Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница

Выделяют три основные формы клинических неврозов:

1) неврастения. Основные ее симптомы: повышенная раздражи­тельность, слезливость, неустойчивость эмоций и настроения, кото­рое часто является пониженным, депрессия. В некоторых случаях появляются тревога и страх, расстройство сна, различные наруше­ния вегетативной нервной системы1;

2) истерия. Истерические формы невроза весьма разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее час­тые из них: двигательные расстройства, параличи, нарушение коор­динации движений, расстройства речи и т.д. Чаще всего они возни­кают у лиц с большой внушаемостью и самовнушаемостью;

3) невроз навязчивых состояний. Помимо общеневротических сим­птомов этот невроз характеризуется появлением после тяжелой пси­хотравмы различных по содержанию навязчивостей, особенно часто в виде фобий — навязчивых неадекватных переживаний страхов.

С появлением невротического конфликта и неврозов возникает и невротическая личность, характеризуемая внутренне противоречи­выми тенденциями, которые невротик не способен ни разрешить, ни примирить. Говоря об отличии невротической личности от нор­мального человека, К. Хорни пишет:

 
  Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru

1Вегетативная нервная система — часть нервной системы, регулирующая обмен веществ в организме, деятельность внутренних органов и систем кровообращения, дыхания и других.

 
  Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru

В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливают­ся до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное реше­ние невозможным1.

Постоянно напряженное отношение невротика к другим, болез­ненная реакция на критику и на обычные замечания, скрытая враж­дебность и стремление всегда и везде выделяться делают эту личность с самого начала чрезмерно конфликтной. А стержнем ее отношений с другими является постоянное соперничество. Но и в этом невротик отличается от нормальных людей. К. Хорни выделяет три особеннос­ти, отличающие невротическое соперничество от обычного2.

1) невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуа­циях, которые не требуют этого. Он мерится силами с людьми, которые никоим образом не являются его потенциальными сопер­никами и у которых нет с ним какой-либо общей цели. Его чувство по отношению к жизни можно сравнить с чувством жокея на скач­ках, для которого имеет значение только одно — опередил ли он другого;

2) отличие невротического соперничества состоит в том, что он стремится во всех отношениях быть уникальным и исключительным. В то время как нормальный человек может довольствоваться сравни­тельным успехом, цель невротика — всегда полное превосходство. Он должен быть лучшим в каждой области, с которой он соприкаса­ется. Это является одной из причин, почему люди этого типа не могут наслаждаться успехом. Например, разочарование невротику может принести ограниченный интерес к его научной статье или книге, так как они не произвели ожидаемого им переворота в науке;

3) отличие заключается в скрытой враждебности, свойственной честолюбию невротика, его установке, что «никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым». У человека, стра­дающего неврозом, разрушительный аспект деятельности сильнее созидательного, и он побуждается слепым, неразборчивым и навязчи­вым стремлением унизить других. Известие о том, что кто-то опередил его, может привести невротика в состояние слепой ярости.

 
  Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru

1Хорт К. Указ соч. С. 220.

2 Там же. С. 146 – 149.

 
  Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru

Таковы основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта. Но самое страшное состоит в том, что он может стать причиной суицида (самоубийства). То, что наша страна занимает сегодня по этому показателю одно из первых мест в мире, вполне коррелирует с ситуацией, когда почти половина наших сограждан испытывает подавленность, отчаяние и озлобленность, чувство оди­ночества и ненужности никому, страх перед беспределом и преступ­ностью, перед экономическими трудностями. Сегодня в России под наблюдением психиатров находится 5 миллионов граждан, а нуж­даются в нем минимум в шесть раз больше. Таким образом, более 20% всего населения нуждается в психиатрической помощи. И все эти явления прямо связаны с внутриличностными конфликтами.

Позитивные последствия

внутриличностного

конфликта

Как было отмечено, внутриличностный кон­фликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, т.е. позитивно влияю­щим на структуру, динамику и результатив­ность внутриличностных процессов и служащим источником само­совершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие личности- Поэтому многие исследователи внутриличностного конф­ликта совершенно обоснованно рассматривают продуктивный внут­риличностный конфликт как важный способ развития личности.

Действительно, именно через конфликт, разрешение и преодо­ление внутриличностных противоречий происходит становление ха­рактера, воли и всей психической жизни личности. Лишите челове­ка этой внутренней работы и борьбы и вы лишите его полноценной жизни и развития, ибо сама жизнь и есть постоянное разрешение противоречий. Один из авторов современной психологии личности, ставший уже классиком, — В. Франкл писал:

Я считаю опасным заблуждением предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равно­весия, а скорее борьба за какую-то цель. достойную его1.

Если рассматривать положительные последствия внутриличнос­тного конфликта более конкретно, то можно выделить следующие:

1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;

Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru

Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru 1 Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности. Тексты. — М. МГУ. 1982. – С. 121.

3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет пси­хику человека;

4) конфликт является средством и способом саморазвития и са­моактуализации личности;

5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насла­диться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».

Глава 10. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов

Поскольку внутриличностных конфликтов избежать невозмож­но, то следует научиться создавать условия, предупреждающие их негативные последствия, использовать многообразные способы их профилактики и вовремя разрешать дисфункциональные конф­ликты в том случае, если они уже возникли. На сегодняшний день конфликтология разработала целую систему способов и мер по предупреждению и разрешению внутриличностных конфлик­тов. При этом следует иметь в виду, что предупредить конфликт всегда легче, чем его разрешить,

10.1. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов

Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются измене­ний, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на созда­ние такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду «рядовую» личность, то ее влияние при этом все-таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством дей­ствий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.

Поэтому при дальнейшем рассмотрении внутриличностного конф­ликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфлик­тов, зависящих от самой личности. Выделим основные из них.

Познай

самого себя

Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему. И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место.

Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо прежде всего создать правильный «Я-образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценнос­тями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на кос­тер, а мимо каких — пройти не заметив.

Однако познание самого себя — дело не из легких. Личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна. Поэтому на быстрый успех здесь рассчитывать не приходится. Бербель и Хайнц Швальбе рекомендуют несколько способов и приемов для лучшего познания самого себя. Приведем некоторые, ключевые:1

1Прежде всего попробуйте ответить на следующие вопросы:

• Не зануда ли я?

• Склонен ли я к необдуманной критике?

• Избегаю ли я говорить о негативных вещах?

• Не слишком ли много я говорю о материальных вещах?

• Присуще ли мне инстинктивное поведение?

• Есть ли такие слова или раздражающие моменты, при которых я тут же выхожу из себя?

 
  Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru

Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru 1См.: Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. — М.: Прогресс, 1993. — С. 23 — 33.

• Испытываю ли я страх, опасения или постоянное напряжение?

• Часто ли я позволяю себе неодобрительно или пессимистически высказываться?

• Пользуюсь ли я в разговоре двусмысленными оборотами?

• Ношу ли я в себе неопределенное чувство вины?

• Есть ли у меня определенная материальная жизненная цель, которой подчинен весь мой теперешний образ жизни?

• Часто ли я болею, впадаю в депрессию или тоску?

После ответов на эти вопросы можно утверждать, что вы уже лучше знаете самого себя.

2 Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха? Ответив на этот вопрос, вы получите новые сведения о своих способностях. Добавьте к этому вопросы:

• В какой сфере проявляются ваши способности: духовной или физической?

• Есть ли у вас наличие художественных, творческих способностей?

• Склонны ли вы к точным наукам?

• В каком виде деятельности у вас были наибольшие результаты?

• Часто ли вы формулируете оригинальные идеи?

• Какие качества помогают вам неизменно справляться с вашими проблемами?

Составив классификацию своих способностей, всех сильных сто­рон, ответьте на вопрос, какие качества вашей личности вам следо­вало бы «подтянуть» или развивать более интенсивно? Но при этом следует иметь в виду, что каждый человек помимо уже проявив­шихся и известных ему способностей обладает еще и скрытыми возможностями, которые могут проявиться в дальнейшем.

3 Выявление своих ошибок инедостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

• Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим.

• Другим мы верим больше, чем самим себе. потому что сами не знаем, что для нас главное.

• Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к дегра­дации наших чувств.

• Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.

• Мы позволяем заглушить в себе силу. дающую нам независимость, фантазию.

• Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отка­заться от всего несущественного, второстепенного.

Покаждому из выявленных недостатков или по каждое всякий раз встречающейся ошибке задайте себе три вопроса:

1. Вызывают ли у меня выявленные ошибки и недостатки сильное беспокойство?

2. Так ли уж волнуют меня эти ошибки и недостатки?

3. Может быть, мне вообще не стоит беспокоиться по поводу этих

ошибок и недостатков?

Если выяснится, что те или иные ошибки и недостатки дают основание для беспокойства, то следует сразу же заняться их ис­правлением. При этом следует иметь в виду, что к наиболее значи­мым недостаткам относятся те, на которые нам указали другие, и что невозможно сразу взять и переделать себя.

Адекватно

оценивайте себя

Это условие предупреждения внутриличностного конфликта непосредственно примыкает к предыдущему. Без адекватной самооценки нельзя познать самого себя и избежать внутриличностных конф­ликтов. Но не только заниженная, но и завышенная оценки своих способностей и возможностей препятствуют установлению гармо­нических отношений с окружающими и тем самым способствуют возникновению внутриличностных конфликтов.

Но самое главное состоит в том, что неадекватная самооценка, неправильный образ своего «Я» препятствуют реализации и само­актуализации личности. Человек, который неправильно оценивает себя, будет постоянно «натыкаться» на непонимание со стороны дру­гих. Ему будет казаться, что его не понимают, тогда как в действи­тельности он не понимает сам себя. Поэтому тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.

От самооценки зависят и отношение личности к своим успехам и недостаткам, ее самокритичность. Поэтому она прямо влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Можно пред­ставить человека, полагающего, что он обладает большими способ­ностями по математике, но занявшего одно из последних мест на олимпиаде по этому предмету. В этой ситуации, во-первых, не из­бежать внутриличностного конфликта, стресса, а, во-вторых, это может породить полное разочарование в своих способностях и на­всегда отбить охоту заниматься этим видом деятельности.

Самооценка личности непосредственно связана с уровнем ее при­тязаний, степенью трудности достижения тех целей, которые она перед собой ставит. Резкое расхождениемежду притязаниями и ре­альными возможностями личности, когда первые являются намного завышенными, может привести к возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности, страху и другим проявлениям внутриличностного конфликта.

Свое объективное выражение самооценка получает в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Например, при завышенной самооценке он стремится их прини­зить, при заниженной — повысить.

Сформулнруите

смыслообразующие

жизненные ценности

После того как вы «покопались в себе» и адекватно оценили себя, попытайтесь сформулировать и взять на вооружение основополагающие жизненные ценности. Это те ценности, ради которых стоит жить (а может, даже и умереть), ценности, ут­верждению которых человек посвящает свою жизнь и которые он рассматривает как призвание. А. Маслоу назвал их «бытийными цен­ностями», или предельными ценностями, выше которых у человека уже нет ничего. Другими словами, речь идет не о ценностях — средствах, а о ценностях — целях, образующих высший смысл жиз­ни человека.

Отсутствие таких основополагающих ценностей делает человека несвободным и нестабильным, подверженным ситуативным и вре­менным влияниям- Без таких ценностей, как показал В. Франкл, лич­ность не может развиваться нормально. У человека возникает состоя­ние «экзистенциального вакуума» и скуки, а его поведение часто становится девиантным (алкоголизм, преступность, наркомания). Все это приводит к возникновению различного рода внутриличностных конфликтов, неврозов, а порой и суицидальному поведению.

Используйте свой

жизненный опыт

Важный способ профилактики внутриличностных конфликтов — формирование стабильного внутреннего мира и характера человека. Для этого следует постоянно обращаться к своему жизненному опыту и соотносить его с опытом других и социальной реальностью. Необ­ходимо как можно чаще отмечать: что, когда, при каких обстоя­тельствах и каким образом нам удалось, а в чем мы потерпели фиас­ко. Рекомендуется также записывать наблюдения и выводы и де­тально их анализировать.

Цель этой сложной и кропотливой работы — делать выводы на будущее, чтобы выражение «хотелось, как лучше, а получилось, как всегда» не имело к вам никакого отношения. Помните, что повторенная ошибка переживается вдвойне тяжелее и требует двойной платы. Между тем за уроки лучше платить только один раз и учить­ся следует на ошибках других, а не своих. В противном случае трудно избежать внутриличностных конфликтов.

Будьте оптимистом,

ориентируйтесь на успех

Анализируя свой жизненный опыт и делая вы­воды на будущее, ориентируйтесь на успех.

Если вас постоянно будет сопровождать чув­ство страха потерпеть неудачу, то вообще не следует начинать ника­кое дело. В этом случае вы обречены на неудачу и на внутриличностный конфликт с самого начала, а точнее, даже не начав еще дея­тельности. Механизм возникновения внутриличностного конфликта у людей, ориентирующихся на неудачу, заключается в том, что они

выбирают либо непомерно завышенный, либо сильно заниженный уро­вень требований. Для них типичны спады активности, отступления. Тот. кто ставит перед собой завышенные цели, обрекает себя на постоянную борьбу с неудачами .

Между тем люди, которые ориентируются на успех, как прави­ло, руководствуются реальной оценкой своих шансов на достиже­ние цели и поэтому ставят перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные задачи. Поэтому анализируя свой опыт, следует задуматься над тем, почему вам сопутствовал успех и в чем причина ваших неудач. Это поможет вам избежать многих внутренних кон­фликтов и головных болей.

Будьте

принципиальны

Не отказывайтесь с легким сердцем от всего второстепенного — «пустяков», «мелочей» и т.д. Иногда это приходится делать во имя более значимой цели или задачи. Но если человек поступает так постоянно, это приводит к беспринципности, разрушению внутрен­ней стабильности. В конечном счете это может привести к деграда­ции личности, потере образа «Я», своей целостности, идентичности. А отсюда недалеко и до внутриличностных конфликтов. Принципиаль­ная требовательность к себе не только в большом, но и в «малом» — надежный противовес появлению внутренних трений. Кроме того, она защитит вас от такого порока, также приводящего к деградации нашил чувств, как подхалимство.

 
  Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru

Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи­ческий и биосоциальный характер (3.Фрейд). 2 страница - student2.ru 1 См.: Швальбе Б., Швальбе X. Указ. соч. С. 29.

Будьте

уверены в себе

Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом. Поэтому прежде чем взяться за какое-либо серьезное дело, проверьте, свойственны ли вам следующие типич­ные проявления неуверенности в себе:

• боязнь попробовать — бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, «потерять свое лицо»;

• суетливость — боязнь не угнаться за другими, беспокойство, вызывающие дискомфорт, тревогу и страх;

• зависть и самоунижение — постоянное сравнивание себя с другими, недовольство самим собой, самоунижение и унижение других:

• бравада и лживость — стремление произвести впечатление лучше, чем есть на самом деле, «пустить пыль в глаза»:

• конформизм — приспособленчество, стремление быть «как все», «не высовываться», не рисковать:

• привычка застегиваться на все пуговицы. По мнению психологов, «чело­век в футляре» страшится проявить какие-либо свои чувства и всего боится: болезней, людей, ответственности- Он всегда неуверен в себе, находится в дурном настроении. Для него одежда является защитным панцирем, в котором не должно быть никакой бреши. Напротив, чело­век. уверенный в себе. в своих силах, порой может себе позволить и не застегиваться на все пуговицы.

Если вам свойственны хотя бы некоторые из названных качеств, необходимо принять меры к тому, чтобы от них избавиться. При этом можно воспользоваться следующими рекомендациями:

• Уверенный в себе человек не стремится самоутвердиться за счет других, унижая других. Он старается стать лучше, чем он есть сам, а не стать лучше других всегда и во всем, как это делает невротик.

• Не поддавайтесь давлению поведенческих стереотипов, не сдерживай­те свою активность.

• Думайте «своей» головой, хотя, конечно, не стоит пренебрегать дельны­ми советами и других.

• Знайте, что у вас имеется много способностей и сил, достаточных для выполнения тех задач, которые вы перед собой поставили. Есть способ­ности. о которых человек даже не подозревает, и которые обнаружива­ются лишь в конкретном опыте жизни.

• Доверяйте больше самому себе, не разрушайте свое собственное «Я», постоянно и во всем прислушиваясь к мнению других.

• Не забывайте, нет ничего для вас более худшего, чем отказываться от самого себя, жить чужой жизнью, чужими идеями и смыслами. Вы — это Вы, и никто другой никогда вас не заменит. Отбросьте установку «Я такой, какой вам нужен» и руководствуйтесь принципом «Я такой, какой Я есть». Уже одно это осознание своей самоценности укрепит вашу уверен­ность в себе.

Призыв к необходимости быть уверенным в себе не означает, конечно, что человек не должен сомневаться ни в чем или не подхо­дитькритически к своему прошлому опыту. Это означает то, что если, проанализировав свои силы, вы пришли к выводу, что способ­ны выполнить какую-либо задачу, то смело беритесь за дело.

Соблюдайте этические

нормы и правила

общения

Это поможет вам избежать множества конф­ликтов как в отношениях с другими людьми, так и внутриличностных. Стремитесь к нрав­ственному самовоспитанию и самоутвержде­нию. Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведени­ем высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и уг­рызения совести. Приведем ряд правил поведения, которые помогут вам чувствовать себя уверенно в любых ситуациях и избежать мно­жества внутриличностных конфликтов:

• Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам. Если вы затрудняетесь, как себя вести в той или иной ситуа­ции, поставьте себя на место того, с кем вы общаетесь.

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особен­ных привилегий со стороны другого.

• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. В том случае, когда управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

• Не проявляйте предвзятости к людям. Насколько возможно отбра­сывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать ваше доброе отношение к со­беседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.

• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не пре­увеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объек­тивные причины.

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

• Посылайте импульсы ваших симпатий. Словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбай­тесь. смотрите прямо в глаза.

• Рассматривайте другого всегда как личность, которую следует ува­жать саму по себе, а не как средство для достижения ваших соб­ственных целей.

Если вы хотите избежать внутриличностных конфликтов, вызван­ных причинами, коренящимися в деловом общении, то вам следует по­мнить о некоторых важных этических нормах и правилах. Если вы руководитель, то можно использовать следующие правила и принципы:

• Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель.

• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллек­тив с высокими моральными нормами общения. Приобщите со­трудников к целям организации. Человек только тогда будет чув­ствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда про­изойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем, каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобро­совестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать под­чиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы мо­жете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. При этом опирай­тесь на сильные стороны его личности.

• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может ре­шить, что провел вас. Более того. если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не вы­полняет своих обязанностей и поступает неэтично.

• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберете правиль­ную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невы­полнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет вам такие факты, которые вам неизвестны. Делайте ваши замечания один на один. Необходимо уважать достоинство и чувства человека.

• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

• Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» — спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разго­вор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с чело­веком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных де­лах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми стандартами.

• Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

• Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем боль­шие заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

• Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достиг­нут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в ра­боте. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданным- Они отве­тят вам тем же.

Наши рекомендации