Структура основной профессиональной дисциплины
Методические указания и контрольные задания
Для студентов-заочников образовательных учреждений
Среднего профессионального образования
по дисциплине:«Менеджмент»
для специальности:080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).
Нытва
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Утверждена зам.директора по УМР _______________Шилова Н.С. «___»__________2012г. | |
Рассмотрена и одобрена на заседании П(Ц)К Председатель_______________ «___»__________2012г. |
Разработчик: преподаватель социально-экономических дисциплин
КГАОУ СПО «НПЭТ» Шилова Н.С.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Пояснительная записка | |
Программа учебной дисциплины «Менеджмент» | |
Структура основной профессиональной дисциплины среднего профессионального образования базовой подготовки | |
Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля по дисциплине: «Менеджмент» | |
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных практических заданий, контрольных работ | |
Требования к оформлению самостоятельных практических заданий, контрольных работ | |
Список рекомендуемой литературы | |
Приложение 1 Титульный лист | |
Приложение 2 Содержание | |
Приложение 3 Тесты | |
Приложение 4 Бланк ответов | |
Приложение 5 Ситуации | |
Приложение 6 Перечень вопросов для подготовки экзамену вопросов по дисциплине: «Менеджмент» | |
Приложение 6 Рецензия на домашнюю контрольную работу | |
Пояснительная записка
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Менеджмент» составлены на основании ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения, а также всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основную профессиональную образовательную программы среднего профессионального образования базового уровня.
Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.
В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения;
уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления; учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Используемые сокращения
В настоящих методических указаниях используются следующие сокращения:
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональный модуль –часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл– совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
СПО – среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ– образовательное учреждение;
ОПОП– основная профессиональная образовательная программа по специальности;
ОК– общая компетенция;
ПК– профессиональная компетенция;
ПМ– профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс.
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового экономического мышления.
Программа учебной дисциплины «Менеджмент»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины, при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- имущество и обязательства организации;
- хозяйственные операции;
- финансово-хозяйственная информация;
- налоговая информация;
- бухгалтерская отчетность;
- первичные трудовые коллективы.
Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:
1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
3. Проведениерасчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
При изучении дисциплины обращается внимание обучающихся на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
При изложении материала по соответствующим модулям используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее содержания на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельной практической работы.
Самостоятельная практическая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. Она является самостоятельной творческой работой обучающихся и выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данной дисциплины.
Для проверки знаний студентов проводится рубежный и итоговый контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.
Содержание программы учебной дисциплины полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень) и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса.
Структура основной профессиональной дисциплины