Основные виды потребностей человека и закон их иерархии

Потребности – нужда.

Потребности предстают в различных формах: рациональной, эмоциональной(субъективной).

Эмоциональная форма: эмоции, чувства, стремления, интересы

Рациональная форма: потребность в завершённости, красоте, симметрии, порядке, совершенстве, знании

Группа/общество придаёт человеку устойчивость.

Двойственная сущность человека:

1. превзойти роль пассивного сознания, потребность в творчестве

2. присоединение к структуре

Маслоу выделял две группы потребностей: высшие и низшие.

1. эстетические(чистота, порядок, симметрия)

2. в самореализации

3. в самоуважении

4. безопасности

5. физиологические

В литературе выделяют следующие виды потребностей:

Высшие: (потребности роста)п.в общении, любви, принадлежности к группе , стране, признание человека как личности, достижении признания, статуса, компетентности, потребность в красоте и порядке.

Низшие(нужды): физеологически, в безопасности.

Закон иерархии – высшие потребности появляются лишь тогда, когда в полной мере удовлетворены низшие потребности.

Соц.структура должна предоставлять возможности для удовлетворения как высших так и низших потребностей. Входя в соц.структуру, человек должен реализовать естественную потребность роста, развития своих возможностей, талантов.

Условия самореализации: внутренние, внешние

Внутренние:

· Степень развитости способностей

· Гибкость мышления

· Характер

· Воля

· Привычки

Внешние:

· Запрос со стороны соц.среды

· Множество тормозов для самореализации(кризисы, катастрофы)

Необходимо гуманизировать соц.среду.


14.Типы самореализации, самоутверждения человека

Процессы самореализации и самоутверждения часто идут параллельно, хотя возможна самореализация без самоутверждения. Самореализация может осуществ­ляться в таких формах, как государственная служба, накопление материальных ценностей, приобщение к социально значимой ин­формации, расширение границ собственного сознания и пр.

Типология форм самоутверждения личности:

• Статусное самоутверждение (самоутверждение через достижение определенного статуса): позитивная форма(мотив самоутвер­ждения ориентирует человека в сторону роста, развития, совер­шенствования), негативная (человек в погоне за статусом отказывается от реализации своих истинных способностей, теряет индиви­дуальность).

• Поисковоесамоутверждение (непрерывный поиск, смена видов де­ятельности, что выражается в смене профессий, друзей, интересов, увлечений; в результате часто теряется опора в жизни, что способ­ствует появлению разочарованности, неудовлетворенности). Само­реализация в этой форме может быть ложной.

• Самоутверждение как самоцель (хиппи, панки, металлисты, хулиганские действия).

• Престижное самоутверждение (попытка повысить собственную значи­мость путем приобретения престижных, модных вещей - автомоби­лей, телевизоров новой марки, популярных книг, картин и т.п.). Именно на этом пути самореализация оказывается чаще всего лож­ной.

• Самоутверждение на базе накопительства(накапли­ваются деньги, материальные ценности и пр.) - человек считает себя социально значимым при наличии капитала, материальных ценно­стей.

• Самоутверждение через расширение границ и воз­можностей собственного сознания, совершенствование духовности (выход на качественно новый уровень культуры, овладение методами самопознания и самосовершенствования, постоянный рост «вглубь себя»). Самореализация может быть здесь достаточно полной, ис­тинной.

· Самоутверждение путем приобщения к информации и интел­лектуальной элите общества (значимость человека определяется не столько принадле­жащими ему материальными ценностями, сколько его приобщен­ностью к определенным видам информации, которой, как правило, владеют элитарные слои общества).

• Самоутверждение через творчество. Самореализация через творчество может быть наиболее полной, в творческом акте максимально раскрываются потенции и способно­сти человека.

Составными частями структуры самореализации выступают эмоционально-мотивационный (религия, литература, искусство, наука) и информационный компоненты (све­дения о потребностях общества в тех или иных профессиях, о спе­цифике видов профессиональной деятельности).

Эта классификация характерна для европейской культуры. На востоке ситуация иная здесь акцент делается на способах вживания в уже сформировавшуюся среду. На востоке самореализация достигается на пути изменения себя.

Условия самореализации

На процесс самореализации оказывают влияние две группы условий:1) внутренние и 2) внешние.

1)проявляются в процессе развития человека, развёртывания его судьбы, реализации различных сценариев жизненного пути. Движение в подлинной самореализации не может начаться, пока человек не освободится от доминирования низших потребностей, от забот о хлебе насущном, выживании и пр. При доминировании низших потребностей не происходит раскртия глубинных способностей и потенций человека. Более того, постоянная неудовлетворённость низших потребностей может «фиксировать» человека на определённом уровне развития и функционирования. Хорошо известно, что люди, которые в детском возрасте были «отвергнутыми» и в семье, и в детском коллективе, могут быть глубоко озабочены потребностью в уважении и почёте всю свою жизнь. Прекращение духовного роста способствуют и дурные привычки. Стереотипы поведения, безволие человека. Безволие – потому, что реализация человека предполагает постоянную внутреннюю работу над собой, развитие способностей и потенций до максимально возможного их уровня, а не потакание собственной лени или неуверенности в себе. Истинная самореализация предполагает выбор достойных и достаточно трудных творческих задач, решение которых человеку необходимо и на которые есть запрос общества. Разумеется, понятие истинной самореализации подразумевает, что человек работает с максимальным использованием своих возможностей и способностей и достигает при этом успеха.

Процесс самореализации может быть ограничен негативным влиянием прошлого опыта и приобретёнными дурными привычками, которые замыкают человека на непродуктивном поведении и часто мешают росту. Спектр таких дурных привычек очень широк. В их число входят непродуктивные схемы поведения, усвоенные в семье от родителей и непригодные в новой ситуации, излишняя агрессивность, стремление доминировать в общении, расчёт на «авось», нежелание анализировать и совершенствовать собственное поведение, развивать самосознание и т.д. Согласно А.Маслоу, к привычкам, препятствующим росту, относится приверженность к наркотикам и алкоголю. Мешать самореализации, психологическому росту может также групповое давление, социальное окружение, которое формирует дурные привычки и негативный опыт. Всё это ставит проблему внутренней устойчивости личности, её способности противостоять возможностям ложной самореализации. Казалось бы, стимулировать истинный рост личности, её развитие должен сам социальный заказ на её способности и таланты, идущий от социальной структуры, социума. Но дело в том, что такого социального заказа на потенциал человека как правил, не бывает

2)Создавать внешние условия для самореализации всех членов общества призвана разумная социальная политика. В современном мире существует огромное число угроз истинной самореализации. Скажем, подросток может загубить свою жизнь, увлекшись наркотиками. На путь ложной самореализации молодого человека подталкивают реклама, группа сверстников, распространеннее мифы относительно наркотиков, скажем, миф о том, что наркоманию можно вылечить на любой стадии. Социальная политика должна способствовать развенчанию подобных мифов. Формами угроз подлинной самореализации являются и возможность вступления в тоталитарные секты, приобщение к различным группам, вовлечение в противоправную деятельность. Для девочек – подростков закрыть перспектив развития как личности может раннее материнство, ибо мать 14-15 лет оказывается человеком без будущего. Надо признать, что ни семья, ни школа не смогли переломить инфантилизм сознания наших старших школьников, сформировать более приспособленное к реалиям сегодняшнего для сознание. Задача формирования этого нового сознания должна решаться в рамках социальной педагогики и социальной работы. На первый план здесь выходит сама методика профилактики разнообразных форм психической и социальной патологии в виде наркомании, подростковой преступности, раннего материнства и т.д., порождающих деструкцию личности.

Проблема самореализации неотделима от контекста определённых этапов жизненного пути человека. Говоря о самореализации, следует иметь ввиду не только её истинные формы, ведущие к росту, развитию человека, но и её ложные формы, ведущие к деградации человека, к которой его подталкивает сама социальная среда. Речь идет о распространившихся в обществе технологиях разрушения психического и социального здоровья человека. Социальная среда действительно стала во многом враждебной человеку, толкающей его на путь ложной самореализации, погони за ложными ценностями.

Наши рекомендации