История возникновения ассоциативно-метафорических карт

Метафорические ассоциативные карты

В энциклопедическом словаре-справочнике дается следующее определение: «Метафора – это переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как будто отсутствуют, но подразумеваются» .

Картинка — это метафора, которая имеет эмоционально-иносказательный смысл. Изображение метафорических картинок рассматривается как визуальный стимул, в котором проецируются феномены личности.

Использование ассоциативных метафорических карт основано на проективном методе, который представляет собой совокупность отдельных техник для того, чтобы изучать те аспекты личности, которые наименее доступны наблюдению или опросу.

Ассоциативные карты — инструмент для коррекции с помощью различных картинок, на которых изображены люди, их взаимодействия, жизненные ситуации, животные, пейзажи и.т. д. В картинках люди видят не просто изображения предметов и отношений, а вкладывают содержание своих внутренних актуальных переживаний. Именно поэтому в одних и тех же изображениях люди видят совершенно разные смыслы и ассоциации. Более того, в разные периоды своей жизни толкование может отличаться даже у одного и того же человека.

История возникновения ассоциативно-метафорических карт

История возникновения ассоциативно-метафорических карт - student2.ru Первая колода метафорических ассоциативных карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Эта колода карт получила название «ОН» (междометие, в английском языке выражающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента.

Эли Раман, создатель «О-карт», жил со своей женой Джоан Лоуренс в штате Виктория на тихоокеанском побережье Канады. «О-карты» являлись центральной фигурой и изобретением в жизни этой пары.

В течение многих лет преподавания в Университете Ратгерс в Нью-Джерси Эли Раман исследовал наиболее предпочтительную, по его мнению, форму самовыражения, которую он называл «переменной структурой». К 1975 эта тема в его творчестве вместе с его давним увлечением игрой в карты легла в основу создания «О-карт». Картины карточного формата, созданные Эли Раманом, вдруг стали для него сильнейшим толчком развития и творчества, которые привели в результате к созданию уникальной «переменной структуры», которая может постоянно изменяться. Это уникальное изобретение, состоящее из колоды картин и рамочной колоды слов, получило название «О-карты» от английского междометия О!, что обозначает выражение удивления.

«Все эти карты, которые могут поместиться в кармане, могут поместиться в руке, имеют бесконечное число вариаций и способов использования и приглашают стать сопричастным к искусству. Одним из пожеланий и устремлений Эли было сокращение расстояния между зрителем и искусством, с которым можно познакомиться только в галереях и музеях. Это устремление также повлияло на создание этих уникальных колод метафорических карт.»

История возникновения ассоциативно-метафорических карт - student2.ru В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.

«Хотя я этого не предполагал и не планировал, но получилось так, что карты «О» стали смыслом моей жизни. Впрочем, в моей жизни много происходило такого, чего предвидеть невозможно. Уже в период учебы в гуманитарном университете, мой идеализм порядком усох. Еще удавалось - не без труда – воспарять духом, но размах был уж не тот, да и свобода маневра ограничена. И вот тогда я открыл для себя карты «О»!

Эли Раман и я были друзьями. Эли был художником и интересовался психотерапией. Что касается меня, то я получил довольно эклектичное терапевтическое образование и питал интерес к искусству. Моя душа давно уже была открыта живописи. Мы с Эли прибыли из совершенно разных мест в одну определенную точку, а, встретившись, сразу ощутили какую-то гармонию и резонанс.

«Географически, мы, независимо друг от друга, попали на остров у Канадского побережья Тихого океана. Остров называется Кортес - в честь открывшего его испанского мореплавателя. Нашу встречу явно можно подвести под действие Юнговского закона синхронии, ибо Эли рос в Мексике, говорил по-испански, я же прибыл из Европы.

Его карты «О» показались мне прекрасным инструментом для подлинного самовыражения и аутентичного психотерапевтического раскрытия. В моем терапевтическом образовании целью всегда являлась именно аутентичность. Таким образом, эти три составляющих: Эли, карты «О» и я легко сформировали многообещающий треугольник. В последующие 24 года, вплоть до смерти Эли, эта устойчивая геометрическая фигура оставалась каркасом плодотворного союза. Я стал издателем «О» карт. Карты «О» стали исходным пунктом нового направления - ассоциативных метафорических карт, они породили множество других карточных колод. С годами карты «О» были переведены на 21 язык по всему миру. Моей задачей было предоставить карты «О» для перевода на другие языки, а соответственно и познакомиться с людьми, занимающимися этим делом.

Сама природа карт «О» не совместима с какой бы то ни было догматикой. Они являются приятным в использовании инструментом, открытой системой, которую многие люди могут сделать своей. Не только психотерапевты, но также преподаватели живописи, литераторы, командные тренеры и многие другие люди, принадлежащие к многочисленным обучающим и помогающим профессиям. Карты «О» - это звезда со многими лучами. Они могут освещать все вокруг и привести к озарению, способствовать повышению уровня самосознания». Моритц Эгетмейер (Moritz Egetmeyer)

В 1983 году в Канаде были опубликованы «О-карты». Этот набор метафорических карт содержал две колоды: 1) ситуативные изображения (включают 88 карт, принадлежащих художнику Эли Роману); 2) рамочные карты со словами (88 карт). Слова для рамочной колоды отбирались по определенным правилам психотерапевтом Джозефом Шлихтером. У колоды со словами больше формат, чем у колоды изображений.

Эти колоды созданы следующим образом: карта с изображением может быть помещена в рамку карты со словом. Образы обращаются к чувствам и интуиции, а слова, напротив, обращаются только к сознанию. Так, соединение карт-картинок и карт со словами ведет к тому, что человек одновременно обращается и к левому (логическое мышление), и к правому полушарию (интуиция) головного мозга. Если использовать сразу 2 колоды, то можно получить 7744 комбинаций. Такое сочетание заставляет человека раскрыть свой творческий потенциал.

По договору с Э. Раманом Эгетмейер должен был продавать карты «О» в Европе и Германии. Однако ни одно издательство не согласилось их производить, т.к. в такой игре не соблюдался карточное правило, в котором есть победитель и побежденный, и издатели сомневались в востребованности данного товара и финансовой прибыли.

М. Эгетмейер самостоятельно основывает «О-издательство» в Германии и в 1985 году начинает издавать «О-карты». Игры проходили следующим образом: вслепую вытягивались карты, одна с текстом, а другая с картинкой, и необходимо было рассказать, какие мысли, чувства и ассоциации возникали при этом. Но в выставочных павильонах невозможно было создать необходимую доверительную атмосферу. Затем М. Эгетмейеру пришла мысль сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение публикой нового вида игр. Эта идея стала толчком в создании «Саги» — второй колоды метафорических карт. Дальнейшая работа и взаимодействие с картами и людьми, которые их применяли, способствовали появлению новых карт и колод.

Сегодня практическими психологами используются 17 колод метафорических карт издательства “OH Verlag”: “OH”, “COPE”, “PERSONA”, “PERSONITA”, “HABITAT”, “MYTHOS’, “SAGA”, “SHEN HUA”, “1001”, “QUISINE”, “MORENA”, ‘LYDIA JACOB STORY”, “TAHITI”, ‘BOSCH’, “ЭККО”, “BEAUREGARD”, “CLARO” .

Сегодня карты «О» переведены на многие языки (21), в том числе и на русский, а кроме них существует еще 16 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Карты были приняты с воодушевлением, как специалистами помогающих профессий (психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и социальными работниками), так и широким кругом людей интересующихся самопознанием и саморазвитием.

Метафорические ассоциативные карты стали использоваться специалистами как удобный и качественный визуальный материал для проекции психологических феноменов человека. Метафорические ассоциативные карты используются на индивидуальных консультациях и терапевтических сессиях, в тренингах, интерактивных беседах, на практических занятиях, являются профессиональным помощником психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.

В конце стоит отметить некоторые преимущества работы с картами. Они пробуждают и стимулируют следующие внутренние процессы:

1. Обход рационального мышления

2. Помощь в создании диалога между внешним и внутренним.

3. Карты/образы помогают нам выразить, сформулировать и конкретизировать события.

4. Карты / образы дают возможность для ассоциаций и проекции.

5. Комплексность процесса снижает наши защиты.

Метафорические карты — это проективный метод, благодаря которому психолог или психотерапевт может получить доступ к целостной картине «Я» клиента, его личностному мнению о себе, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают выяснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, его незавершенные внутренние процессы, позволяют увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, исследовать свое прошлое, настоящее и будущее, отношения другими людьми, свое взаимодействие с работой, здоровьем, проблемой выбора и многое другое.

Карты создают атмосферу доверия и защищенности, побуждают к самопознанию, улучшению коммуникации с окружающими людьми, помогают разобраться в психологических причинах происходящих событий и найти решение в сложившейся ситуации, способствуют развитию творческого потенциала личности, содействуют быстрому личностному росту и процессу саморазвития.

Проективные карты позволяют работать на ментальном, эмоциональном и телесном уровнях. Когда с помощью метафорических карт человек решает свою проблему, он избавляется от ряда психических и соматических заболеваний.

Задание 2 Интервью с М Эгетмейером( для любителей прикоснуться к истокам)https://youtu.be/9i7FO3di4PU

Задание 3 Практическая работа

Выберите изображение человека ( любые ваши карты, открытки или портрет по ссылке. Это должен быть незнакомый для вас человек, не нужно брать фотографию родственников или актеров) https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B)

Установите контакт с картой. Смотрите на нее не менее 1 минуты.

Шаг 1.Рассматривая человека на карте, расскажите о ней максимальное количество информации. Кто этот человек, чем он занимается, доволен ли он своей жизнью.

Шаг 2.

- что происходит в его жизни сейчас. Какие важные вопросы стоят перед ним.

- как он чувствует себя сейчас, с чем это связано

- что он думает о своей жизни.

- посмотрите, куда направлен его взгляд. Что он там видит. Нравится ли ему то, что он видит. Что он думает об этом. Что он при этом чувствует. Что ему хочется

- в чем он сейчас нуждается. Есть ли у него возможность получить это. Что для этого нужно или что мешает.

Шаг 3

- Как вы относитесь к нему. Вам нравится этот человек или нет. Что именно.

- Что вы думаете о его жизни, о его состоянии

- что вы чувствуете, когда смотрите на него

- чего вам хочется

Шаг 4

- Если у вас есть что сказать этому человеку- скажите это.

- он слышит вас? Как он реагирует? Что чувствует, когда слышит ваше обращение?

- ему есть, что ответить вам? Что он говорит?

- что вы чувствуете при этом

Шаг 5

Если в результате установленного контакта вам сейчас хочется то-то сделать, продолжить работу, сделайте это ( это может быть диалог, совет, вопрос и т.п.)

Шаг 5 Резюмирование

Ответьте на вопросы:

- что нового вы узнали о человеке в результате общения ( больше чем вы увидели в шаге 1)

- что вы узнали о себе

- что вы узнали о картах, как инструменте работы

Кратко запишите свои открытия ( не более 5-6 предложений) и возьмите на семинар.

Задание 4Осознайте актуальные для вашей жизни личностные темы и сформулируйте круг вопросов для проработки на семинаре.

Задание 5Сформулируйте запрос на семинар для себя и как к методическому формату обучения профессиональным навыкам. Что вы хотите получить. Что для вас было бы важно. Что это изменит в вашей профессиональной и личной жизни.

Наши рекомендации