Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к разделу Б3.В вариативная часть профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 39.03.02 / 040400.62 Социальная работа. Место и роль данной учебной дисциплины «Гендерология и феминология» в основной образовательной программе состоит в том, что ее содержание дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин; направлено на применение приобретаемых профессиональных знаний, умений и навыков к конкретной предметной области исследований.

Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетных единицы (ЗЕТ), 144 академических часов.

3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Объём дисциплины Всего часов
для очной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная* работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)  
Аудиторная работа (всего*):
в т. числе:  
Лекции
Семинары, практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся (всего) конспектирование литературы и первоисточников, составление словаря терминов, изучение опыта работы социальных служб по работе с семьей, выполнение практических заданий, написание и выступление с докладом.
Вид промежуточной аттестации обучающегося (экзамен)

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Для очной формы обучения

№ пп/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость(в часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся
    всего лекции семинары, практические занятия
  Введение в феминологию и гендерологию Конспект Устный опрос Тестовые задания Презентация рефератов  
Положение женщин в системе общественных институтов Конспект Устный опрос Тестовые задания Практическое задание Презентация рефератов  
Теоретические основы гендерных исследований. Конспект Устный опрос Практическое задание Презентация рефератов  
Анализ гендерных отношений Конспект Устный опрос Практическое задание Презентация рефератов  
Гендерная политика и стратегия Российской Федерации и степень ее практической реализации. Конспект Устный опрос Практическое задание Презентация рефератов   Тестовые задания
          экзамен
  Всего  

Содержание дисциплины, структурированное по разделам

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
Введение в феминологию и гендерологию
Содержание лекционного курса
1.1. Теоретико-методологические основы феминологии и гендерологии. Объект, предмет, метод и задачи феминологии. Специфика категорий феминологии. Принципы феминологии. Структура феминологии: социальная, политическая, экономическая, семейная. Мировой опыт исследования женской проблематики. Про­блемы становления феминологии в России. Гендерология как научная область знаний, ее содержание, объект, предмет, методы анализа. Место гендерологии в системе общественных и социальных наук. Практические аспекты деятельности социального работника с позиций гендерного подхода.
Темы семинарских занятий
1.1.1 Становление и развитие массового женского движения. Становление и развитие массового женского движения. «Женский вопрос» и его эволюция в общественном сознании. Исторические и социальные предпосылки развития феминизма. Основ­ные этапы развития феминизма и феминистского движения за рубежом. Женское движение в России в период 1860-1917 гг. Правовой и эконо­мический статус женщины в России во второй половине XIX в. Предпосылки развития женского движения в пореформенной России (60-е годы XIX в.). Этапы женского движения в России. Направления, цели и социально-экономические итоги развития женского движения.
1.2 Основные этапы развития феминистких и гендерных исследований Основные этапы развития гендерных исследований: алармист­ский этап, этап феминистской концептуализации, постфеминистский этап. Социальные предпосылки возникновения гендерных теорий: массовое привлечение женщин в общественное производство, активизация женского движения, возрастание феминистского самосознания женщин.
Положение женщин в системе общественных институтов
Содержание лекционного курса
2.1 Положение женщин в системе прав человека. Современный период развития концепции прав человека. Правовые условия равного участия обоих полов в органах власти. Законодательные льготы женщинам и их двойственный характер. Тру­довое законодательство и права женщин. Брачно-семейное законодательство и интересы женщин. Законодательство об искоренении насилия в отношении женщин. Уровни законодательных регламентаций.
2.2 Статус женщины в политической сфере общества.     Роль женщина в политике. Различия между мужчинами и женщинами по властным позициям (иерархии отношений в сфере политического и экономического влияния). Политическая активность женщин как основа их реального участия в управлении государством. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика. «Женский вопрос» в программах полити­ческих партий. Правовые условия равного участия обоих полов в органах власти. Мотивация политической деятельности женщин. Причины низкой политической активности женщин. Представительство женщин в высших законодательных органах стран мира.
Темы семинарских занятий
2.1.1 Положение женщин в сфере экономики. Экономический статус женщины на раз­ных этапах развития российского общества. Своеобразие положения женщины России в совре­менной экономической ситуации: женская безработица, ее масштабы и структура; «феминизация бедности»; «двойная занятость» женщин. Различия мужчин и женщин по позиции в иерархии доходов и благосостояния. Самозащита жен­щин как средство выживания и развития в новых экономических условиях. Женское предпринимательство. Система государственной поддержки самозащиты женщины.
2.2.1 Положение женщины в сфере семейно-брачных отношений. Положение женщины в русской тра­диционной семье. Супружеские отношения в современной российской се­мье. Демографические проблемы и трансформация института современной семьи. Проблема разделения домашнего труда в семье и принятия решений. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повыше­нием «качества жизни» семьи. Многофункциональная роль женщины в семье. Удовлетворенность мужчины и женщины браком. Статус в семье и пси­хологическое самочувствие женщин (ролевой конфликт работающей жен­щины). Проблема насилия над женщинами в се­мье. Женская тематика в СМИ. Роль средств массовой информации в формировании социального ста­туса женщин в обществе.
Теоретические основы гендерных исследований.
3.1 Гендер как базовая социальная категория. Гендерный подход как теория, основанная на идеологии равенства и равных возможностей мужчин и женщин. Междисциплинарность как характеристика гендерных исследований. Гендер как базовая социальная категория. Концепция гендера: многомерность понятия. Раскрытие содержания понятия «гендер» зарубежными и отечественными исследователями. Проблематизация категории пола/гендера в традиционных областях научного знания: социологии, психологии, антропологии и т.д. Отличие понятий «пол» и «гендер». Соотношение биологического и социального в природе человека. Проблема пола в историческом контексте: восприятие мужчин и женщин в истории западной философии, в истории русской философии. Гендерные теории и направления гендерных исследований. Гендер как со­циальная конструкция системы социо-полоролевых отношений. Роль патриархатной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Гендер как отражение социальных реалий: гендерная асимметрия в сферах культуры, экономики (сфера занятости), политики, образования, в социальной сфере. Кросскультурные гендерные исследования. Панкультурные гендерные сходства. Представления об этике – общих, универсальных аспектах общества, эмике – уникальных для культуры характеристиках. Аспекты гендерной этики: разделение труда по половому признаку (гендерные роли); убеждения и стереотипы, связанные с различиями между мужчинами и женщинами (гендерное стереотипизирование), дифференциальная гендерная социализация; различия в статусе и доступе к власти мужчин и женщин. Измерения «маскулинность-феминность» в кросс-культурных исследованиях Г. Хофстеда. Характеристика культур «маскулинного» и «феминного» типов. Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии.  
3.2 Гендерные характеристики личности. Комплекс гендерных характеристик личности: гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки. Специфика проявлений гендерных характеристик, их взаимосвязь. Гендерные характеристики на разных возрастных этапах развития. Социокультурные представления о маскулинности-фемининности. Интерпретация маскулинности и феминности как социальных категорий.Множественность, историчность и ситуационность проявлений маскулинности и феминности. Факторы, влияющие на формирование маскулинности и феминности личности. Кризис маскулинности в современном обществе, его проявления. Гендерные стереотипы: сущность понятия. Концептуальные основы изучения гендерных стереотипов. Функции гендерных стереотипов. Группы гендерных стереотипов: стереотипы маскулинности-феминности; стереотипы, связанные с закреплением семейных и профессиональных ролей; стереотипы, связанные с исполнение деятельности. Позитивное и негативное воздействие гендерных стереотипов.  
3.3 Гендерная идентичность личности в системе гендерных отношений. Сущность и соотношение понятий «идентичность», «социальная идентичность», «гендерная идентичность личности». Интраиндивидный (внутриличностный) уровень изучения гендерных проблем. Место и роль гендерной идентичности в структуре Я-концепции личности. Соотношение гендерной, социальной и личностной идентичностей в структуре Я-концепции личности. Гендерная идентичность как социальный конструкт (теория гендерной схемы С. Бэм). Факторы, обусловливающие гендерную идентичность: психологические, социально-психологические, социо-культурные. Маскулинность и фемининность как совокупности психологических черт и особенностей поведения, наполняющих гендерную идентичность мужчин и женщин. Структура гендерной идентичности. Когнитивные и презентационные составляющие гендерной идентичности. Типы гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. Тип гендерной идентичности и социальное поведение. Влияние гендерной идентичности на характер межличностных отношений. Внутри личностный конфликт и гендерная идентичность. Особенности формирования гендерной идентичности детей в условиях семейной депривации. Мужская идентичность. Женская идентичность. Кризис женской идентичности. Кризис мужской идентичности.
Темы семинарских занятий
3.1.1 Исследования гендерных различий.   Изучение половой идентичности в рамках сексологии (50-е годы). Феминистское направление, связанное с изучением гендерных разли­чий в рамках психологии и социологии (70-е годы - середина 80-х). Проблема половых различий и организации мозга. Функциональные асимметрии мозга и их различие у мужчин и женщин. Разные варианты объяснения этого феномена через эволюционную и информационную теорию. Результаты психологических исследований половых различий. Научно установлен­ные факты психологических различий между мужчинами и женщинами, сте­пень этих различий, их природа - основные вопросы психологии половых раз­личий. Результаты исследований Э. Маккоби и К. Джеклин о различиях между мужчинами и женщинами в когнитивной сфере (математические, простран­ственно-зрительные и вербальные способности). Влияние биологических и социально-психологических факторов на развитие способностей в когнитив­ной сфере. Результаты исследований о различиях мужчин и женщин в мотивационной сфере (уровень притязаний) и в чертах личности (агрессивность, кон­формность, эмпатия, невербальное поведение).  
3.2.1 Гендерные аспекты социализация личности. Сущность и соотношение системы понятия: «социализация», «гендерная социализация», «половая» и «гендерная идентичность», «гендерная роль». Роль социализации в процессе формирования гендерной идентичности. Теории усвоения половой роли: традиционная психоаналитическая концепция (теория идентификации); теория социального научения (теория половой типизации); теория когнитивного развития (теория самокатегоризации). Современные зарубежные полоролевые теории: теория «новой психологии пола»; теория гендерной схемы. Теория гендерной системы (G.Rubin, A.Rich, M.Witting). Источники тео­рии: марксистский феминизм, французский психоанализ и пост-структурализм. Психологические измерения маскулинности-фемининности. Концеп­ция андрогинии С. Бэм. Презентационное направление (концепция презентации И. Гоффмана). Гендер как повседневное представление, проигрывание и демонстрация определенных черт, приписываемых мужчинам и женщинам (конец 80-х – 90-е го­ды). Формирование и поддержание традиционных гендерных ролей мужчин и женщин. Этапы гендерной социализации. Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте. Динамика усвоения половой роли в детстве. Характер полоролевого развития в основные возрастные периоды детства. Гендерная социализация в дошкольных и школьных учреждениях.
3.3.1 Основные институты и субъекты гендернойсоциализации. Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Гендерные различия в социализации: особенности социализации детей мужского и женского пола. Особенности влияния отца и матери на социализацию детей разного пола. Влияние сиблингов (сестер, братьев) и сверстников на полоролевую социализацию ребенка. Психологические механизмы полоролевой социализации: социальные ожидания и подкрепления; осознание половой социальной роли; процесс идентификации. Особенности гендерной социализации в зрелом и пожилом возрасте.
3.4 Гендерные роли Гендерные роли – разновидность социальных ролей. Основные характеристики роли. Нормативное давление. Информационное давление. Уровни изучения гендерной роли: макросоциальный, межличностный, индивидуальный.
Анализ гендерных отношений
Содержание лекционного курса
4.1 Анализ гендерных отношений на макроуровне.   Гендерные отношения, сущность понятия, уровни анализа. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества. Анализ гендерных отношений на макроуровне: «общество – группа, личность, культура – группа, личность». Андроцентричный характер современной культуры. Репрезентация гендерных отношений в традиционной и современной культуре. Сущность понятия гендерной системы и гендерного контракта. Типы гендерных контрактов в России, их трансформация.  
4.2 Гендерный анализ межгрупповых отношений.   Анализ гендерных отношений на уровне: «группа – группа». Межгрупповое взаимодействие. Мужчины и женщины как представители социальных групп. Социальные стереотипы как социально-психологические детерминанты межгрупповых отношений. Отличие социальных стереотипов от социальных представлений. Функции социального стереотипа как феномена межгруппового взаимодействия: идеологизирующая и идентифицирующая (Г. Тэджфел). Проблема истинности социальных стереотипов. Гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Отражение проблем половой дифференциации в стереотипах восприятия психологических характеристик мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. Содержание гендерных стереотипов. Характеристики гендерных стереотипов: согласованность, поляризованность, степень благоприятности, эмоциональная насыщенность. Функции гендерных стереотипов. Механизмы возникновения гендерных стереотипов. Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера как теоретические основания исследования гендерных стереотипов. Результаты исследований гендерных стереотипов. Представления мужчин и женщин друг о друге и о себе. Стереотипные образы мужчин и женщин в популярной прессе, телевизионных и рекламных программах. Влияние гендерных стереотипов на профессиональное самоопределение и выбор жизненной стратегии личности. Особенности становления профессиональной карьеры женщин и мужчин. Причины дискриминации женщин и мужчин в профессиональной сфере: стереотипы маскулинности-фемининности, представления о гендерных ролях, профессиональные стереоти­пы. Проблемы равенства между мужчиной и женщиной в различных сферах жизнедеятельности.  
Темы семинарских занятий
4.1.1 Гендерные представления Социальные представления как детерминанты отношений между личностью, культурой и обществом. Проблема половой дифференциации в контексте социальных представлений. Половой символизм. Гендерные представления о маскулинности и фемининности как разновидность социальных представлений. Содержательные характеристики гендерных представлений. Концепция социальных представлений С. Московичи как теоретическое основание исследования гендерных представлений. Результаты исследований гендерных представлений. Феминистская и патриархатная картины мира (исследование Н. А. Нечаевой).  
4.2.1 Гендерные установки Гендерные установки как обобщенные знания о специфики гендерной роли. Структура гендерных установок. Процесс формирования гендерных установок. Традиционный и эгалитарный тип гендерных установок.  
4.3.1 Гендерный анализ межличностных отношений.   Анализ гендерных отношений на уровне: «личность – личность, личность – группа». Отличие межличностного взаимодействия от межгруппового. Социальные установки как детерминанты межличностных отношений. Отличие социальных установок от социальных стереотипов. Социальные роли и социальные установки. Полоролевые (гендерные) установки как разновидность социальных установок. Содержание гендерных установок. Проблема полоролевой дифференциации в семейных отношениях. Гендерные установки и поведение. Влияние полоролевых установок на систему отношений: «муж-жена». Родительство как социокультурный феномен. Материнство и отцовство. Влияние гендерных установок на систему отношений: «родители – дети». Проблема полоролевой дифференциации в системе профессиональных отношений. Гендерные установки в сфере профессиональной деятельности. Исследования профессиональных установок мужчин и женщин. Женщина - руководитель. Женщина в мире бизнеса. Сексуальные домогательства на работе. Перспективы гендерного равенства. Проблема личностной самореализации мужчин и женщин в сфере семейных и профессиональных отношений.  
4.4.1 Методы гендерного анализа. Гендерный анализ: цель, содержание. Методы гендерного анализа: гендерная статистика, гендерная экспертиза. Гендерная статистика и гендерно-ориентированные индексы и показатели. Гендерная экспертиза социальных программ и стратегий социально-экономического развития РФ. Методы исследования гендерных отношений – интеграция социологических методов качественного исследования, проективных психологических методов, социально-психологических стандартизированных методов. Количественные и качественные методы гендерных исследования. Основные методы исследования: включенное наблюдение, глубинное интервью, нарративное интервью, свободная беседа, фокус группа, анализ личных документов. Методики исследования гендерных отношений: case-study, гендерная автобиография, ассоциативная методика, рисуночные тесты, семантический дифференциал и др.  
Гендерная политика Российской Федерации и степень ее практической реализации.
Содержание лекционного курса
5.1 Гендерная политика и стратегия Российской Федерации   Гендерная политика Российской Федерации, ее сущность, становление и развитие. Категории и принципы гендерной политики. Цели и задачи государственной гендерной политики. Основные направления гендерной политики РФ в средне- и долгосрочной перспективе. Механизмы реализации гендерной политики. Актуальные гендерные проблемы в социальной политике современной России: в сфере занятости, образовании, пенсионном обеспечении, социальной защиты. Приоритетные гендерные проблемы социальной защиты населения. Гендерная стратегия как инструмент формирования и реализации гендерной политики. Основные направления гендерной стратегии Российской Федерации. Дискриминационная гендерная ассиметрия в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда. Законодательная основа гендерной стратегии Российской федерации. Перспективы осуществления гендерной стратегии. Государственные структуры проведения политики гендерного равенства: отечественный и зарубежный опыт.
5.2 Гендерная проблематика в социальной работе   Феномен пола/гендера и практика социальной работы. Принципы и особенности феминисткой социальной работы. Реализация гендерного подхода в социальной работе с различными половозрастными, этническими социальными группами населения. Гендерные проблемы социального обеспечения: сфера оплаты труда, семейная сфера, пенсионного обеспечения. Совершенствование управления системой социальной защиты с позиций гендерного подхода.  
Темы семинарских занятий
5.1.1 Нормативно-правовое обеспечение гендерной политики Российской Федерации.   Документы Российской Федерации, гарантирующие социальное равенство мужчин и женщин: Указ президента «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (4 марта 1993 г.); Указ президента «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти субъектов Российской Федерации» (30 июня 1996 г.), Постановление РФ «О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (20 ноября 1997 г.); Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 гг. (28 июня 2001 г.). Реализация нормативных актов РФ по гарантированию социального равенства мужчин и женщин. Рекомендации международного сообщества по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин в обществе.
5.2.1 Проблемы равенства и равных возможностей между мужчиной и женщиной в различных сферах жизнедеятельности.     Сущность и содержание понятий «гендерное равенство», «гендерные возможности». Проблемы равенства и равных возможностей между мужчиной и женщиной в различных сферах жизнедеятельности. Основные направления ликвидации двойного стандарта в отношении женщин. Концепция равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин - основа для становления цивилизованного общества. Дискриминация и сексизм в социальных отношениях. Сущность понятия «дискриминация». Дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Уровни проявления дискриминации по признаку пола (макросоциальный, межгруппового взаимодействия, межличностных отношений, индивидуально-личностный). Понятие внутреннего и внешнего подавления. Механизмы возникновения и воспроизводства дискриминации по признаку пола в обыденном сознании и повседневной практике. Комплексный подход к проблеме гендерного равенства в социальной политике.
5.3.1 Гендерные аспекты социальной работы с мужчинами и женщинами.   Особенности социальной работы с клиентами мужчинами в Российской Федерации. Медико-социальные, психосоциальные проблемы мужчин в обществе. Особенности социальной работы среди женщин в Российской Федерации. Принципы феминистской социальной работы. Социальная работа с женщинами как необходимое условие изменение их социального статуса. Проблемы женщин-клиенток в социальной работе: положение на рынке труда, «двойная занятость», кризис семейных отно­шений и т. д. Особенности социальной работы с женщинами на производстве.  
5.4.1 Социальные проблемы гендерного отношений. Гендерные аспекты социального исключения (маргинализация). Измерения маргинализации: экономическое, политическое, социальное. Маргинализированные группы как объект социального контроля и социальной помощи. Типы маргинальности: культурная маргинальность, структурная маргинальность, маргинальность социальной роли. Гендерное неравенство как причина социального исключения женщин: домашнее насилие, проституция, торговля людьми, феминизация бедности. Кризис маскулинности как причина социального исключения мужчин: преступность, бродяжничество, суицид, зависимости и т.д. Учет гендерного фактора в профилактике и преодолении социального исключения. Гендерные аспекты насилия. Формы насилия в повседневной жизни. Прямые и скрытые формы насилия. Гендерные аспекты сексуального насилия и причины его проявления. Гендерные аспекты экономического насилия и причины его проявления. Социальная проблема общества - насилие над женщинами, мужчинами и детьми в семье. Мифы и стереотипы о домашнем насилии над женщинами.  
5.5.1 Гендерно ориентированная социальная работа с различными социальными группами населения. Гендерный подход в социальной работе с детьми и подростками по укреплению репродуктивного здоровья. Факторы, формирующие девиантное репродуктивное поведение несовершеннолетних. Гендерные проблемы инвалидности. Гендерная идентичность людей с ограниченными возможностями. Формы социальной помощи, поддержки и защиты женщин-инвалидов и мужчин-инвалидов. Генгдерно ориентированная социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию и жестокому обращению в семье. Кризисные центры и их роль в решении проблемных ситуаций людей, подвергшихся насилию. Генгдерно ориентированная социальная работа с маргинализированными группами.
5.6.1 Гендерные аспекты профессиональной деятельности социального работника. Проблема вступления женщин и мужчин в профессиональную жизнь и дальнейшей профессиональной карьеры. Гендерные стереотипы в отношении профессиональной карьеры женщин и мужчин. Личностные качества эффективного руководителя. Гендерные аспекты руководства и лидерства. Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин. Гендерная сегрегация профессии социального работника. Феминизация социальной работы как профессиональной деятельности.  

Наши рекомендации