Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к разделу Б3.В вариативная часть профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 39.03.02 / 040400.62 Социальная работа. Место и роль данной учебной дисциплины «Гендерология и феминология» в основной образовательной программе состоит в том, что ее содержание дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин; направлено на применение приобретаемых профессиональных знаний, умений и навыков к конкретной предметной области исследований.
Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетных единицы (ЗЕТ), 144 академических часов.
3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов |
для очной формы обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная* работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | |
Аудиторная работа (всего*): | |
в т. числе: | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) конспектирование литературы и первоисточников, составление словаря терминов, изучение опыта работы социальных служб по работе с семьей, выполнение практических заданий, написание и выступление с докладом. | |
Вид промежуточной аттестации обучающегося (экзамен) |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Для очной формы обучения
№ пп/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость(в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
Введение в феминологию и гендерологию | Конспект Устный опрос Тестовые задания Презентация рефератов | |||||
Положение женщин в системе общественных институтов | Конспект Устный опрос Тестовые задания Практическое задание Презентация рефератов | |||||
Теоретические основы гендерных исследований. | Конспект Устный опрос Практическое задание Презентация рефератов | |||||
Анализ гендерных отношений | Конспект Устный опрос Практическое задание Презентация рефератов | |||||
Гендерная политика и стратегия Российской Федерации и степень ее практической реализации. | Конспект Устный опрос Практическое задание Презентация рефератов Тестовые задания | |||||
экзамен | ||||||
Всего |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Введение в феминологию и гендерологию | ||
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | Теоретико-методологические основы феминологии и гендерологии. | Объект, предмет, метод и задачи феминологии. Специфика категорий феминологии. Принципы феминологии. Структура феминологии: социальная, политическая, экономическая, семейная. Мировой опыт исследования женской проблематики. Проблемы становления феминологии в России. Гендерология как научная область знаний, ее содержание, объект, предмет, методы анализа. Место гендерологии в системе общественных и социальных наук. Практические аспекты деятельности социального работника с позиций гендерного подхода. |
Темы семинарских занятий | ||
1.1.1 | Становление и развитие массового женского движения. | Становление и развитие массового женского движения. «Женский вопрос» и его эволюция в общественном сознании. Исторические и социальные предпосылки развития феминизма. Основные этапы развития феминизма и феминистского движения за рубежом. Женское движение в России в период 1860-1917 гг. Правовой и экономический статус женщины в России во второй половине XIX в. Предпосылки развития женского движения в пореформенной России (60-е годы XIX в.). Этапы женского движения в России. Направления, цели и социально-экономические итоги развития женского движения. |
1.2 | Основные этапы развития феминистких и гендерных исследований | Основные этапы развития гендерных исследований: алармистский этап, этап феминистской концептуализации, постфеминистский этап. Социальные предпосылки возникновения гендерных теорий: массовое привлечение женщин в общественное производство, активизация женского движения, возрастание феминистского самосознания женщин. |
Положение женщин в системе общественных институтов | ||
Содержание лекционного курса | ||
2.1 | Положение женщин в системе прав человека. | Современный период развития концепции прав человека. Правовые условия равного участия обоих полов в органах власти. Законодательные льготы женщинам и их двойственный характер. Трудовое законодательство и права женщин. Брачно-семейное законодательство и интересы женщин. Законодательство об искоренении насилия в отношении женщин. Уровни законодательных регламентаций. |
2.2 | Статус женщины в политической сфере общества. | Роль женщина в политике. Различия между мужчинами и женщинами по властным позициям (иерархии отношений в сфере политического и экономического влияния). Политическая активность женщин как основа их реального участия в управлении государством. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика. «Женский вопрос» в программах политических партий. Правовые условия равного участия обоих полов в органах власти. Мотивация политической деятельности женщин. Причины низкой политической активности женщин. Представительство женщин в высших законодательных органах стран мира. |
Темы семинарских занятий | ||
2.1.1 | Положение женщин в сфере экономики. | Экономический статус женщины на разных этапах развития российского общества. Своеобразие положения женщины России в современной экономической ситуации: женская безработица, ее масштабы и структура; «феминизация бедности»; «двойная занятость» женщин. Различия мужчин и женщин по позиции в иерархии доходов и благосостояния. Самозащита женщин как средство выживания и развития в новых экономических условиях. Женское предпринимательство. Система государственной поддержки самозащиты женщины. |
2.2.1 | Положение женщины в сфере семейно-брачных отношений. | Положение женщины в русской традиционной семье. Супружеские отношения в современной российской семье. Демографические проблемы и трансформация института современной семьи. Проблема разделения домашнего труда в семье и принятия решений. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением «качества жизни» семьи. Многофункциональная роль женщины в семье. Удовлетворенность мужчины и женщины браком. Статус в семье и психологическое самочувствие женщин (ролевой конфликт работающей женщины). Проблема насилия над женщинами в семье. Женская тематика в СМИ. Роль средств массовой информации в формировании социального статуса женщин в обществе. |
Теоретические основы гендерных исследований. | ||
3.1 | Гендер как базовая социальная категория. | Гендерный подход как теория, основанная на идеологии равенства и равных возможностей мужчин и женщин. Междисциплинарность как характеристика гендерных исследований. Гендер как базовая социальная категория. Концепция гендера: многомерность понятия. Раскрытие содержания понятия «гендер» зарубежными и отечественными исследователями. Проблематизация категории пола/гендера в традиционных областях научного знания: социологии, психологии, антропологии и т.д. Отличие понятий «пол» и «гендер». Соотношение биологического и социального в природе человека. Проблема пола в историческом контексте: восприятие мужчин и женщин в истории западной философии, в истории русской философии. Гендерные теории и направления гендерных исследований. Гендер как социальная конструкция системы социо-полоролевых отношений. Роль патриархатной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Гендер как отражение социальных реалий: гендерная асимметрия в сферах культуры, экономики (сфера занятости), политики, образования, в социальной сфере. Кросскультурные гендерные исследования. Панкультурные гендерные сходства. Представления об этике – общих, универсальных аспектах общества, эмике – уникальных для культуры характеристиках. Аспекты гендерной этики: разделение труда по половому признаку (гендерные роли); убеждения и стереотипы, связанные с различиями между мужчинами и женщинами (гендерное стереотипизирование), дифференциальная гендерная социализация; различия в статусе и доступе к власти мужчин и женщин. Измерения «маскулинность-феминность» в кросс-культурных исследованиях Г. Хофстеда. Характеристика культур «маскулинного» и «феминного» типов. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии. |
3.2 | Гендерные характеристики личности. | Комплекс гендерных характеристик личности: гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки. Специфика проявлений гендерных характеристик, их взаимосвязь. Гендерные характеристики на разных возрастных этапах развития. Социокультурные представления о маскулинности-фемининности. Интерпретация маскулинности и феминности как социальных категорий.Множественность, историчность и ситуационность проявлений маскулинности и феминности. Факторы, влияющие на формирование маскулинности и феминности личности. Кризис маскулинности в современном обществе, его проявления. Гендерные стереотипы: сущность понятия. Концептуальные основы изучения гендерных стереотипов. Функции гендерных стереотипов. Группы гендерных стереотипов: стереотипы маскулинности-феминности; стереотипы, связанные с закреплением семейных и профессиональных ролей; стереотипы, связанные с исполнение деятельности. Позитивное и негативное воздействие гендерных стереотипов. |
3.3 | Гендерная идентичность личности в системе гендерных отношений. | Сущность и соотношение понятий «идентичность», «социальная идентичность», «гендерная идентичность личности». Интраиндивидный (внутриличностный) уровень изучения гендерных проблем. Место и роль гендерной идентичности в структуре Я-концепции личности. Соотношение гендерной, социальной и личностной идентичностей в структуре Я-концепции личности. Гендерная идентичность как социальный конструкт (теория гендерной схемы С. Бэм). Факторы, обусловливающие гендерную идентичность: психологические, социально-психологические, социо-культурные. Маскулинность и фемининность как совокупности психологических черт и особенностей поведения, наполняющих гендерную идентичность мужчин и женщин. Структура гендерной идентичности. Когнитивные и презентационные составляющие гендерной идентичности. Типы гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. Тип гендерной идентичности и социальное поведение. Влияние гендерной идентичности на характер межличностных отношений. Внутри личностный конфликт и гендерная идентичность. Особенности формирования гендерной идентичности детей в условиях семейной депривации. Мужская идентичность. Женская идентичность. Кризис женской идентичности. Кризис мужской идентичности. |
Темы семинарских занятий | ||
3.1.1 | Исследования гендерных различий. | Изучение половой идентичности в рамках сексологии (50-е годы). Феминистское направление, связанное с изучением гендерных различий в рамках психологии и социологии (70-е годы - середина 80-х). Проблема половых различий и организации мозга. Функциональные асимметрии мозга и их различие у мужчин и женщин. Разные варианты объяснения этого феномена через эволюционную и информационную теорию. Результаты психологических исследований половых различий. Научно установленные факты психологических различий между мужчинами и женщинами, степень этих различий, их природа - основные вопросы психологии половых различий. Результаты исследований Э. Маккоби и К. Джеклин о различиях между мужчинами и женщинами в когнитивной сфере (математические, пространственно-зрительные и вербальные способности). Влияние биологических и социально-психологических факторов на развитие способностей в когнитивной сфере. Результаты исследований о различиях мужчин и женщин в мотивационной сфере (уровень притязаний) и в чертах личности (агрессивность, конформность, эмпатия, невербальное поведение). |
3.2.1 | Гендерные аспекты социализация личности. | Сущность и соотношение системы понятия: «социализация», «гендерная социализация», «половая» и «гендерная идентичность», «гендерная роль». Роль социализации в процессе формирования гендерной идентичности. Теории усвоения половой роли: традиционная психоаналитическая концепция (теория идентификации); теория социального научения (теория половой типизации); теория когнитивного развития (теория самокатегоризации). Современные зарубежные полоролевые теории: теория «новой психологии пола»; теория гендерной схемы. Теория гендерной системы (G.Rubin, A.Rich, M.Witting). Источники теории: марксистский феминизм, французский психоанализ и пост-структурализм. Психологические измерения маскулинности-фемининности. Концепция андрогинии С. Бэм. Презентационное направление (концепция презентации И. Гоффмана). Гендер как повседневное представление, проигрывание и демонстрация определенных черт, приписываемых мужчинам и женщинам (конец 80-х – 90-е годы). Формирование и поддержание традиционных гендерных ролей мужчин и женщин. Этапы гендерной социализации. Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте. Динамика усвоения половой роли в детстве. Характер полоролевого развития в основные возрастные периоды детства. Гендерная социализация в дошкольных и школьных учреждениях. |
3.3.1 | Основные институты и субъекты гендернойсоциализации. | Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Гендерные различия в социализации: особенности социализации детей мужского и женского пола. Особенности влияния отца и матери на социализацию детей разного пола. Влияние сиблингов (сестер, братьев) и сверстников на полоролевую социализацию ребенка. Психологические механизмы полоролевой социализации: социальные ожидания и подкрепления; осознание половой социальной роли; процесс идентификации. Особенности гендерной социализации в зрелом и пожилом возрасте. |
3.4 | Гендерные роли | Гендерные роли – разновидность социальных ролей. Основные характеристики роли. Нормативное давление. Информационное давление. Уровни изучения гендерной роли: макросоциальный, межличностный, индивидуальный. |
Анализ гендерных отношений | ||
Содержание лекционного курса | ||
4.1 | Анализ гендерных отношений на макроуровне. | Гендерные отношения, сущность понятия, уровни анализа. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества. Анализ гендерных отношений на макроуровне: «общество – группа, личность, культура – группа, личность». Андроцентричный характер современной культуры. Репрезентация гендерных отношений в традиционной и современной культуре. Сущность понятия гендерной системы и гендерного контракта. Типы гендерных контрактов в России, их трансформация. |
4.2 | Гендерный анализ межгрупповых отношений. | Анализ гендерных отношений на уровне: «группа – группа». Межгрупповое взаимодействие. Мужчины и женщины как представители социальных групп. Социальные стереотипы как социально-психологические детерминанты межгрупповых отношений. Отличие социальных стереотипов от социальных представлений. Функции социального стереотипа как феномена межгруппового взаимодействия: идеологизирующая и идентифицирующая (Г. Тэджфел). Проблема истинности социальных стереотипов. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Отражение проблем половой дифференциации в стереотипах восприятия психологических характеристик мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Содержание гендерных стереотипов. Характеристики гендерных стереотипов: согласованность, поляризованность, степень благоприятности, эмоциональная насыщенность. Функции гендерных стереотипов. Механизмы возникновения гендерных стереотипов. Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера как теоретические основания исследования гендерных стереотипов. Результаты исследований гендерных стереотипов. Представления мужчин и женщин друг о друге и о себе. Стереотипные образы мужчин и женщин в популярной прессе, телевизионных и рекламных программах. Влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение и выбор жизненной стратегии личности. Особенности становления профессиональной карьеры женщин и мужчин. Причины дискриминации женщин и мужчин в профессиональной сфере: стереотипы маскулинности-фемининности, представления о гендерных ролях, профессиональные стереотипы. Проблемы равенства между мужчиной и женщиной в различных сферах жизнедеятельности. |
Темы семинарских занятий | ||
4.1.1 | Гендерные представления | Социальные представления как детерминанты отношений между личностью, культурой и обществом. Проблема половой дифференциации в контексте социальных представлений. Половой символизм. Гендерные представления о маскулинности и фемининности как разновидность социальных представлений. Содержательные характеристики гендерных представлений. Концепция социальных представлений С. Московичи как теоретическое основание исследования гендерных представлений. Результаты исследований гендерных представлений. Феминистская и патриархатная картины мира (исследование Н. А. Нечаевой). |
4.2.1 | Гендерные установки | Гендерные установки как обобщенные знания о специфики гендерной роли. Структура гендерных установок. Процесс формирования гендерных установок. Традиционный и эгалитарный тип гендерных установок. |
4.3.1 | Гендерный анализ межличностных отношений. | Анализ гендерных отношений на уровне: «личность – личность, личность – группа». Отличие межличностного взаимодействия от межгруппового. Социальные установки как детерминанты межличностных отношений. Отличие социальных установок от социальных стереотипов. Социальные роли и социальные установки. Полоролевые (гендерные) установки как разновидность социальных установок. Содержание гендерных установок. Проблема полоролевой дифференциации в семейных отношениях. Гендерные установки и поведение. Влияние полоролевых установок на систему отношений: «муж-жена». Родительство как социокультурный феномен. Материнство и отцовство. Влияние гендерных установок на систему отношений: «родители – дети». Проблема полоролевой дифференциации в системе профессиональных отношений. Гендерные установки в сфере профессиональной деятельности. Исследования профессиональных установок мужчин и женщин. Женщина - руководитель. Женщина в мире бизнеса. Сексуальные домогательства на работе. Перспективы гендерного равенства. Проблема личностной самореализации мужчин и женщин в сфере семейных и профессиональных отношений. |
4.4.1 | Методы гендерного анализа. | Гендерный анализ: цель, содержание. Методы гендерного анализа: гендерная статистика, гендерная экспертиза. Гендерная статистика и гендерно-ориентированные индексы и показатели. Гендерная экспертиза социальных программ и стратегий социально-экономического развития РФ. Методы исследования гендерных отношений – интеграция социологических методов качественного исследования, проективных психологических методов, социально-психологических стандартизированных методов. Количественные и качественные методы гендерных исследования. Основные методы исследования: включенное наблюдение, глубинное интервью, нарративное интервью, свободная беседа, фокус группа, анализ личных документов. Методики исследования гендерных отношений: case-study, гендерная автобиография, ассоциативная методика, рисуночные тесты, семантический дифференциал и др. |
Гендерная политика Российской Федерации и степень ее практической реализации. | ||
Содержание лекционного курса | ||
5.1 | Гендерная политика и стратегия Российской Федерации | Гендерная политика Российской Федерации, ее сущность, становление и развитие. Категории и принципы гендерной политики. Цели и задачи государственной гендерной политики. Основные направления гендерной политики РФ в средне- и долгосрочной перспективе. Механизмы реализации гендерной политики. Актуальные гендерные проблемы в социальной политике современной России: в сфере занятости, образовании, пенсионном обеспечении, социальной защиты. Приоритетные гендерные проблемы социальной защиты населения. Гендерная стратегия как инструмент формирования и реализации гендерной политики. Основные направления гендерной стратегии Российской Федерации. Дискриминационная гендерная ассиметрия в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда. Законодательная основа гендерной стратегии Российской федерации. Перспективы осуществления гендерной стратегии. Государственные структуры проведения политики гендерного равенства: отечественный и зарубежный опыт. |
5.2 | Гендерная проблематика в социальной работе | Феномен пола/гендера и практика социальной работы. Принципы и особенности феминисткой социальной работы. Реализация гендерного подхода в социальной работе с различными половозрастными, этническими социальными группами населения. Гендерные проблемы социального обеспечения: сфера оплаты труда, семейная сфера, пенсионного обеспечения. Совершенствование управления системой социальной защиты с позиций гендерного подхода. |
Темы семинарских занятий | ||
5.1.1 | Нормативно-правовое обеспечение гендерной политики Российской Федерации. | Документы Российской Федерации, гарантирующие социальное равенство мужчин и женщин: Указ президента «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (4 марта 1993 г.); Указ президента «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти субъектов Российской Федерации» (30 июня 1996 г.), Постановление РФ «О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (20 ноября 1997 г.); Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 гг. (28 июня 2001 г.). Реализация нормативных актов РФ по гарантированию социального равенства мужчин и женщин. Рекомендации международного сообщества по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин в обществе. |
5.2.1 | Проблемы равенства и равных возможностей между мужчиной и женщиной в различных сферах жизнедеятельности. | Сущность и содержание понятий «гендерное равенство», «гендерные возможности». Проблемы равенства и равных возможностей между мужчиной и женщиной в различных сферах жизнедеятельности. Основные направления ликвидации двойного стандарта в отношении женщин. Концепция равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин - основа для становления цивилизованного общества. Дискриминация и сексизм в социальных отношениях. Сущность понятия «дискриминация». Дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Уровни проявления дискриминации по признаку пола (макросоциальный, межгруппового взаимодействия, межличностных отношений, индивидуально-личностный). Понятие внутреннего и внешнего подавления. Механизмы возникновения и воспроизводства дискриминации по признаку пола в обыденном сознании и повседневной практике. Комплексный подход к проблеме гендерного равенства в социальной политике. |
5.3.1 | Гендерные аспекты социальной работы с мужчинами и женщинами. | Особенности социальной работы с клиентами мужчинами в Российской Федерации. Медико-социальные, психосоциальные проблемы мужчин в обществе. Особенности социальной работы среди женщин в Российской Федерации. Принципы феминистской социальной работы. Социальная работа с женщинами как необходимое условие изменение их социального статуса. Проблемы женщин-клиенток в социальной работе: положение на рынке труда, «двойная занятость», кризис семейных отношений и т. д. Особенности социальной работы с женщинами на производстве. |
5.4.1 | Социальные проблемы гендерного отношений. | Гендерные аспекты социального исключения (маргинализация). Измерения маргинализации: экономическое, политическое, социальное. Маргинализированные группы как объект социального контроля и социальной помощи. Типы маргинальности: культурная маргинальность, структурная маргинальность, маргинальность социальной роли. Гендерное неравенство как причина социального исключения женщин: домашнее насилие, проституция, торговля людьми, феминизация бедности. Кризис маскулинности как причина социального исключения мужчин: преступность, бродяжничество, суицид, зависимости и т.д. Учет гендерного фактора в профилактике и преодолении социального исключения. Гендерные аспекты насилия. Формы насилия в повседневной жизни. Прямые и скрытые формы насилия. Гендерные аспекты сексуального насилия и причины его проявления. Гендерные аспекты экономического насилия и причины его проявления. Социальная проблема общества - насилие над женщинами, мужчинами и детьми в семье. Мифы и стереотипы о домашнем насилии над женщинами. |
5.5.1 | Гендерно ориентированная социальная работа с различными социальными группами населения. | Гендерный подход в социальной работе с детьми и подростками по укреплению репродуктивного здоровья. Факторы, формирующие девиантное репродуктивное поведение несовершеннолетних. Гендерные проблемы инвалидности. Гендерная идентичность людей с ограниченными возможностями. Формы социальной помощи, поддержки и защиты женщин-инвалидов и мужчин-инвалидов. Генгдерно ориентированная социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию и жестокому обращению в семье. Кризисные центры и их роль в решении проблемных ситуаций людей, подвергшихся насилию. Генгдерно ориентированная социальная работа с маргинализированными группами. |
5.6.1 | Гендерные аспекты профессиональной деятельности социального работника. | Проблема вступления женщин и мужчин в профессиональную жизнь и дальнейшей профессиональной карьеры. Гендерные стереотипы в отношении профессиональной карьеры женщин и мужчин. Личностные качества эффективного руководителя. Гендерные аспекты руководства и лидерства. Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин. Гендерная сегрегация профессии социального работника. Феминизация социальной работы как профессиональной деятельности. |