Свободу и счастье — насилием и обманом?
Освобождение человека от смерти после смерти его тела, обеспе-
чение ему или его индивидуальной сущности, например, душе,
вечной жизни, проповедуют все без исключения религиозные
учения. В этом основатели религий видят свое призвание и предна-
значение их доктрины. Свободное и счастливое существование
человек, по мысли последователей вероучений, приобретает только в
«ином мире», то бишь «божественном», после смерти в мире физи-
ческой природы.
Большинство людей скептически относится к такому варианту
своей жизни, как единственной и главной ее цели. История развития
человечества показывает, что в качестве непосредственного мотива
деятельности человека столь отдаленная цель, как обретение
бессмертия в «ином мире», «срабатывает» только в небольшой
23 Часть первая Сверхвозможности человека
группе увлеченных идеей людей. Тогда приверженцы религиозного
учения с целью расширения его влияния начинают использовать
целый арсенал «запрещенных приемов».
Здесь и создание фантастических «страшилок» типа «все сгорят
в адском пламени, кроме последователей нашего учения», и периоди-
ческие объявления о скором наступлении «конца света», всеобщей
гибели человечества, от которой спасутся, опять же, только «наши
праведники». Мощнейшим средством давления на людей с целью
распространения религии является использование государством
религиозного учения в собственных политических целях. В арсенале
такого воздействия на людей, конечно же, есть и насилие в его
различных проявлениях: от физического уничтожения идейных
противников до принудительного обращения целых народов в свою
веру — так называемого миссионерства.
Эти «запрещенные приемы» обязательно входят в вопиющее
противоречие с высокими нравственно-этическими нормами, перво-
начально заявленными в вероучении. Но, как часто говорится в сати-
рических памфлетах, «чтобы осчастливить человека будущей вечной
жизнью в раю — все средства хороши».
«Мы сделаем вас счастливыми, даже если вы этого не хотите», —
таковы неприглядные реалии человеческой истории. Они явились
реакцией на тот факт, что большинству людей, чтобы в полной мере
следовать вероучению, недостаточно тех мотивов и стимулов,
которые предлагает им религиозная организация. Однако религи-
озные институты не одиноки в своих предложениях «свободы и
счастья», хотя бы и в потустороннем мире.
На поиск и создание возможностей для свободного и счастливого
существования или хотя бы частичного улучшения жизни людей, но
ещё в материальном мире, направлены усилия всех серьезных соци-
ально-экономических доктрин и созданных на их основе полити-
ческих партий. Наиболее радикальным способом, посредством
Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 24
полного переустройства общества, предлагает решать вопросы обре-
тения счастья еще при земной жизни человека коммунистическое
учение.