Источники сонных образов. Сновидения - комбинация былых впечатлений
«Небывалая комбинация былых впечатлений», – так назвал когда-то знаменитый русский физиолог Иван Михайлович Сеченов наши сновидения. Этот образ хорошо отражает одну важную особенность сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что не было когда-то воспринято нашим мозгом. Во время сна в нашем мозге может ожить, всплыть в сознании в виде яркой картины только то, что когда-то оставило свой, пусть мимолетный, след в нервных клетках мозга. Образно говоря, во время сна сознание может вынуть из кладовой памяти то, что туда когда-либо положено, эти картины берутся из былых впечатлений и зрительных образов, видимых когда-то. Взять из этой кладовой то, чего там нет, - невозможно. «Не видит ли она в себе чего-либо такого, что не видимо для нее в бодрственном состоянии, подобно тому, как мы не всегда созерцаем заключающееся в памяти?».(Блж. Августин) [31]
Хорошо известно, что слепым от рождения не снятся зрительные образы.
Да, во сне можно увидеть только то, что было. Но в каком виде? Человек видит порой совершенно сказочные, невероятные сновидения. Чего только не бывает во сне! Мы видим себя в далеком детстве, путешествуем по различным странам, сражаемся, без удивления встречаемся с умершими людьми, говорим с животными, как в сказках, летаем по воздуху. [11]
Святитель Григорий Нисский пишет, что сны есть «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Это видно из того, что «мечтающий во сне часто представляет себе неуместное и невозможное, чего не было бы, если бы душа и тогда управлялась рассудком и размышлением. Но… некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью, какие только отпечатлены в ней памятливой силой души, вновь живописуются» (Свт. Григорий Нисский) [21, с.124]
Иногда нам снятся сны, имеющие довольно странный характер, а образы не имеют ничего общего с земными объектами, которые встречает человек на протяжении дня. Очень часто люди сразу же придают таким снам мистический характер и толкуют их, исходя из своего опыта и мистических переживаний, что часто может приводить человека в крайности заблуждения. Но такие сны, безусловно, не имеют ничего сверхъестественного, они – сгущение образов, ранее виденных человеком. Пожалуй, одно из самых понятных объяснений таких снов мы встречаем у Зигмунда Фрейда: «Сгущением образов в сновидении объясняется появление некоторых элементов, свойственных только ему и не находимых в нашем сознании наяву. Таковы составные и смешанные лица и странные смешанные образы, которые можно сравнить с созданными народной фантазией на Востоке причудливыми животными; последние, однако, имеют в нашем представлении определенную застывшую форму, между тем как сновидение постоянно создает новые сложные образы в неисчерпаемом богатстве. Каждый знаком с такими созданиями по своим собственным сновидениям. Способы их образования весьма различны. Я могу создать составной образ лица, либо наделяя его чертами двух разных лиц, либо давая ему облик одного, а имя другого, либо представляя себе визуально одно лицо и ставя его в положение, в котором находилось другое. Во всех этих случаях соединение различных лиц в одного их представителя в сновидении вполне осмысленно: оно имеет в виду сопоставление оригиналов с известной точки зрения, которая может быть упомянута и в самом сновидении. Но обыкновенно только путем анализа можно отыскать эти общие черты слитых в одно лицо, а образование таких лиц в сновидении лишь намекает на эти общие черты.
Таким же многообразным путем и по тем же причинам возникают неизмеримо богатые по содержанию композиции сновидения, примеров которых я не стану приводить. Они перестанут казаться странными, если не сопоставлять их с объектами восприятия наяву, а иметь в виду, что они представляют собой результат сгущения образов сновидения и выделяют в сокращенном виде общие черты скомбинированных таким образом объектов». [35, с. 362-363]
«Мечтания есть такие сновидения, которые не стоят неизменными в воображении ума; по которым предметы перемешиваются, одни вытесняют другие или изменяются в другие». (Преп. Никита Стифат) [49]
Теперь перейдем к самим сновидениям и подробно рассмотрим причины их возникновения.