Перечень заданий студенту по СРС. Таразский Государственный Педагогический институт
Таразский Государственный Педагогический институт
Кафедра «Психология и акмеология»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель комитета по рабочим
учебным программам______________
«____»________________ 2016г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА
Учебный год:2016-2017
Количество кредитов:3
Форма обучения:очная
Дисциплина:Психология общения
Код дисциплины:
Курс:3
Специальность:5B050300«Психология»
Семестр: 5
лекции:15
семинарские:30
СРСП:45
СРС:45
Экзамен5
Тараз 2016
Программу курса разработана к.п.н., доцентом кафедры «Психология и акмеология» Сейдалиевой Г.Ш. на основании типовой учебной программы утвержденной МОН РК и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,
Протокол № 1 от __ ________ 2015 года.
Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.
Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета
Протокол № 1 от __ ___________2016 года.
Председатель комитета _________________
Цель и задачи дисциплины.
1. Цель дисциплины заключается в:
- расширений психологического кругозора;
- углублений познаний студентов.
Задачи дисциплины:
- усвоение знаний психологического общения;
- освоение техники эффективного общения;
- уяснение приемов психологического общения;
Требования к знаниям и умениям.
Студент должен
знать: - закономерности, специфические особенности и технику психологического общения.
.
уметь: - владеть теоретическими знаниями общения;
- применять приемы эффективного общения;
Пререквизиты и постреквизиты курса.
Пререквизиты: Для изучения курса «Психология общения» необходимо познакомиться с дисциплинами Общая психология, Психология личности и Социальная психология.
Постреквизиты: знания полученные в ходе изучения дисциплины послужат основой для профессиональной деятельности студентов.
Описание курса.
Поскольку в условиях возрастающей потребности общества быть успешным, с помощью доступных нам средств, можно добиться колоссальных успехов в деловой, личностной сферах деятельности человека, то в настоящее время актуальность приобретают теоретические и практические навыки в области эффективного общения. А так как всем стала доступна литература по эффективным способам общения, то к числу наиболее актуальных проблем относится проблема саморегуляции и самозащиты в общении и способах овладения ими.
Причина введения курса «Психология общения» заключается в том, чтобы дать студентам комплексно-теоретические и практические знания в области общения, поскольку они являются базовыми для подготовки специалиста – психолога.
СРСП будет проводиться в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студента.
СРС – это Ваша работа в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также для выполнения разного рода заданий, предложенных преподавателем.
Вам необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для вашей подготовки.
Кроме того, Вам необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.
Календарно-тематический план лекций
№ | Да та | Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. | Колво часов. | Методы ак-тивизации познавательной деятель. | Знания и умения, формируемые у студента. |
1 неделя | Лекция № 1 Сущность и структура общения. 1 Определение психологии общения. 2 Сущность общения, состоящая из нескольких процессов. 3 Предмет, задачи психологии общения. | Диалог | Формирование знаний студентов о сущности психологического общения | ||
2 неделя | Лекция 2. Функции общения 1 Определение понятия функция. 2 Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная. 3 Функции общения по Панфёрову. | Дидактический материал. | Формирование знаний о функциях общения | ||
3 -4 неделя | Лекция 3. Стороны и модели общения 1 Трансактная модель общения. 2 Теория трансактного анализа Э.Бёрна. 3 Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок. | Дискуссия. | Формирование знаний о сторонах и модолях общения | ||
5-6–неделя | Лекция 4. Вербальные и невербальные средства общения 1 Понятие вербальных и невербальных средств общения. 2 Раскрытие сущности вербального и невербального общения. 3 Понятия: речь, язык, жесты, мимика, поза. | Дидактический материал. | Знание особенностей вербальных и невербальных средств общения | ||
неделя | Лекция 5 Язык телодвижений, мимики и поз. 1 Особенности мимики. 2 Значение поз. 3 Особенности жестов. | Дидактический материал. Диалог | Знание особенностей жестов и мимики | ||
8-9 неделя | Лекция 6 Средств а общения . 1 Визуальные средства общения. 2 Акустические средства общения. 3 Тактильно-кинестетические средства общения. 4 Ольфакторные средства общения. 5 Виды акустических средств. | Дидактический материал. Сравнительный анализ | |||
неделя | Лекция 7 Речь и язык в общении 1 Речь, язык, виды речи. 2 Отличие речи, языка и общения. 3 Эволюционное возникновение речи. 4 Функции речи. | Дидактический материал. | Знание о роли речи и языка в общении | ||
неделя | Лекция 8. Взаимосвязь общения и деятельности 1 Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна. 2 Взаимосвязь деятельности и общения. | Дискуссия. | |||
неделя | Лекция 10. Виды общения . 1 Вербальное и невербальное общение. 2 Межличностное, межперсонное, ролевое общение. 3 Конфликтное, личностное, деловое общение. 4 Прямое и опосредованное общение. | ||||
неделя | Лекция 13. Коммуникационные роли и манипуляции 1 Виды коммуникативных ролей. 2 Понятие манипуляции. 3 Манипуляции в общении. | Эвристическая беседа | Формирование знаний о коммуникационных ролей | ||
14-неделя | Лекция 14 Техники и приёмы общения 1 Процесс слушания. 2 Определение понятия слушание. 3 Виды слушания: пассивное, активное | Дидактический материал. | Знание техники и приемов общения | ||
15- неделя | Лекция 15 Конфликт и толерантность 1 Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности. 2 Структура и участники конфликта. 3 Мотивы сторон в конфликте. | Эвристическая беседа |
Календарно-тематический план практических занятий
№ | Да та | Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. | Колво часов. | Методы ак-тивизации познавательной деятель. | Знания и умения, формируемые у студента. |
1 неделя | Предмет, задачи психологии общения | Диалог | Формирование знаний студентов о сущности психологического общения | ||
2 неделя | Структура и функции общения. Стратегии, тактики, виды общения. Коммуникативная компетентность. | Дидактический материал. | Формирование знаний о функциях общения | ||
неделя | Общение как восприятие. | Дискуссия. | Формирование знаний о сторонах и модолях общения | ||
4 неделя | Общение как коммуникация. | Дидактический материал. | Знание особенностей вербальных и невербальных средств общения | ||
неделя | Общение как взаимодействие. | Дидактический материал. Диалог | Знание особенностей жестов и мимики | ||
неделя | Деловое общение. | Дидактический материал. Сравнительный анализ | |||
неделя | Межличностные отношения и взаимодействия. | Дидактический материал. | Знание о роли речи и языка в общении | ||
8- 9 неделя | Конфликт. | Дискуссия. | |||
10-11 неделя | Способы предупреждения и разрешения конфликтов | ||||
12-13 неделя | Этика профессионального и делового общения. | Эвристическая беседа | Формирование знаний о коммуникационных ролей | ||
14-15 неделя | Правила вербального этикета | Дидактический материал. | Знание техники и приемов общения | ||
Перечень заданий студенту по СРС
№ | Темы занятий | Задание на СРС | Рекоменд. литература | Форма контроля | Сроки с № нед. |
Сущность психологического общения | выполнение набора тестовых методик на особенности личного общения, а так же подробный самоанализ личного общения (особенности, ошибки, проблемы) | 1-14 | Диалог | ||
Вербальное и невербальное общение | конспектирование, анализ и подготовка к пересказу психологической статьи на тему: «Невербальное общение». | 1-14 | Устный опрос | ||
Взаимосвязь общения и деятельности | конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи на тему: «Общение и деятельность» (Рубинштейн и Леонтьев). | 1-14 | Сообщение | ||
Коммуникацион ные роли и манипуляции | конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи на тему: «Защита от манипуляции». | 1-14 | Сообщение | ||
Внушение | конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи на тему: «Защита от внушения» | 1-14 | Сообщение |
Примечание. Самостоятельная работа студента является важной частью учебной работы. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса специализации.
Важное значение имеет конспектирование материала, т.е. его краткая запись. Особенно эффективным при конспектировании является подчеркивание наиболее важных мыслей, идей, цифр и фактов. Такое выделение способствует закреплению материала в памяти и позволяет быстро найти выделенные места во время занятий. Желательно в рабочих тетрадях записывать дополнительные сведения и замечания преподавателя.
Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.
Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.
Подготовка и участие студентов в таких формах занятий как дискуссии, игры, тренинги, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.
Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.
Литература.
1. Бодалёв А.А. Психология общения. М.: МПСИ. 2002 г. - 320с.
2. Вердербер К. Психология общения. Спб.: Еврознак. 2008 г. - 320с.
3. Волкова А.Н. Психология общения/Практикум по психологии. М.: 2009г.
4. Григорьева, Лински. Основы коммуникативного общения. М.: 2008г.
5. Ефимова Н.С. Психология общения. М.: Инфра. 2009 г. - 192с.
6. Зельдович Б.З. Деловое общение. М.: Альфа. 2010 г. - 456с. 7. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. М.: Эксмо. 2009 г. - 448с. 8. Психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В.П. М.: ЮНИТИ 2011 г.- 415с.
9. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Ростов на /Д: Феникс 2010 г.- 352с.
10. Рогов Е.С. Психология общения. М.: Владос. 2009г.
11. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управление. Ростов н/Д: Феникс. 2010 г.- 416с.
12. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению. ТРТУ. 2009 г.
13. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: 2008 г. 15