Для проведения рубежного контроля
Тестовые задания направлены на выявление знаний, умений и навыков студентов. В последнее время тестирование является одной из основных форм проверки и самопроверки знаний, умений и навыков у обучающихся. Существует большое количество различного рода тестовых заданий. Так, например, задания могут быть направлены на проверку содержательных компонентов изучаемой дисциплины, на выявление качества усвоенного материала. Тестовые задания могут быть разного типа и разного уровня сложности – от репродуктивных вопросов и повторительных тестов до аналитических и исследовательских заданий. Часть тестовых заданий направлена на простое воспроизведение усвоенного студентом учебного материала. Возможно использование заданий, рассчитанных на умение анализировать текст (информацию) или на применение знаний, умений и навыков, полученных в учебном процессе. С учетом изложенного могут быть предложены следующие типы тестовых заданий:
1. тестовые задания с одним верным вариантом ответа;
2. тестовые задания с несколькими верными вариантами ответов;
3. тестовые задания на соотнесение понятий, терминов и определений;
4. тестовые задания на заполнение пропусков в верном утверждении;
5. тестовые задания на установление пропусков в верном утверждении;
6. тестовые задания на заполнение пропусков в схемах или на составление схемы;
7. тестовые задания на определение термина, исходя из его признаков;
8. тестовые задания на классификацию терминов;
9. тестовые задания на установление истинности или ложности утверждения;
10. тестовые задания на обобщение понятий;
11. тестовые задания на замену слова для того, чтобы утверждение было верным;
12. тестовые задания в виде кроссворда;
13. тестовые задания творческого типа для творческих конкурсов;
14. тестовые задания на определение последовательности;
15. тестовые задания на решение практических заданий, применение теоретических знаний на практике.
Примеры тестовых заданий на применение
теоретических знаний на практике:
1.Какому типу темперамента соответствует характеристика:
Характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях, резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основою вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации, способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Могут ли быть — с социальной точки зрения — "плохие" или "хорошие" типы темперамента (как и типы нервной системы)?
Может ли человек с любыми психофизиологическими данными успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в частности, деятельность следователя?
2.Варианты вопросов свидетелю по одному и тому же эпизоду:
А/"Вы видели когда-либо этот нож?"
Б/"В руках убийцы вы видели этот нож или не видели?"
В/"В руках убийцы вы видели этот нож?"
Г/"Не правда ли, в руках убийцы вы видели этот нож?"
Какой (какие) из приведенных вопросов является: свободным от элементов внушения, альтернативным, прямо внушающим?
Литература1
Основная
*Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
*Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. – 655 с. (Серия «Учебник для вузов»)
*Еникеев М.И. Основы юридической психологии: Учебник для вузов. – М., 2001. – 416 с.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М., 2001. – 517 с.
*Романов В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2002. – 315 с.
*Романов В.ВЮридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003. – 315 с.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000.
Дополнительная
Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М.: Юнити-Дана, 2000.
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Антонов И.О., Якушин С.Ю. Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология». – Казань: Унипресс, 2000.
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.
Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2001.
Быков В. Психологические основы расследования групповых и организованных преступлений // Следователь. - 1996. № 11.
Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии - Казань, 1991.
Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Основы моделирования судебной публичной речи. - Казань: Изд -во КГУ, 1993.
Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
*Генри Б. Лин. Чтение по лицам. – М., 2000. – 304 с.
Гримак Л.П., Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Зубрилова И.С. Методы прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. – М.: ВНИИ МВД России, 1999.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. - М., 1996.
Долгова А.Н. Организованная преступность, ее развитие и борьба с ней // Организованная преступность-3. - М., 1996.
*Душков Б.А. Психология типов личности, народов и эпох. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 736 с.
Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. – Калуга-Обнинск-Москва: Изд-во КГПУ, 1997.
Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М., 1998.
Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учебное пособие. – М.: Изд-во БЕК, 1997.
Замылин Е.И. Тактико-психологические основы допроса в конфликтной ситуации. - Автореф. кандид. дис. - Волгоград, 1996.
Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях. // Психологический журнал, 1999, № 2, т.20, стр.54-65.
Зубрилова И.С., Скрыпников А.И. Применение полиграфа при раскрытии преступлений органами внутренних дел. – М.: ВНИИ МВД России, 1999.
Иванов Л.Н. Использование инструментальной детекции лжи при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия. Сборник научн. трудов / Под ред. Н.А. Лопашенко. – Саратов, 2005. С.318 – 320.
Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – 2-е изд., с изм. – М.: Изд-во НОРМА, 2003.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. - М., 1997.
Майерс Дэвид. Социальная психология. - СПб., 1997.
Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.
Мостовая И.М. Юридическая психология. Изд.2-ое дополненное. – Киев: Вира-Р, 1999.
Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.
Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П.Яблокова. - М., 1996.
Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: Ось – 89, 1998.
Практическая психология. Учебник / Под ред. Тутушкиной М.К. - СПб., 1997.
Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
*Психология и этика делового общения: учебник для вузов/под ред. Лавриненко В.М. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
Пушков В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике. // Психологический журнал, 1997, № 1, том 18, стр.146-156.
*Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: в 2 томах. Том 1 – Самара:Бахрах, 1999.- 608 с.
*Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: в 2 томах. Том 2 – Самара:Бахрах, 1999.- 576 с.
Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений. АКД. – М.: ГНЦСиСП им. Сербского, 1998.
*Ребер А. Большой толковый психологический словарь в 2 томах. Том 1 П-Я. – М.: Веге – Аст, 2001. -559 с.
*Ребер А. Большой толковый психологический словарь в 2 томах. Том 2 А-О. – М.: Веге – Аст, 2001. -559 с.
Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002.
Розанова В.А. Психология управления: Учебно-практическое пособие. - М., 1996-1997. Ч.1,2.
Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. - М., 1996.
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза аффекта в свете нового УК РФ: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1997. Т.18, № 2.
Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. - М., 1997.
Селиванов Н.А. Некоторые особенности расследования преступлений, совершаемых преступными группами // Прокурорская и следственная практика. - 1997. № 1.
Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М.: Норма, 1998.
Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: Зерцало, 1999.
Смирнова О.А. Антропологические носители познавательно значимой уголовно-процессуальной информации // Сборник аспирантских работ. Выпуск 6 / Под ред. Р.М. Валеева. – Казань: Казан. Гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005. – С.414 – 420.
Сорокотягин И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001.
Хабалев В.Д. Возможности использования гипнорепродукции для активизации памяти опрашиваемых лиц. Учебное пособие. – Вологда: Изд-во ВИПиЭ МВД РФ, 1998.
Хисматуллин Р.С. Современные проблемы подготовки судей в Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию восстановления юридического факультета в Казанском государственном университете (Казань, 30-31 октября 2002 г.) / Под ред. Валеева Р.М., Тарханова И.А. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2003. С.298 – 302.
Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология Учебник для вузов. / Ответ.ред. Томсинов В.А.. – М.: Изд-во «Зерцало», 2000.
*Чалдин Р. Психология влияния. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2000. – 272 с.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Теоретические аспекты и практическое применение. - М., 1996.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие для юридических вузов. - М., 1997.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Новый Юрист, 1998.
Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб.пособие. – М.: Изд-во Проспект, ТК Велби, 2004.
Якушин С.Ю. Психологические предпосылки эффективности следственных действий. / Преподавание юридической психологии и ее практическое применение в свете решений партии и правительства (тезисы докладов и сообщений межвузовской научно-практической конференции). Часть 2. - Тарту, 1986.
Якушин С.Ю. Психологические особенности организации и тактики производства следственного эксперимента. // Материалы итоговой научной конференции Казанского университета. - Казань, 1988.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Рецензия на монографию: Прукс П. “Уголовный процесс: научная "детекция лжи". Инструментальная диагностика эмоциональной напряженности и возможности ее применения в уголовном процессе”. - Тарту, 1992 // Государство и право, 1993, N 7.
Якушин С.Ю. Программа учебного курса “Юридическая психология” - Казань: Унипресс, 1998.
Якушин С.Ю. О предмете юридической психологии // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического Общества. Том 7, вып.2. - Казань, 2000. С.83-84.
Якушин С.Ю. О статусе и преподавании юридической психологии в ВУЗах // Психология созидания. Ежегодник Российского Психологического Общества. Том 7, вып.2. - Казань, 2000. С. 84-86.
Якушин С.Ю. Юридическая психология и криминалистика: соотношение и сотрудничество” // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической психологии и медико-экспертных исследований». – Волгоград: Изд-во Волгоградской академии МВД России, 2000.
Якушин С.Ю., Зарипова Г.А. Формирование профессионально важных качеств личности юриста и практика их психологического тестирования // Материалы научно-практической конференции "Актуальные вопросы психологической службы" - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001.
Якушин С.Ю., Халиков И.А. Возможности психологического портретирования при расследовании преступлений против личности // Информационный бюллетень Прокуратуры Республики Татарстан, № 10. / Под общ. ред. Прокурора Республики Татарстан К.Ф.Амирова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - С.108 – 119.
Якушин С.Ю., Шалыгин А.Г. Перспективы использования нетрадиционных методов раскрытия и расследования преступлений // Информационный бюллетень Прокуратуры Республики Татарстан, № 11. / Под общ. ред. Прокурора Республики Татарстан К.Ф. Амирова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - С. 207 – 214.
Якушин С.Ю., Харасова Р.А. Эмоциональное «выгорание» как форма профессиональной деформации личности юриста // Информационный бюллетень Прокуратуры Республики Татарстан, № 11. / Под общ. ред. Прокурора Республики Татарстан К.Ф. Амирова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - С. 219 – 226.
Якушин С.Ю. Вопросы психологического образования юристов // Сборник материалов итоговой научной конференции Казанского социально-юридического института. – Казань: КСЮИ, 2001.
Якушин С.Ю. Юридическая психология: Учебно-методический комплекс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. (2,5 печ. л.)
Якушин С.Ю. Актуальные задачи профессиональной подготовки следователей / Юрист ХХI века: реальность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19 – 20 апреля 2001 г.). – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2002. С. 61 – 64.
Якушин С.Ю., Виноградова Т.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности юриста в ВУЗе // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. Том 2. – СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2003. С. 122 – 125.
Литература по курсу “Юридическая психология” также рекомендуется преподавателями, ведущими лекционные или семинарские занятия по данному предмету.
Вопросы для подготовки к зачету
1.Понятие и типы темперамента.
2.Психологические основы производства следственного эксперимента.
3.Професииональная интуиция и профессиональное мастерство в деятельности юриста.
4.Приемы использования особенностей личности осужденного в процессе его исправления и перевоспитания.
5.Понятие воли. Волевые качества личности. Волевая регуляция поведения.
6.Психологические основы производства очной ставки.
7.Память как психический познавательный процесс: понятие, виды и закономерности.
8.Психологические основы осмотра места происшествия.
9.Психологический механизм оценки доказательств и формирования внутреннего убеждения.
10.Профессионально важные психологические качества личности прокурора.
11.Внимание как психический познавательный процесс: понятие, виды и закономерности.
12.Психологическая структура следственной деятельности.
13.Цели, методы и пределы диагностики личности в уголовном процессе.
14.Професионально важные психологические качества личности судьи.
15.Средства общения и их характеристика.
16.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве: предмет, компетенция.
17.Общее понятие об эмоциональных процессах личности.
18.Психологические основы допроса потерпевшего на предварительном следствии.
19.Психологические проблемы ресоциализации лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях.
20.Профессионально важные психологические качества личности адвоката.
21.Улики поведения: понятие, виды и значение.
22.Психологическая структура исправительной деятельности.
23.Воображение как особый психический познавательный процесс.
24.Психологические основы допроса свидетеля на предварительном следствии.
25.Психологический контакт и психологический конфликт в профессиональной деятельности юриста.
26.Коллектив осужденных, его психологическая характеристика.
27.Приемы установления психологического контакта и доверительных отношений в процессе общения.
28.Профессионально важные психологические качества личности работника исправительных учреждений.
29.Понятие, виды и закономерности речи.
30.Психологические основы допроса подозреваемого.
31.Направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение).
32.Психологические основы судебных прений.
33.Профессионально важные психологические качества личности сотрудников ОУР и ОБЭП.
34.Психологические основы организации и деятельности следственно-оперативной группы.
35.Мышление как психический познавательный процесс.
36.Психологические основы производства обыска.
37.Понятие и структура характера.
38.Психологические основы проверки показаний на месте.
39.Понятие психологической установки и ее значение в регуляции поведения.
40.Психологические основы розыска преступника.
41.Предмет, научная природа, система, задачи и методы юридической психологии.
42.Психологические основы допроса подсудимого.
43.Правосознание, его формы и функции.
44.Психологические основы судебного допроса свидетеля и потерпевшего.
45. Предмет, система и методы общей психологии.
46.Основы психологического анализа личности преступника.
47.Формы протекания чувств и их характеристика.
48.Профессионально важные психологические качества личности следователя.
49.Понятие и виды общения.
50.Психологическая структура судебной деятельности.
51. Межличностные отношения в социальных группах.
52.Психологические основы профилактики преступлений.
53. Философские и естественно - научные основы психологии.
54. Профессиональная деформация личности юриста и пути ее преодоления.
55.Человеческое сознание как высшая форма развития психики.
56.Психологические приемы выявления скрываемых обстоятельств.
57.Задатки и способности как индивидуально-психологические особенности личности.
58.Психологические особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних.
59.Общая психологическая характеристика труда юриста (психологический портрет профессии).
60.Психологические особенности личности преступника и преступной группы.
61.Ощущение как психический познавательный процесс: понятие, виды, закономерности.
62.Психологические факторы формирования преступного поведения личности.
63.Восприятие как психический познавательный процесс: понятие, виды, закономерности.
64.Психология преступного деяния.
65.Психологические аспекты гражданского судопроизводства.
66.Психологические основы предъявления для опознания.
67.Психологические аспекты деятельности арбитражного суда.
68.Использование психолога в качестве консультанта и специалиста в уголовном процессе.
69.Особенности психологии правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
70.Психологические проблемы правовой переориентации в переходный период развития общества.
71. Психологическая культура юриста: понятие и содержание.
72. Психологический портрет личности.
73. Розыскной профиль и психологический портрет.
74. Юридически значимые эмоциональные состояния.
75. Основные направления деятельности юридического психолога.
76. Психологические типологии преступников.
77. Психология криминальной субкультуры.
78. Психологический анализ преступления.
79.Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве: предмет, компетенция.
80. Типичные психические состояния осужденных.
81.Особенности криминальной субкультуры в исправительных учреждениях.
82. Психологические средства исправления осужденных.
Учебное пособие
Якушин Станислав Юрьевич
Юридическая психология