Второе направление - идеалистическое: «Душа - боже­ственный разум». Представителями этого направления являются Сократ и Платон.

Раздел «Психология как наука».

Тема 1. «История развития психологии».

Учебные вопросы занятия:

1. Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии.

2. Античная психология. Психологическая мысль Нового времени.

3. Зарождение психологии как науки. Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.

4. Становление советской психологии.

Краткое содержание темы:

Вопрос 1. Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии.

Психология, согласно классификации Б. М. Кедрова, находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских.

Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы психики в различных условиях и на разном уровне развития. Ядром современной психологии является общая психология.

Сам термин «психология» был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. и окончательно утвердился после выхода в 1732 г. книги «Рациональная психология» X. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный, длиной в несколько веков, период становления психологического знания.

Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что «Психология имеет длинное прошлое, но краткую историю», потому что она включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и только десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень «мал» — всего около ста лет.

Житейская психология

Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология — это, прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие — особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

По выражению французского психолога П. Жане, житейская психология — это та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу «повторение — мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.

Житейское (обыденное) знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов. Примером могут служить известные пословицы «семь раз отмерь — один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глаза» и др.

Такое знание может быть весьма обширными способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако часто носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво (практически для каждой поговорки можно найти противоположную). Донаучное психологическое знание не может отобразить все многообразие, всю сложность психологической реальности, а потому часто вообще не осознается как знание.

Основными этапами развития психологии являются сле­дующие:

I этап - психология как наука о душе(V век до н.э. -начало XVII века н.э.). Развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. Ранние представления о психологии свя­заны с трудами древнегреческих философов и основаны на практическом познании человека, также на религиозных и ми­фических представлениях о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в ста­новлении предмета психологии. Наличие души признавалось всеми.

Выделяют два основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли.

Первый подход или направление матерштистическое:

«Душа - тончайшая материя». Наиболее яркие представители этого направления Гераклит, Демокрит, Анаксагор.

Второе направление - идеалистическое: «Душа - боже­ственный разум». Представителями этого направления являются Сократ и Платон.

Наши рекомендации