Навыки, способствующие принятию

Цель: Дать учащемуся на практике ощутить разницу между эффективным и неэффективным ответом.

Инструкция: Этот материал разработан специально для домашних тренировок.

Лимит времени: Примерно 15 минут.

План работы:

Прочитайте приведенное ниже высказывание клиента и решите, какой способ реагирования окажется самым подходящим для каждого отдельного случая. Затем сравните ваш ответ с вариантами, которые даны в Приложении 4.

Высказывание клиента:

«Моя девушка в эти выходные сильно расстроила меня. Мы пошли на вечеринку, где она напрочь забыла обо мне. Последнее время она крепко "закладывала за воротник". На прошлой неделе она выпила лишнего на вечеринке, и мне было так стыдно

за нее... Я пытался ее образумить, но она заявила, что отнюдь не считает себя алкоголичкой. Это так тяжело для меня. Вот уже год как я не пью, и мне нужен человек, который бы поддержал меня в этом».

Выберите самый подходящий ответ, с помощью которого можно уточнить чувства клиента и выяснить, что он на самом деле имеет в виду.

1.

а. «Что случилось на той вечеринке?»

б. «Не значит ли это, что вы изменили отношение к ней?»

2.

а. «Каким образом вы придерживаетесь трезвого образа жизни?»

б. «Вы беспокоитесь, что можете попасть под ее влияние?»

Выберите ответ, который бы лучше всего отражал чувства и точку зрения клиента.

3.

а. «Вы посещаете собрания общества "Анонимные алкоголики"?»

б. «Вы расстроены, потому что начинаете понимать, что эта девушка не для вас?»

4.

а. «Вам не по себе, потому что видели вашу девушку в не слишком благопристойном виде?»

б. «Кажется, вам нужна чья-то помощь».

Выберите тот ответ, который бы подошел для того, чтобы отыскать суть в рассказе клиента.

5.

а. «Вы считаете, что пора прекратить отношения с этой
девушкой, чтобы остаться трезвенником?»

б. «Я думаю, что вас обоих терзают какие-то внутренние
разногласия, с которыми нужно разобраться».

6. а. «Я почувствовала, что вы боитесь сорваться и снова начать пить, если останетесь с ней. Это правда?»

б. «Похоже, что вы больше всего разозлились из-за того, что она бросила вас на той вечеринке».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Принятие

Цель: Дать возможность учащимся закрепить в процессе психотерапевтического сеанса навыки, способствующие принятию.

Инструкция: Это упражнение разработано для групповых занятий. Класс делится на группы по четыре человека.

Лимит времени:Примерно один час для каждого «психотерапевта».

План работы:

1.Каждая группа с самого начала решает, кто возьмет на себя роли клиента, психотерапевта и наблюдателей.

2. «Клиент» излагает свою проблему в процессе непосредственного общения с «психотерапевтом».

3. Уже в ходе изложения проблемы «психотерапевт» пытается демонстрировать навыки, способствующие принятию.

4. «Наблюдатель психотерапевта» старается записывать слова «психотерапевта» как можно подробней, он же останавливает «психотерапевта», как только тот шесть раз ответит на высказывания «клиента».

5. «Наблюдатель клиента» подробно фиксирует, как реагирует «клиент» на вербальном и невербальном уровнях на слова «психотерапевта».

6. После окончания сеанса группе следует некоторое время (примерно одну минуту) посидеть молча.

7. После этого «наблюдатель психотерапевта» зачитывает для всех свои записи, касающиеся действий «психотерапевта».

8. В свою очередь «наблюдатель клиента», исходя из своих записей, старается установить, как реагировал его подопечный на каждое высказывание «психотерапевта», он же определяет, насколько данные высказывания оказались благотворными для «клиента».

9. Затем «клиент» рассказывает «психотерапевту» о том, как на него повлияли слова «психотерапевта».

10. Учащиеся меняются ролями.

11. В конце группы собираются вместе и делятся своими впечатлениями о занятии.

Глава 4

Начальная стадия (продолжение)

Стимулирование сознания

После того как Сатир помогала человеку обрести внутреннее чувство защищенности, она пыталась подвинуть его к осознанию своих внутренних ресурсов и дезадаптивных поведенческих паттернов. Ниже описаны некоторые приемы, которые использовала Сатир.

«Карта семьи»

Обычно Сатир составляла «хронологию семейной жизни», охватывающую три поколения. Эта хронология включала в себя следующую информацию:

—даты рождения и смерти всех членов семьи, а также имели ли место случаи мертворождения, выкидышей или абортов;

—социально-политическую атмосферу, в которой прошло детство родителей, бабушек и дедушек (например, времена «Великой депрессии»);

—все события, оказавшие влияние на жизнь семьи, такие как вступление в брак, развод, переезды, природные катаклизмы, так или иначе изменившие ход событий и другие чрезвычайные происшествия;

—степень зависимости членов семьи друг от друга;

—имена и краткое описание тех людей, которые, не являясь кровными родственниками, оказали влияние на семью.

Составляя такую карту для какой-то определенной семьи, Сатир сначала задавала лишь нейтральные, касающиеся ос-

новных дат, вопросы, чтобы сперва создать непринужденную обстановку. Постепенно она переходила на вопросы личного характера, подробно расспрашивая о каждом члене семьи, его личностных особенностях и стиле поведения, а порой даже раскрывая семейные тайны. Ниже приведены примерные вопросы из тех, что задавала Сатир, составляя «Карту семьи».

Об исторических датах.

«Ты знаешь, где и когда родился твой дедушка? Представляешь ли ты обстановку, в которой прошли его детские годы? Если твой дедушка скончался, знаешь ли ты, как это произошло?»

О важных событиях.

«Когда поженились твои родители? Ты знаешь, как они встретились? Что ты знаешь о том времени, когда они были женихом и невестой? Остались ли мужем и женой до сих пор?»

О личных особенностях.

«Представь, что мне нужно поехать в аэропорт, чтобы встретить там твою бабушку. Как мне узнать ее? Попробуй описать ее личные качества. Какие из них ты считаешь положительными, а какие нет?»

О семейных законах.

«Что бы твоя мама сказала насчет денег?» «Как ведут себя твои родители при семейном конфликте?»

О тайнах.

«Так когда вы родились?... Выходит, что ваши родители поженились менее чем за девять месяцев до вашего рождения. Что вы об этом думаете?»

О тех, кто оказывал влияние.

«Были ли в пору вашего детства такие люди, которые оказали на вас значительное влияние, не являясь при этом членами вашей семьи. Расскажите о них».

Глава 4. Начальная стадия (продолжение) 71

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составление «Карты семьи»

Цель:Дать возможность учащимся на практике закрепить технику «Карта семьи».

Инструкция:Все задания разработаны специально для домашней тренировки.

Лимит времени:Примерно два часа.

План работы: I.Сделайте карту собственной семьи в виде таблицы, в отделения которой поместите имена, даты рождения и смерти ваших родителей, родных сестер и братьев, бабушек, дедушек, дядей и тетей. Наряду с этим попытайтесь кратко (лучше тремя прилагательными) описать каждого члена семьи, включенного в вашу таблицу.

II. После того как вы составили эту карту, попытайтесь письменно ответить на следующие вопросы, касающиеся вашей семьи:

1. Не ругали ли вас порой за то, что вы видели такое, что было явно не для ваших глаз?

2. Дозволялось ли в вашей семье испытывать те чувства, что испытывали вы? Было ли так, что одни чувства считались приличными, а другие нет?

3. Позволялось ли в вашей семье говорить вслух то, что вы думаете и чувствуете?

4. Позволялось ли просить то, что хочется?

5. Разрешалось ли вам рисковать?

6. Каковы были основные негласные законы вашей семьи?

7. Как вы думаете, какие роли вам приходилось брать на себя в семье?

8. Вы можете сказать, что в вашей семье общались честно и открыто, или же обманывали друг друга, скрывали правду? Как относились члены вашей семьи друг к другу — уважительно или с пренебрежением?

9. Какой способ поведения был свойственен вашим родителям и воспитателям в трудной, стрессовой ситуации: заискивание, обвинение, рационализация, избегание?

10. С вашей точки зрения, как в семье относились к переменам?

11. Как ваши родители (или те, кто воспитывал вас) относились к конфликтам, проявлению злобы и невыдержанности?

12. Насколько в вашей семье уделялось внимание своеобразию личности и разносторонним способностям человека?

13. Был ли в вашей семье кто-то главный? Чувствовал ли каждый себя равным другим, независимо от своего пола, возраста или роли в семье?

14. За воспитание каких сильных сторон вы можете поблагодарить свою семью?

15. В чем бы вы хотели поступать по-иному, чем принято в вашей семье?

Переплетение

Сатир прочно переплетала прошлое и настоящее семьи, чтобы создать у ее членов чувство уверенности и защищенности.

Примеры индивидуальной работы.

«Как твои бабушка и дедушка показывали друг другу свое недовольство?... А как ты ведешь себя, чтобы показать, что тебя что-то не устраивает?»

«Я вижу, для тебя очень важно "быть в порядке". Было ли это столь необходимо для кого-то из твоих родителей, а может для них обоих?»

Примеры работы с парами.

«Ситан, ты, видно, сильно переживаешь из-за того, что сейчас происходит между тобой и женой. Но, как мне кажется, небольшой экскурс в прошлое помог бы тебе разобраться с этим. Может, попробуешь сделать это вместе со мной?»

Примеры работы с семьей.

«Как я понимаю, папе есть что вспомнить о детских годах, полных веселья и забав, тогда как в семье мамы все было чинно и серьезно. А как обстоит дело в вашей семье с веселым времяпровождением?»

«Вы уже отчаялись покончить с конфликтами в вашей семье. А поскольку для нас сейчас важно выработать эффективный способ решения конфликтов, применимый к вашей семье, давайте-ка оглянемся назад и посмотрим, каким способом вы справлялись с конфликтами прежде и что полезного мы можем позаимствовать из вашего прежнего опыта».

Наши рекомендации