Социальный менеджмент как специфическая область социальной работы
Менеджмент социальный - современная гуманитарная парадигма менеджмента, высшей ценностью которого становится организация не сама по себе, а в окружающем ее социуме. Поэтому социальный менеджмент нацелен не только на решение утилитарных целей организации (прибыль и др.), но и на упрочение внешних связей, диалог с окружающей социальной средой и создание благоприятного социального климата внутри организации [87,91].
Миссия социального менеджмента заключается в упорядочении социума в целом и каждой его подсистемы в отдельности, поддержке процессов самоорганизации, раскрывающих потенциал человека, и сдерживании при этом энтропийных процессов, создающих опасность разрушения целостности социума и дегуманизации социальных отношений. Исходя из этого, социальный менеджмент рассматривает в качестве объекта как государство и его институты, так и негосударственные, общественные организации (органы местного самоуправления, религиозные конфессии, политические и неполитические общественные образования и партии, предпринимательские структуры, персонал предприятий и т.д.). Отдельный самостоятельный раздел социального менеджмента представляет менеджмент в организациях собственно социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, соцобеспечение, спорт, туризм, шоу-бизнес и т.д.) [28, 29, 30].
Методологической основой социального менеджмента можно считать общую теорию менеджмента, социологию, психологию. В свою очередь, это методологическая основа для более частных теорий: управления персоналом, госслужбы, менеджмента в отраслях социальной сферы и др. [66,67, 86].
Основоположник социологии О. Конт (1798-1857) подходил к управлению социальными системами по аналогии с биологическими. Вместе с тем высказанные Контом идеи о реализации системного подхода к управлению социальными структурами во многом актуальны и сегодня. Значительный вклад в разработку количественных методов социального управления, в первую очередь математико-статистических, сделал Л.А.Ж. Кетле (1796— 1874), изложивший их в книге «Социальная система и законы, ею управляющие» (1866). Он выделял социальные константы - постоянно воздействующие на социальную ситуацию факторы (пол, возраст, профессия, религия и др.) и случайные факторы, управляемые и неуправляемые.
Важную роль в развитии теории социального менеджмента сыграл французский социолог Г. Тард (1843-1904). По его мнению, общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей. Тард предложил теорию подражания, согласно которой любое нововведение стремится распространиться по всей системе социальных отношений в направлении от высших социальных групп к низшим. Существуют различные виды подражания: взаимное подражание обычаям и образцам и подражание идеалу. Тард также заложил основы социальной адаптации, которую считал доминирующим моментом социального взаимодействия.
Одним из наиболее значимых достижений в развитии социального менеджмента явилось создание социометрии. Ее автором стал Я. Морено (1892-1974). Механизм социометрии включает социометрические тесты, социоматрицы и социограммы, а также разнообразные индексы и коэффициенты, позволяющие дать количественную характеристику процессов социального взаимодействия в группах.
Однако подлинным основоположником социального менеджмента все же является школа человеческих отношений. Начиная с известных хоторнских экспериментов Э. Мэйо, заложивших основы доктрины человеческих отношений, главное внимание в менеджменте стало уделяться человеческому фактору, социально-психологическим проблемам (А. Маслоу, П. Друкер, Д. Макгрегор, Ф. Херцберг, Р. Ликерт и др.).
В России наибольший вклад в развитие теории социального менеджмента внесли Г.М. Андреева, Ф.М. Бородкин, О.С. Ви-ханский, А.К. Гастев, Д.М. Гвишиани, В.И. Герчиков, А.П. Егор-шин, А.К. Зайцев, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Кибанов, Э.М. Короткое, Н.И. Лапин, В.В. Маркин,A. И. Пригожий, О.М. Рой, Ж.Т. Тощенко, А.В. Филиппов,
B. В. Щербина, В.А.Ядов и др. [36, 61, 109].
XX век — это время возникновения и эволюции науки управления, или науки об управлении в технико-технологических, биологических и социальных системах.
Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и использованию элективных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый род деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.
Попытки систематизации управленческого опыта были еще в первой половине XIX века в Англии. Первый своеобразный учебник по управлению — книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Беббиджа «Экономика машин и производства» (1832 г.).
Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856—1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые свои взгляды на управление он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895 г.). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903 г.) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911 г.).
Основы системы Ф. Тейлора:
— умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
— подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида работы;
— обучение и тренировка рабочих;
— сотрудничество администрации и рабочих. Важная характеристика системы — ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника
системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
1) определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
2) подбор функциональных мастеров — по проектированию работы; движениям; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово-распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
3) стандартизация орудий труда, инструмента, рабочих операций и движений;
4) создание распределительных бюро — определение видов работы и расстановка по ним исполнителей;
5) введение инструкционных карт;
6) дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);
7) калькуляция затрат на производство.
Другим представителем «организационной школы» является Г. Форд (1863—1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).
В период индустриализации в СССР некоторые рабочие, инженеры и руководители стажировались на заводах Г. Форда, осваивая технику, организацию труда и управление производством.
Основные принципы системы Г. Форда: массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера; непрерывность и подвижность процесса производства; максимальный темп работы; новая технология на основе поточного производства; точность как стандарт и качество продукции; определяющая роль технико-технологической системы; экономический эффект системы; не быть зависимым от человека, его слабостей.
Значительный вклад в науку и практику организационного менеджмента внес Г. Эмерсон (1853—1931). В знаменитой работе «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.) он первый дал понять значение и силу принципов производительного труда, считая, что «...правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения...»[1]. К этим принципам относятся: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; стандартные писаные инструкции; вознаграждение за производительность.
Классиком «организационной школы» считается также француз Анри Файоль (1841—1925), проработавший с 1860 по 1918 г. в крупной горно-металлургической компании «Комамболь». В 1888 году он принял руководство компанией, находившейся на грани банкротства, и в последующем превратил ее в одно из самых процветающих предприятий Франции.
Обобщая свой богатый практический опыт работы в качестве руководителя, он первым создал «теорию администрации», изложив ее в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). А. Файоль считал, что на предприятии выполняется шесть групп операций:
1. Технические — производство, выделка и обработка.
2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен.
3. Финансовые — привлечение средств и распоряжение ими.
4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.
5. Учетные — бухгалтерия, калькуляция, учет и статистика.
6. Административные — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль[2].
Он впервые определяет установки (качества), которыми должен обладать персонал предприятия для выполнения вышеназванных операций (функций):
1) физические качества: здоровье, сила, ловкость;
2) умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума;
3) нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;
4) общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемых функций;
5) специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции;
6) опыт: знания, вытекающие из практики[3].
Деятельность администратора, по А. Файолю, имеет свою специфику. В ней нет ничего негибкого и абсолютного. Вопрос заключается в чувстве меры — производной такта и опыта. В своей практике А. Файоль использовал следующие принципы управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала[4].
Таким образом, все то, что было наработано в научном и практическом отношениях представителями данной школы, стало классическими составляющими управления. Поэтому она была названа также «традиционной».
Основной организационный инструментарий, созданный в рамках этой школы, обозначается с помощью следующих понятий: процесс и организация труда; нормы и нормативы; инструкции; анализ работы; подбор персонала; обучение и тренировка работников; оплата и системы оплаты труда; подсчет затрат и учет; принципы производительности и управления; функции руководителя; требуемые знания, навыки и умения.
Весь этот инструментарий используется и сегодня при организации социальной работы и управления ею.
Вслед за «организационной школой» появилась теория «человеческих отношений», основоположником которой был Элтон Мэйо (1880—1949), считавший, что социальное управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927—1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменении в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы — личные и групповые.
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы;
отношения «руководитель — подчиненные»; стиль руководителя (лидера); мотивация труда; психологический климат в группе (коллективе) и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человека» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие дисциплины» — психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и другие.
Следующая школа — кибернетическая — оказала поистине революционное влияние на развитие практики и науки управления в технических, технологических, биологических, экономических и социальных системах.
Основоположник этой школы — американский профессор Н. Винер (1894—1964). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.). Название, избранное им для новой науки, происходит от греческого слова, которое в буквальном переводе означает « кормчий ». Это слово использовал в свое время древнегреческий философ Платон, называвший так искусство управлять кораблем. А французский физик Андре Ампер в 1834 году именовал кибернетикой науку об управлении человеческим обществом.
Основой любого вида управления являются информация и связанные с ней процессы сбора, обработки, передачи, выдачи, хранения, изменения и др. Управленческий труд — это труд, в основе которого лежит информация. Без информации нет управления. Кто владеет информацией, тот и управляет. Управление — это не море, а океан информации. Эти фразы очень точно выражают информационную грань управления.
Специалисты полагают, что нынешние поколения людей находятся в самом начале развития информационных систем, технологий и технических средств для работы с информацией. Больше того, ожидается, что именно в XXI веке появится «информационное оружие», с помощью которого можно выводить человека из строя, управлять им в нужном режиме.
Наряду с «революционными управленческими школами» существует еще школа, которая не сделала громких открытий, а просто «шла от практики». Это эмпирическая школа, представители которой во главу угла поставили:
1) конкретные условия, конкретную ситуацию, цель, задачу, проблему;
2) нахождение средств, форм и методов, позволяющих решить данную проблему, задачу и т.д.;
3) накопление необходимого опыта управления, руководства, его самооценка;
4) учебу «на ходу», приобретение необходимых знаний, навыков и умений на практике, в общении со специалистами, руководителями, которые являются профессионалами в своем деле;
5) использование опыта людей, отошедших от активной деятельности, в качестве консультантов, экспертов. Не использовать знания знатоков — значит проходить мимо информационных банков, обладающих подчас уникальной информацией.
Именно эта школа привнесла новые формы и методы обучения и прежде всего менеджменту — разработку, анализ конкретных ситуаций и принятие решений. То есть знания приобретаются в процессе моделирования действий и решений в определенных условиях.
Основной понятийный инструментарий эмпирической школы: конкретные условия; конкретная ситуация, проблема, цель, задача; средства достижения цели; методы подготовки и принятия решений; конкретный опыт; памятки типа «Как принимать решения», «Как эффективно общаться с людьми», «Как добиться успеха» и т.д.
Литература по менеджменту очень разнородна. Один из ее видов — так называемые «книги об успехе» —опыт конкретной фирмы, выдающегося менеджера.
И, наконец, еще одно направление, внесшее значительный вклад в науку и практику социального управления — школу социальных систем. Данная школа не только впитала то, что было разработано в других теориях, но и выработала собственный инструментарий — системный подход к явлениям, процессам, организациям.
Системный подход — это анализ, моделирование и решение разных сторон, которые определенным образом взаимосвязаны: организационная, психологическая, социально-психологическая, экономическая, политическая, демографическая, информационная, технологическая, техническая, экологическая, этническая, историческая, коммуникационная и другие.
Образно говоря, «школа социальных систем» дает в руки разнообразный оценочный и деятельностный инструментарий, который не позволяет, «говоря о голове, увязнуть хвосту» и, наоборот, «смотреть на хвост, забывая о голове». К нему относятся следующие понятия: система, подсистема, элемент; системный подход; системный анализ; структуризация целей, задач; внутренняя и внешняя среда; набор, оценка и выбор средств достижения цели, решения задач; оценка связи «цель — средства — результаты»; предвидение и сценарии событий и др.
Таким образом, социальное управление, рассматриваемое с точки зрения науки и практики, «наработало» большое количество теорий, методов исследования (диагностики), методик самой различной направленности и содержания, подходов, аналогов, типовых решений, обучающих средств и технологий.