Тема 2. Психология профессиональной деятельности
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель
– овладение студентами понятийным аппаратом, познание ими объективных закономерностей психологии труда, приобретение общих психологических установок и навыков правильного ориентирования в системе отечественной трудовой психологии и умений соотносить их психологическое содержание с реальными событиями трудовой жизни.
Задачи
–состоят в усвоении студентами основных положений психологии труда, получение необходимых знаний, умений и навыков в сфере основных отраслей отечественной трудовой психологии.
Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
Психология труда является одной из важнейших учебных дисциплин профессиональной подготовки студентов по специальности «Психология». Данная дисциплина закладывает основы для изучения других прикладных отраслей психологии, таких, как: медицинская, возрастная, педагогическая, юридическая и т. п. Изучение дисциплины помимо фундаментальной психологической подготовки носит выраженную практическую направленность и во многом дополняет курсы профессиологии и экспериментальной психологии.
II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Специалист, изучивший данную дисциплину, должен знать:
–предмет и задачи дисциплины “Психология труда»;
– основные категории психологии труда как отрасли психологической науки;
– определение понятий: эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты;
– сущность понятий: психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом;
– закономерности развития человека как субъекта труда;
– суть понятий: индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения;
– определение профессионально–важных качеств личности, общих и специальных способностей;
– психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров;
– основы психологии профессиональной работоспособности;
– психологические аспекты социально–трудовой реабилитации больных и инвалидов;
– определение профессиональных конфликтов и способов их разрешения;
– основы психологии безопасности в труде;
– историю и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.
Специалист, изучивший данную дисциплину, должен иметь навыки:
–самостоятельного изучения научно–практической литературы, диагностической и иной практики психолога;
– практического использования приобретенных психологических знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;
– применения основных методов психодиагностической работы с субъектами трудовой деятельности.
Специалист, изучивший данную дисциплину, должен уметь:
–разбираться в особенностях различных отраслей отечественной психологии труда;
– оперировать различными психологическими понятиями и терминами;
– изучать и анализировать профессионально–психологические ситуации с субъектами трудовой деятельности, определять и решать задачи психологической работы с ними;
– эффективно применять в будущей профессиональной деятельности основные методы психодиагностики с людьми различных профессий;
– выявлять, анализировать и обосновывать проблемы психологической работы с людьми различных профессий, определять эффективные пути их решения.
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.История психологии труда, ее предмет, задачи и методы
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Место психологии труда в психологической науке. Предмет психологии труда. История возникновения и развития психологии труда. Задачи психологии труда. Методы психологии труда. Эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура.
Тема 2. Психология профессиональной деятельности
Психологическое профессиоведение. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Человек как субъекта труда. Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Психология профессионального самоопределения.
Структура профессиональной деятельности. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально–психологических особенностей работника. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор. Профессиональный подбор. Профессиональное самоопределение и самоактуализация человека в профессии. Классификация профессиональных деятельностей.
Профессионально–важные качества личности, общие и специальные способности. Психология профессиональной работоспособности.