Типология совместных решений

Признаки Разновидности решения
групповые, командные решения деловые совещания экспертные оценки математические модели конференциальные решения массовые (демократические) решения
Состав участников Отбор по предпоч­тениям ЛПР По статусу, с веду­щим Отбор по эксперт­ное™, с методи­стом Множество ЛПР, с методистом Специалисты, ини­циативно По праву
Взаимодействие участников Разовый коллектив Позиционное Неконтактное, че­рез методиста Неконтактное, че­рез методиста Массовидное, с уча­стием президиума Массовидное, в коа­лициях, индивиду­альное
Механизм выра­ботки решений Межличный итера­тивный обмен Должностной ите­ративный обмен через ведущего Усреднение взаи­монезависимых суждений Расчет методиста­ми варианта "выиг­рывает каждый" Обмен результатами Голосование
Механизм приня­тия решения Единоначально, вне участников Единоначально, с участниками Учитываются ЛПР Принятие участни­ками одного из ва­риантов Консенсус, через пре­зидиум Суммативно
Факторы эффек­тивности Синергия Единство выработ­ки и исполнения Многоаспектность Высшая эксперт-ность Совокупный опти­мум Последние достиже­ния Представленность
Точки уязвимости Конформногенное лидерство Статусные пре­имущества Делегированность Вероятность пере­смотра в прямом общении Неформализуемые параметры Статусные и лидер­ские преимущества Массовые заблужде­ния, "парадоксы го­лосования", правота меньшинства
Сферы примене­ния Управленческие и профессиональные решения Обязательно Сравнение альтер­натив Межорганизацион­ные проекты, экс­перименты Профессиональные проблемы Социальные отно­шения
Обязательность исполнения Рекомендательно   Информационно Рекомендательно Рекомендательно Обязательно

Советы консультанту

Живая методология очень времяемка — клиенты за то ее не любят. За ис­ключением ценных понятий. В условиях реальной организации трудно ото­рвать от работы или от дома одновременно несколько, а иногда и много нуж­ных людей. А если и соберешь - кто-то придет мрачный, склонный к агрессии. Кроме того, некоторым клиентам кажется, что консультант перекладывает на них свою работу: мы, дескать, от вас рекомендаций ждали, нетрадиционных решений, а вы нас вынуждаете их производить.

Не стоит объяснять клиенту, что есть разница между проектным и про­цессным консультированием - это ему неинтересно и выглядит как оправда­ние. Нужны сильные доводы, объясняющие, почему так надолго надо оставить работникам свои текущие дела.

Неплохо действует такой довод: "Вам нужна команда? Вы хотите развить на фирме, в подразделении, на вершине организации дух командное™? Тогда я помогу вам одновременно решать конкретные задачи с выходом на такой ре­зультат". Еще один довод: "Без участия ваших сотрудников решить эту задачу невозможно - это решение будет нежизнеспособным, ибо не сможет учесть специфику ваших конкретных условий".

Советы руководителю

Приходится понимать и принимать такую истину: развивать организацию можно только через ее персонал. Рекомендации консультанта всегда будут "чу­жими", если в их разработке не участвуют Ваши сотрудники и Вы сами. Кон­салтинг и без того дорог. Не надо заставлять консультантов работать за Вас. Они это сделают из-за безвыходности, а продукты эти Вы не сможете исполь­зовать.

Консультирование - это процесс, процесс двусторонний, партнерский. В этом процессе Вы можете по-новому увидеть своих людей, прийти к таким решениям, которые не получите никак иначе. В таких процессах ваши люди научаются взаимопониманию, отчего в организации возникает больше согла­сованности целей и действий. Это нужно любому руководителю.

ПОЛЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРИМЕР СОЦИОДРАМЫ1

Наши рекомендации