Методы психологического познания.
1). Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях.
Единица наблюдения – операционализированный (можно непосредственно воспринять) элемент наблюдения. Пример, тревожность. Саму тревожность нельзя непосредственно увидеть. Можно воспринять лишь единицы наблюдения тревожности. Единицей наблюдения тревожности будут: влажные ладони, бегающие постоянно зрачки, невозможность смотреть в глаза, подергивание рук, хождение из стороны в сторону и т.д. То есть то, что может увидеть каждый.
Недостаток наблюдения – оно всегда характеризуется некоторой субъективностью.
Виды наблюдения:
1.Внешнее наблюдение – прямое наблюдение со стороны за особенностями поведения человека.
2.Внутреннее наблюдение – самонаблюдение, применяется для изучения психических явлений в том виде, в каком они непосредственно представлены в сознании наблюдателя.
3.Свободное наблюдение – не имеет заранее установленной программы и процедуры проведения.
4.Стандартизированное наблюдение – ведется по четко определенной программе. Никаких изменений в ходе наблюдения не допускается.
5.Включенное наблюдение – наблюдатель выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает. Используется в закрытых группах, где наблюдатель вызовет подозрение и изменение поведения участников. Таким образом, наблюдатель как бы прячет свою роль «наблюдателя» и становится просто участником группы.
2). Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Виды опроса:
1.Устный опрос – применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением человека, отвечающего на вопросы. Устный опрос обеспечивает индивидуальный подход.
2.Письменный опрос – позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета.
3.Свободный опрос – устный или письменный опрос, при котором перечень задаваемых вопросов и варианты возможных ответов заранее не определен.
4.Стандартизированный опрос - устный или письменный опрос, при котором перечень задаваемых вопросов и варианты возможных ответов заранее определен.
3). Тестирование – метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
Этот метод применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий и позволяет получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Виды теста:
1.Тест-опросник – выявляет психологические качества испытуемых.
2.Тест-задание – выявляет степень развития изучаемого психологического качества у испытуемого.
3.Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим.
4). Эксперимент – метод целенаправленного создания искусственной ситуации, в которой изучаемое явление четко выделяется, проявляется и оценивается.
В эксперименте всегда есть воздействие экспериментатора.
Существует в эксперименте независимая переменная (воздействие экспериментатора), которая в процессе эксперимента не меняется, и зависимая переменная (изучаемое явление), которая меняется в процессе эксперимента под влиянием независимой переменной (воздействия экспериментатора).
Пример. Изучается успеваемость в классе (зависимая переменная). Учитель дополнительно проводит развивающую программу (это независимая переменная, то есть воздействие). В результате успеваемость (зависимая переменная) меняется.
Виды эксперимента:
1.Естественный эксперимент – проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий. Пример, эксперимент на школьниках на уроке. Урок – привычная ситуация для учеников.
2.Лабораторный эксперимент – создается искусственная ситуация. Пример, посадить человека в клетку и изучать особенности его поведения. Клетка- искусственные условия для человека.
5). Методы обработки получаемых психологических знаний – это методы математической статистики.
Психика и ее развитие.