Настоящее будущее. Оно случилось. Оно уже здесь

Млодик И.Ю.

М 727 Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться — М.: Генезис, 2011. — 232 с.

ISBN 978-5-98563-240-8

Наши отношения с детьми в точности копируют отношения с нашим «внутренним ребенком», которые, в свою очередь, повторяют модель отно­шения взрослых к нам, когда мы сами были детьми. И если родители во вре­мена своего детства не прожили адекватно какой-то возраст, не решили ка- кую-то важную возрастную задачу, то и своим детям с большой долей вероятности они не позволят сделать это... Если, конечно, не займутся само­исследованием и не проработают то, что по каким-то причинам им не уда­лось сделать в свое время. Книга именно об этом.

Психологическую часть дополняет художественный рассказ, который ве­дется от лица ребенка и дает возможность представить, что он мог бы расска­зать взрослым, если бы умел выражать свои мысли.

Издание будет интересно и родителям, и выросшим детям, пытающимся разобраться в своей жизни.

ISBN 978-5-98563-240-8 УДК 159.9

ББК88

Млодик И.Ю„ 2011 © Издательство «Генезис», 2011

Это книга для родителей, готовых честно посмотреть на самих себя. Для способных увидеть то, что, быть может, не совсем приятно видеть и тем более признать. Для тех, кто готов ради светлого будущего своего ребенка разобрать­ся... со своим прошлым.

Ко мне часто приходят на консультацию взрослые люди — родители. Многие из них уверены в том, что проблемы их де­тей — это проблемы лишь этих детей. Многие также убеж­дены, что время линейно и прошлое было в прошлом, а будущее — это то, что ждет их впереди. И мне бывает непросто в рам­ках одной консультации объяснить им, что это не так. Что их прошлые нерешенные проблемы создают проблемное насто­ящее их ребенка, и то, как они вместе с ним реагируют на это проблемное здесь и сейчас, создает его перспективу. Что они своими сформированными, не всегда хорошо осознанными ус­тановками уже создали будущее себе и своим детям, несмот­ря на то, что оно еще не наступило.

Пишу эту книгу и чувствую себя вышивальщицей на ковре времени: стежок вперед, стежок назад, петелька, узелок. Как и все мы, плету свой уникальный узор, вспоминая прошлые встречи, переживая все это заново в настоящем, рассказы­вая вам о том будущем, которое случается после. Однако во время консультации и работы с взрослым или ребенком моя задача немного другая: рассматривать вместе с ними этот сложный рисунок их жизни, открывая причудливый путь ни­тей, взаимосвязей и узелков, что создали то самое их настоя­щее, которым они так недовольны, от которого страдают и которое хотят изменить.

УРОКИ ВРЕМЕНИ

Прошлое будущее время

Когда мы, ныне сорокалетние, были маленькими, нам обеща­ли, что мы будем жить при коммунизме. Нашу детскую фантазию возбуждало и будоражило незнакомое слово. Коммунизм в наших мечтах был чем-то средним между нежданным раем и справедли­вым воздаянием за честное пионерское поведение. Мы свято ве­рили в великое будущее, обещанное самим ЦК КПСС, поэтому никому не приходило в голову сомневаться в том, что нас ждет впе­реди и какими нам надо быть, чтобы в это будущее непременно попасть.

В кодекс настоящего пионера входило несколько непоколеби­мых правил, в которых основным лейтмотивом было послушание, верность идее и беззаветное ей служение. Настоящий пионер дол­жен был всегда ставить коллективные ценности выше личных, бес­прекословно подчиняться старшим, какими бы странными или нелепыми ни были их указания. Еще приветствовалась аккурат­ность во всем, исполнительность, альтруизм и способность пожер­твовать собой ради Родины, призвавшей тебя к какой-либо свет­лой и имеющей мировой масштаб цели.

Не будем углубляться и оценивать те времена, мотивы тогдаш­них политиков, потому что они во все времена одинаковы — им нужна власть, в том числе власть над народом, которым они соби­раются управлять. Ясно одно — мы жили в золотое время, потому что знали, что нас ждет в будущем, и знали, какими нам следует быть. Нашим родителям тоже было хорошо, потому что они зна­ли, как нас надо воспитывать, потому что представляли себе, что должно получиться в конце.

А теперь представьте себе ваше будущее сегодня. Точнее даже не ваше, а будущее ваших детей. Нет хоть сколько-нибудь ясной картины. Нет даже представления о том, что там случится, в этом будущем. Даже слова нет, которым это будущее можно было бы на­звать. И тогда, если мы не знаем, что может произойти, что может случиться, у нас рождается тревога, которую мало кто из родителей отваживается чувствовать и осознавать. Поскольку тревога — чув­ство неприятное и трудно переносимое, то, чтобы избавиться от нее немедленно, необходима какая-то определенность, картинка, хоть сколько-нибудь сложившееся представление. Вот тогда мы быстро рисуем все это в наших головах, основываясь при этом не на реаль­ности — то есть не на будущем, которое мы не можем узнать и пред­ставить, а на прошлом, из которого сами выросли.

Если вас воспитывали убежденными в том, что высшее обра­зование — краеугольный кирпичик в будущем ребенка, то и вы своих детей будете не то чтобы настраивать, а будете требовать от них тоже непременно получить высшее образование, причем во­лей-неволей ориентируя их на ваш профессиональный профиль. В этом есть свой резон, и ребенок, генетически весьма на вас по­хожий, может быть склонен к тому же виду деятельности, но при условии, что этот вид деятельности был вами выбран правильно. Но если вы не сумели понять и выполнить свое предназначение или если ваш ребенок имеет причудливо переплетенный генети­ческий набор и его склонности и черты характера еле просматри­ваются у каждого члена семьи, тогда модель из вашего прошлого не будет срабатывать и чаще всего никак не поможет вашему ре­бенку в его подлинном самоопределении.

Что же нам делать, если мы знаем, как надо жить, потому, что мы это уже прожили? Наше прошлое было, есть и будет (то есть может продолжиться и воплотиться в наших детях). Для того что­бы все времена встали на свои места, важно осознать багаж вашего прошлого и присвоить его себе в уникальном личностном и исто­рическом контексте. Оно случилось с вами, вам оно помогало или вас калечило, и это ваше время. Но оно должно остаться там, где ему место: в вашем внутреннем архиве, в сумме вашего опыта, в ваших воспоминаниях. Оно сделало вас такими, какие вы есть. И если вы сейчас счастливы, успешны и очень гордитесь собой, то, конечно, вам есть на что опереться, когда ваши дети будут спра­шивать у вас совета. Но если вы в данный момент, положа руку на сердце и честно заглянув в себя, не ощущаете себя удовлетворен­ными тем, как сложилась ваша жизнь, то, быть может, стоит кри­тически, а еще лучше аналитически отнестись к своему прошло­му, прежде чем усиленно транслировать собственные плохо работающие модели своим детям.

Все сложно? Согласна. Эта книга — для того, чтобы вместе с вами постараться разобраться, должен ли ваш ребенок соответство­вать требованиям современности. В каком будущем предстоит ему жить? Как можно подготовить его к этому будущему и нужно ли вообще готовить его к нему? И возможно ли? Что мы, родители, можем сделать для этого, а что не в наших силах? И, в конце кон­цов, кому на самом деле все это нужно?

Настоящее будущее. Оно случилось. Оно уже здесь

Будущее для нас оказалось совсем не тем, которого мы ждали. Никакого коммунизма и воздаяния за прилежание. Капиталисти­ческая экономика. Социалистические идеи кажутся как минимум наивными, как максимум — разрушительными. Прежние кумиры и памятники свергнуты. Старых идеалов больше нет. Страна, если бы могла, испытывала бы стыд и раскаяние за годы репрессий, войн, подавления других государств диктатом идеологии. Черное стало белым, и наоборот.

При этом, для того чтобы узнать что-то, не надо получать чита­тельский билет в Ленинскую библиотеку, достаточно зайти в Ин­тернет. Можно разговаривать с целым миром по скайпу и посред­ством мобильного телефона знать, где ежеминутно находится твой ребенок. Верить? Верь, во что хочешь — в партии, в Будду, в конец света. Свобода выбора. Поехать? В любую страну, были бы деньги. Хороший почерк и чистописание никого не интересуют, важнее знание компьютерных программ и способность легко управляться с офисной техникой. От каждого по способностям, каждому по потребностям? Ничего подобного. Каждый живет, как может, и имеет ту жизнь, на которую решается. Теперь все зависит от тебя, а не оттого, какова линия партии. Ну, почти все. Потому что партии все же существуют, а также есть и курсы мировых валют, ураганы, кризисы, катаклизмы, цены на нефть, все это есть. Но, согласи­тесь, что в настоящее время собственное благосостояние зависит в значительно большей мере от тебя самого.

Могли мы предугадать все это в начале восьмидесятых? Нет, конечно. А наши родители в их шестидесятых? Тем более. Мы не могли знать того, каким будет это будущее, и наши родители оши­бались, думая, что знают, к чему готовить своих детей. Они сдела­ли для нас все что могли, но они не в силах были предугадать буду­щее. И, тем не менее, мы выжили! Да, в девяностые нам всем пришлось непросто, но выжили же. При этом чуть проще было вы­жить тем, кто имел более широкий взгляд на мир, более гибкую психику и способность ставить под сомнение вроде бы очевидное.

Пять лет назад, когда наши дети только поступали в институ­ты, конкурс в экономические вузы был немалым, все понимали: в этой стране быть банковским работником выгодно — это перспек­тивы, карьера, деньги. Сегодня они заканчивают свои экономи­ческие факультеты, и что ждет их за порогом? Кризис и значитель­ные сложности с тем, чтобы быстро выстроить свою карьеру, тем более вчерашнему студенту без опыта работы.

Как же трудно нам признать тот факт, что будущее мало пред­сказуемо. А особенно будущее другого человека, пусть даже и очень похожего на вас. Но нам так хочется знать будущее, мы же родите­ли и отвечаем за своих детей, и более того — всей душой желаем им счастья.

Пусть это кому-то покажется дерзким и противоречивым, но я считаю, что будущее вашего ребенка все же предсказать можно, правда, не совсем так, как вы это себе представляете.

Наши рекомендации