Теоретический анализ специфики подросткового возраста

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Словесное творчество как конфликтные конструкции для представления противоречий подросткового возраста

030300.68 Психология

030300.68 (00) Психология развития

Научный руководитель ________ _________________ _____________

подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия

Выпускник _________ ______________

подпись, дата инициалы, фамилия

Красноярск 2012

Содержание

1. Введение. 3

2. Теоретический анализ специфики подросткового возраста. 7

2.1 Понятие возраста в культурно-исторической психологии и деятельностном подходе 7

2.2. Схема критического возраста. 14

2.3. Идеальная форма. 17

2.4. Специфика подросткового возраста. 22

3. Теоретический анализ экзистенциальных противоречий. 29

3.1. Базовое противоречие подростничества. 35

4. Возможности психологического анализа текстов. 38

4.1. Понимание, анализ и интерпретация текста. 38

4.2. Проективные методы. 41

4.3. Критериальный анализ текста. 46

5. Экспериментальная часть. 49

5.1. Разработка анкеты на возрастные характеристики. 51

5.2. Разработка критериев анализа текстов. 56

5.3. Типажи героев и основные конфликты подростковых текстов. 60

5.4. Критериальный анализ текста. 67

6. Вывод. 70

7. Заключение. 72

8. Список использованных источников. 73

ПРИЛОЖЕНИЕ А. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 80

ПРИЛОЖЕНИЕ В. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 85

Введение

Подростковый возраст – возможно один из самых интересных и сложных возрастных периодов в психологии. Не смотря на то, что в любом возрастном периоде есть критическая и литическая стадии, подростничество – целиком и полностью период трудный и проблемный, и сказать, во сколько лет начнется кризис, а во сколько он завершится, и как именно он будет протекать – практически не возможно.

В житейском понимании подросток чаще всего автоматически характеризуется как «трудный». Однако и психологи отмечают сложность этого возрастного периода. Стэнли Холл утверждал, что этот возраст «потрясений и стрессов» воспроизводит прежние, менее цивилизованные стадии развития человечества [19]. З. Фрейд видел в подростковой психологии проявление мучительного психо-сексуального конфликта [19]. Эрик Эриксон описывал этот период как самый бурный из всех кризисов идентичности, происходящих в жизни человека [40].

Не смотря на такую «негативную» сторону этого периода, именно в подростничестве происходит формирование личности с ее ценностными ориентациями и интересами, которые должны стать устойчивыми и определить вектор будущего развития человека.

В подростничестве можно наблюдать интересный феномен графомании, потребность «пробы пера»: от популярности анкет и опросников у девочек младшего подросткового возраста до ведения дневников, интерент-блогов и стихотворчества подростков обоих полов.

Если обратиться к психоанализу, то можно объяснить этот феномен сублимацией как наиболее продуктивным механизмом психической защиты, который срабатывает в ответ на психо-сексуальный конфликт вхождения в генитальную стадию развития.

Интереснее же посмотреть на этот феномен с точки зрения опосредования и посредничества. До подросткового возраста у ребенка посредником выступает родитель, затем родитель и учитель, и именно они «передают» ребенку идеальную форму, задают зону ближайшего развития, и являются теми, посредством и через кого ребенок чувствует себя и решает свои внутренние задачи [38].

В подростничестве же человек дистанцируется от ранее близких взрослых, стремится освободиться от их контроля и проявить самостоятельность и «взрослость». Таким образом, подросток рискует оказаться один на один со своими внутренними конфликтами уже не имея ресурса для их разрешения в лице ранее близких взрослых, но еще не имея внутренних ресурсов для их объективизации и самостоятельного разрешения.

В этой ситуации творческий инициативный текст, будь то ведение дневника или стихотворчество, может как раз и выполнять функцию опосредования психической жизни человека, быть способом символической объективизации внутренних конфликтов.

Если это так, то тогда в таких инициативных подростковых текстах мы сможем обнаружить отражающие возрастное противоречие конфликты подростков и символически отображенную, мифологизированную идеальную форму возраста, подросткового «героя».

Проблема:В существующих периодизациях возраста напрямую не заданы возрастные противоречия и критерии возрастного перехода. В концепции культурно-исторической школы переход из одного возраста в другой характеризуется столкновением старой и новой идеальных форм. И если в младшем школьном возрасте идеальная форма явно задана, то остается непонятным, какая идеальная форма обнаруживается человеком при вхождении в подростковый возраст (К.Н. Поливанова).

Общая гипотеза:В инициативных подростковых текстах проецируется мифологизированная идеальная форма данного возраста, подростковый герой.

Объект:представители подросткового возраста – авторы текстов.

Предмет: представления идеальной формы и смысловой конфликтной конструкции.

Рабочие гипотезы:

· Основной сюжет подростковых инициативных текстов будет связан с темой признания – признания героя самим собой и окружающими людьми, поиск своего места в мире, самоопределение.

· Возрастная когорта не является гомогенной и в ходе исследования мы обнаружим расхождение паспортного и психологического возраста.

Задачи:

1. Проанализировать существующие периодизации психического развития, выделить критерии нахождения человека в подростковом кризисе.

2. На основе теоретического анализа выделить критерии идеальной формы, сформулировать критерии, по которым можно будет идентифицировать проявления описания идеальной формы в подростковом тексте.

3. Проанализировать работы экзистенциальных философов и выделить основные экзистенциальные противоречия; сопоставить экзистенциальные противоречия и этапы психического развития, выделить противоречие актуальное в подростковом возрасте.

4. Проанализировать существующие проективные методики и методы анализа текста, выработать на их основе способ анализа подростковых текстов.

5. Разработать анкету для обнаружения наличия/отсутствия характеристик подросткового возраста.

6. Инициировать подростков к написанию инициативных текстов .

7. Провести анализ подростковых сценариев на предмет выявленных сценарных характеристик; выявить характеристики подросткового «героя».

Метод:фокус группы, анализ текстов.

Теоретический анализ специфики подросткового возраста

Наши рекомендации