Глава 8. Турция — источник вампиризма в Европе
Думаю, есть некая неполнота или неточность в сведениях, касающихся и происхождения понятия «вампир», и самой географии его изначального распространения — как это подаётся в трудах вампирологов Франции и Австро-Венгрии в XVII-XVIII веках.
С одной стороны, вампирологи указывали на то, что слова «бруколяк» («вруколяк») и «вурдалак» (предшествующие более поздним «вампиру» и «упырю») пришли в Европу от Сербии и Румынии, которые, в свою очередь, якобы их взяли у греков. Таким образом, «родиной» вампиризма у вампирологов была Греция.
Этим обстоятельством всегда пользовались скептики из католического духовенства и учёные Западной Европы, утверждая, что всё это — выдумки и суеверия. Поскольку само православие в представлении католиков является ересью и рождено «мракобесием и забитостью» православных народов, а источник распространения православия католики видели в Греции, то Греция у них становится одновременно и родителем суеверий о вампирах.
Эта позиция отражается в трудах аббата Августина Кальме, у руководителей католической церкви той эпохи, у Вольтера и других французских скептиков-просветителей, как и у современных французских авторов.
Однако сведения, которые сообщают сами же эти авторы, явно противоречат версии о том, что «басни о вампирах породило православие».
Да, вампиризм появился в Европе, когда Австро-Венгрия отвоевала у Турции в XVII веке Сербию и Румынию. До этого у этих стран практически не было контактов с Европой, они были «за железным занавесом», отделявшим мир христиан от мира мусульман, и сами Балканы не считались Европой, они назывались особым названием — Левант.
Европейцы практически ничего не знали о том, что происходит в Леванте, и только поездки редких путешественников позволяли что-то узнать о жизни христианских народов под гнётом турок. Некоторые путешественники сообщали в своих книгах, что в Греции встречались с удивительными событиями, — и описывали вампиризм: явление похороненных родственникам, что становилось причиной странных и быстрых смертей, потом эксгумацию, где вампира находили в могиле «живым на вид и полным свежей крови», и последующую казнь, после чего напасть прекращалась.
Это же видели и в Сербии и Румынии, а когда эти события стали происходить и в соседних землях — в Венгрии, Моравии, Чехии, Польше (Речи Посполитой с Литвой-Беларусью и Украиной) и в Южной России, то всё это увязали не с эпидемией, а именно с распространением суеверий. При этом упускалось из виду, что народы перечисленных регионов имели подчас разную веру, были разделены государственными границами, имели совершенно разную культуру, традиции, языки.
Без каких-то комментариев всегда оставался тот факт, что во многих случаях вампиризма в Сербии и Румынии жертвы сообщали, что вампир на них нападал на границе с Турцией и был турком.
Всё это, как и другие обстоятельства, должно было бы вызвать у вампирологов по крайней мере сомнения в том, что вампиризм «изобретён» православием. Но православие в глазах латинян всегда было «плохим» и «диким», поэтому никто тут истину не искал. Кроме того, не было и никаких сведений о состоянии дел непосредственно в Турции. Однако не по той причине, что в Турции не было вампиров, а потому, что с Турцией не было почти никаких контактов, да и сам уклад исламского государства не позволял появляться исследованиям вампиризма в этой стране — это было ересью по отношению к исламу.
Я предположил, что следы вампиризма в средневековой Турции нужно искать в фольклоре. Там они и обнаружились.
Вампирологи Франции и Австро-Венгрии, конечно, не были знакомы с турецким фольклором, иначе бы неизбежно отказались от своих суждений о «греческих истоках вампиризма».
Одним из немногих источников средневекового турецкого фольклора являются истории о ходже Насреддине. В данном случае я опираюсь на издание 1958 года московского Издательства восточной литературы (под руководством Института востоковедения АН СССР) — «Анекдоты о ходже Насреддине», перевод с турецкого и комментарии академика В.А.Гордлевского.
Насреддин, как считают, реальная личность, он жил в XIII веке в «монгольскую эпоху» и стал героем народных историй-анекдотов. Позже фольклор его сделал современником Тимура, разгромившего османскую империю. Анекдоты о нём продолжали создаваться и потом, и основная масса, входящая ныне в сборники, придумана в XIX веке. Сборник, изданный в Москве в 1958 году, является компиляцией серии французских изданий о ходже Насреддине, изданных в XIX веке. Там почти все анекдоты новые, и только четыре действительно старые.
В.А.Гордлевский, выдающийся советский тюрколог, их перечисляет: 1) ходжа Насреддин на кладбище, 2) о том, как у него во время пахоты оборвался ремень, 3) о скотоложстве, 4) о препирательствах между ходжой Насреддином и Шейяд-Хамзой. Это — древнейшие анекдоты о ходже Насреддине, всё остальное — гораздо более позднее творчество народа — уже в XIX веке.
Происхождение этих четырёх древнейших анекдотов такое: В.А. Гордлевский пишет, что впервые анекдоты о ходже Насреддине были записаны в Турции в XVI веке плодовитым писателем и поэтом Ламии. В свой сборник анекдотов тот включил не только то, что вычитал из арабских и персидских сборников, но и то, что слышал в Турции. В.А. Гордлевский подчёркивает: «Сборник отражает кусочками, по горячим следам, подлинный быт — остроумное словцо, почему-либо ему запомнившееся».
Меня здесь поразило вот что. Как считают европейские вампирологи, слово «вурдалак» и само понятие «вампир» (как и вампиризм, его эпидемия) появились в Греции, Сербии и Румынии в середине XVII века. Однако турецкий автор Ламии пишет о вампирах в Турции ещё в начале XVI века (он умер в 1531 году).
Итак, вот анекдот, первый из четырёх древнейших о ходже Насреддине (фактически, вообще первый записанный анекдот о нём):
«Разделся ходжа на кладбище, и выбирает в рубашке вшей. В это время поднялся сильный ветер и унёс его рубашку. Ходжа побежал вслед, бежит-бежит — и упадёт. Откуда ни возьмись всадники. Увидели они, что какой-то странный человек, голый, прыгает на кладбище с камня на камень; они и сами перепугались, и лошади рванули в сторону. Тогда, чтобы наказать ходжу за беспокойство, они кинулись на него. «Эй, ты! Что тут бродишь, вурдалак?» — закричали они. «Ребятушки, — сказал ходжа, — я покойник и этот мир оставил навеки, а вышел я сюда, чтобы совершить омовение. Теперь я опять возвращаюсь к себе в могилу, а с мирянами нет у меня ничего общего». Так удалось ему избавиться от них».
Поскольку анекдот относится самое позднее примерно к 1500 году, то следует признать, что у турок уже тогда существовало понятие «вампир» — примерно за 150 лет до его появления в Европе. Что важно, В.А. Гордлевский даёт и этимологию слова: греческое слово «вурдалак» произошло от турецкого «ХОРТЛАК», именно так звучавшего в оригинале анекдота примерно в 1500 году.
Вот и ответ на то, откуда в Европе через полтора века взялось слово «вурдалак».
В.А.Гордлевский ещё даёт вот такое странное определение слову «хортлак»: выходит из могилы и прыгает, как кошка.
То есть, призрак мёртвого человека прыгает, как кошка. Об этом же говорится и в анекдоте. Давайте внимательно посмотрим на эту короткую историю.
Во-первых, сразу очевидно, что в анекдотах обычно народ говорит о том, что является ему важным, что на слуху, чем живёт народ. И вот как раз самый первый древнейший анекдот о Насреддине — о том, как он себя выдаёт за вампира на кладбище. Ясно совершенно, что вампиризм был тогда в Турции у народа если не главной темой обсуждения, то важнейшей.
Итак, что происходит? Ходжа был на кладбище и увидел всадников (может, бандитов). Он был без рубашки и решил себя выдать за мертвеца (турки хоронят людей голыми в специальном покрывале). Поскольку все в Турции знали, что на кладбище можно встретить вурдалака (хортлака), который выглядит как голый призрак и передвигается чем-то в виде «резких прыжков» (это, думаю, не прыжки, а нечто иное, что нужно отдельно рассматривать), то ходжа стал прыгать с камня на камень. Его поначалу действительно приняли за вампира и крайне испугались, причём шарахались даже лошади. Но, присмотревшись, люди поняли, что это не вампир (вампир, очевидно, должен выглядеть несколько иначе, как призрак).
Тогда ходжу стали призывать к ответу за эту его неудачную попытку спастись от лихих людей, пугая их и выдавая себя за вампира. Далее ходжа отвечает — и тут весь юмор анекдота, совершенно непонятный нашему неподготовленному читателю (я сам не сразу разобрался, а В.А. Гордлевский юмор не объясняет).
Ходжа говорит, что вышел из могилы, чтобы совершить абдест — религиозное омовение. Юмор в том, что оно совершается после справления большой нужды или «пускания ветров». Получается, что ходжа-вампир выходил из могилы для того, чтобы справить большую нужду или же «пустить ветры». Это и развеселило всадников, потому они и отпустили Насреддина.
Поскольку шутка «сработала», ясно, что люди прекрасно понимали, что вампир — это не просто мертвец, а именно привидение, дух, нечто вроде «астрали». Анекдот нелеп, если он касается просто мёртвого, но обретает смысл только тогда, когда люди понимают, что речь идёт не о мертвеце, а о вампире.
Это — уверен — вообще первый в мире анекдот о вампирах, и он как раз говорит о том, что проблема вампиризма настолько вошла в быт турок к 1500 году, что о вампиризме стали слагать анекдоты.
Всё это позволяет судить о том, что вампиризм как эпидемия мучил Турцию ещё в XIV веке, за полтора-два столетия до того, как он из Турции попал в Европу. Ну а в саму Турцию он мог придти из более южных территорий. Во всяком случае, в Палестине вампиризм встречается и сегодня, мог он встречаться и ранее. Сами турки пришли в Византию незадолго до XIV века, они и могли туда принести с собой вампиризм — из Аравии, Ближнего Востока. Во всей этой истории есть и ещё одно очень важное обстоятельство. Это сама медицинская картина явления.
В Европе принято считать, что «дом» вампира — его гроб. То есть, он там находится в коме, где у него определённое пространство для «миниатмосферы», а сам гроб является преградой для пагубного воздействия на тело со стороны почвы (перепады температур, грунтовые воды, бактерии почвы, насекомые и грызуны).
Но вот в Турции, откуда вампиризм попал в Европу, не хоронят в гробах. Мусульмане хоронят покойников без гроба. При мечети имеются похоронные носилки (дженазе), в которых покойника несут до могилы, а потом опять ставят носилки на место.
Покойного кладут в нишу в вырытой яме и засыпают землёй. Если бы его хоронили без этой ниши, то любой коматозник (в том числе вампир) умер бы от давления почвы, но в данном случае есть шансы оставаться живым при коме. Хотя без гроба это куда труднее.
Так вот если вампиризм в Турции ограничивался часто именно этими факторами, то когда он попал к христианам, у которых вампиры покоились уже в гробах, он стал бурно развиваться. В Турции он мог протекать вяло, но хронически (по естественным причинам большая часть вампиров без всякой эксгумации и казни умирала сама), а вот у христиан сразу обретал активное распространение.
Ещё одна деталь мне кажется важной и поразительной. У турок людей хоронят голыми — голыми выглядят и вампиры. У христиан вампиры выглядели в саване, где их хоронили в саване, и в простой одежде — где их в таковой хоронили. Но если под вампирами понимают призраки, привидения, то одежда не может быть призраком. Как не может она являться «астралью». Тут явно нечто иное, какой-то иной принцип, природа явления.
Что касается передвижений вампира «словно кошки», то, думаю, это сравнение не совсем точное и только приблизительно показывает суть. Я бы провёл тут параллель с НЛО, которые тоже часто видятся в своих передвижениях, как нечто нереальное, передвигающееся рывками или прыжками (или словно падающий лист), с явным пренебрежением ко всем законам физики. И те, и другие — «не материальны» в нашем понимании этого слова.