаний о коммуникационных ролей
14-15 неделя   Правила вербального этикета Дидактический материал. Знание техники и приемов общения
           

Перечень заданий студенту по СРС

Темы занятий Задание на СРС Рекоменд. литература Форма контроля Сроки с № нед.
Сущность психологического общения выполнение набора тестовых методик на особенности личного общения, а так же подробный самоанализ личного общения (особенности, ошибки, проблемы)   1-14 Диалог  
Вербальное и невербальное общение конспектирование, анализ и подготовка к пересказу психологической статьи на тему: «Невербальное общение».   1-14 Устный опрос
Взаимосвязь общения и деятельности конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи на тему: «Общение и деятельность» (Рубинштейн и Леонтьев).   1-14 Сообщение
Коммуникацион ные роли и манипуляции конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи на тему: «Защита от манипуляции».   1-14 Сообщение
Внушение конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи на тему: «Защита от внушения»   1-14 Сообщение

Примечание. Самостоятельная работа студента является важной частью учебной работы. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса специализации.

Важное значение имеет конспектирование материала, т.е. его краткая запись. Особенно эффективным при конспектировании является подчеркивание наиболее важных мыслей, идей, цифр и фактов. Такое выделение способствует закреплению материала в памяти и позволяет быстро найти выделенные места во время занятий. Желательно в рабочих тетрадях записывать дополнительные сведения и замечания преподавателя.

Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.

Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.

Подготовка и участие студентов в таких формах занятий как дискуссии, игры, тренинги, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.

Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.

Литература.

1. Бодалёв А.А. Психология общения. М.: МПСИ. 2002 г. - 320с.

2. Вердербер К. Психология общения. Спб.: Еврознак. 2008 г. - 320с.

3. Волкова А.Н. Психология общения/Практикум по психологии. М.: 2009г.

4. Григорьева, Лински. Основы коммуникативного общения. М.: 2008г.

5. Ефимова Н.С. Психология общения. М.: Инфра. 2009 г. - 192с.

6. Зельдович Б.З. Деловое общение. М.: Альфа. 2010 г. - 456с. 7. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. М.: Эксмо. 2009 г. - 448с. 8. Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.П. М.: ЮНИТИ 2011 г.- 415с.

9. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Ростов на /Д: Феникс 2010 г.- 352с.

10. Рогов Е.С. Психология общения. М.: Владос. 2009г.

11. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управление. Ростов н/Д: Феникс. 2010 г.- 416с.

12. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению. ТРТУ. 2009 г.

13. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: 2008 г. 15

Наши рекомендации