Продолжение работы на следующий день.

– Вчера было выполнена сессия трансформации. Цель сегодняшней сессии – выяснить, удастся ли теперь К. сохранять состояние первого внимания в процессе обдумывания предстоящего разговора с партнером (а также во время самой встречи). Если это получится, то можно поставить следующую задачу: определить ключевые моменты и сформировать стратегию предстоящей встречи. (К участнику.) Начинай создавать состояние… Расслабь тело, расфокусируй внимание… одновременно расширяя себя… И начинай смотреть список предстоящих событий, расширяя себя так, чтобы все события и их образы оказались частью тебя… отмечая, где возникают телесные отклики на различные фрагменты событий… сохраняя каждый отклик в периферийном внимании… направляя концентрацию в каждое из локальных напряжений, чтобы трансформировать эту энергию… продолжай это делать, пока не исчерпается весь список… одновременно просматривая уже пройденные эпизоды… чтобы удерживать всю картину в поле периферийного внимания…

– Выстраивается.

– Ну, смотри, что теперь самое главное в этом списке? Но не интеллектуально, а с ориентацией на ощущения, которые теперь в разных местах тела.

– ...Самое важное – продажа имущества… Есть несколько моментов…

– Знаешь, какие?

– Да.

– Хорошо. Где они откликаются?

– Ну вот как раз, где вчера спазмировалось.

– Сейчас ничто не спазмируется?.. Неплохо… Сейчас ты можешь думать о разногласиях с партнером в контексте всех остальных дел. Попробуй. Для этого оставь другие дела на периферии. А разногласия переходят в центр, ты начинаешь концентрироваться на ощущении разногласий... Другие дела тоже остаются... так что в какой-то момент ты почувствуешь, как именно все это взаимосвязано, – ситуационно связано, через людей связано, – или как-то еще. Вообще-то, связано прежде всего по ощущениям, а уже потом достраивается ментальная конструкция. Заметил? Сейчас ты осваиваешь новый стереотип мышления – когда все дела осознаются одновременно, объемно… здесь есть центральная и периферийная части, и центральная часть внимания скользит от одного фрагмента к другому, трансформируя все напряжения… которые могут возникать вновь и вновь от каждого проскальзывающего образа – поворота мысли… Это вместо планирования…

– Получается. Теперь все воспринимается очень спокойно… я знаю, как действовать!.. Просто знаю и все.

– Теперь чувствуешь разницу между обычным планированием и этим способом?

– Да. Получается, что раньше я думал – вот есть такое дело, и надо бы за него взяться… А сейчас – вижу, что просто надо сделать несколько таких шажков, которые я знаю, как делать. То есть не конкретно, а такие намеки, и там много деталей и разных вариантов...

– А эти детали и варианты опять впускаешь внутрь тела, и они каждый раз тебе будут давать сигналы, знаки. В общем, пора действовать. Заметь, что переговоры тогда превращаются в практику неделания. Важно понимать, что настоящая практика неделания возможна только после практики перепросмотра…

– Я вот не замечал, что у меня там все зажато. Вообще не замечал! я сам удивился.

– Верно, и не заметил бы, если бы жизнь не послала тебе эту стрессовую ситуацию.

(К группе.) Получается, что все ситуации стресса – это особые знаки, позволяющие нам кое-что узнать о себе. И если мы работаем с энергией, то любой тупик превращается в новые возможности, и растет сила. Это значит извлекать урок из каждого прожитого испытания. Об этом часто говорят, но не всегда знают, как реально этот урок извлечь, т.к. для этого необходима работа с энергией. Обычно принято анализировать ситуацию и делать ментальные выводы, иногда закрепляемые новой инструкцией. Но тогда урок не усвоен, т.к. не происходит личностных изменений: телесные спазмы остаются (или возрастают), и остается (или возрастает) страх. В данном случае К. получил два уровня изменений: во-первых, телесное изменение (снялся спазм), а во-вторых – изменение в картине мира (снизился страх по поводу определенных взаимодействий с людьми и появился новый взгляд). Эти два уровня изменений поддерживают друг друга, поэтому такие личностные изменения устойчивы и переносятся на другие контексты.

Итак, предлагаемое здесь понимание и определение процесса мышления несколько отличается от принятого. В теоретической психологии под мышлением понимается познавательная деятельность, продукты которой являются обобщенным опосредованным отражением действительности. Мышление, определяемое таким образом, может изменить лишь отражение действительности; для изменения самой действительности требуется деятельность. Наука признает, однако, что и мышление, и деятельность, и другие психические явления (восприятие, эмоции и т.д.) выделяются в отдельные категории лишь для нужд процесса научного мышления; в действительности все это составляет единую недифференцированную реальность человека[26].

Как уже говорилось, в энергетической модели процесс мышления рассматривается как практический навык, безотносительно к принятым классификациям. Мы определяем процесс мышления через кибернетический системный подход. Это не является возвратом к картине недифференцированной реальности, но позволяет относиться к мышлению как к процессу, организующему взаимодействие в системе дух – тело, а также в системе дух – тело – мир (или, в другой терминологии, человек – среда). Мышление, понимаемое таким образом, включает в себя деятельность, т.е. изменяет реальность, а не только ее отражение. Иными словами, поступки в такой системе являются частью процесса мышления. Важно, что подобный целостный взгляд на человеческое бытие часто можно встретить в духовных традициях и, в частности, в традиционной модели тонких тел человека, с точки зрения которой психологический термин «мышление» охватывает лишь функционирование ментального тела (так называемую горизонтальную ментальную медитацию).

Расслоение, остановка между взаимодействием любых рядом лежащих тонких тел возможны, только если возникло затруднение – т.е. в движении энергии по микрокосмической орбите возникли замедление или остановка.

Допустим, некий субъект движется, у него появляются какие-то идеи, он тут же их осуществляет – и вот в какой-то момент встретил препятствие. Только в этом случае субъект прекращает действовать и начинает думать – так появляются процесс чистого мышления (горизонтальная ментальная медитация) и процесс действия (горизонтальная каузальная медитация).

Системный подход к мышлению дает важные практические возможности. Каждый раз, когда человек попадает в событийный тупик, – в тупик заходит именно его мышление, которое оказалось недостаточно совершенным для данного контекста. Тогда, вместо того, чтобы искать внешние опоры или новые ресурсы, как это обычно принято в социуме, в данном подходе предлагается совершенствовать собственное мышление с помощью специальных практик.

Совершенствовать мышление, с точки зрения данного подхода, не значит получать книжное знание или знакомиться с передовыми технологиями. Это значит создавать с помощью практик синхронные изменения в системе дух – тело, восстанавливая нормальное движение энергии по микрокосмической орбите. Ежедневное применение таких практик для решения реальных задач делает человека все более способным к системному мышлению и все более способным воспринимать как часть процесса мышления собственные взаимодействия с миром, т.е. повышает его внутреннюю зрелость.


Глава XII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Наши рекомендации