Водительство как миссия
Вся наша жизнь сопровождается действием скрытых глубинных л, проявляющихся каким-то неумолимым и роковым образом. Из одной клетки, образовавшейся из слияния двух, мы развиваемся в сложное человеческое существо, приобретаем способность мыслить и познавать мир. Мы взрослеем, ощущаем в себе постоянно происходящие перемены, а также неотвратимость этих перемен и нашу неспособность повлиять на ход времени. Чувствуя себя свободными, мы сознаем также, что многие события нашей жизни происходят помимо нашей воли и наших желаний.
Дети — один из наиболее ярких примеров нашей несвободы и властвующего рока. Они часто появляются тогда, когда это вовсе не входит в планы. Или, напротив, их можно долго и безрезультатно желать. Даже в тех случаях, когда родители утверждают, что они ребенка «планировали», не являются ли их «планы» лишь следствием (и также предощущением) того, что этот ребенок должен был родиться? Ведь очень многие женщины (а иногда и мужчины) чувствуют в себе какие-то тонкие перемены, предшествующие зачатию ребенка, иногда за несколько месяцев до этого события. Ребенок может сниться. Порой внезапно возникают родительские чувства к всплывающему в сознании детскому образу. А через некоторое время происходит зачатие. И чаще всего это происходит независимо от наших планов.
Наше отношение к этому событию и соответственно к ребенку зависит от того, пребываем ли мы в иллюзии свободы, дарованной природой своему «венцу», либо осознаем свою жизнь как составляющую какого-то более значительного процесса, не доступного для восприятия обыденному сознанию. В первом случае родитель может сказать: «Этот ребенок родился благодаря мне (или, по крайней мере, из-за меня), в соответствии с моим желанием (или вопреки ему) и в соответствии с моим планом (или случайно, из-за досадной неосторожности)». Тогда родитель — хозяин положения волен растить и воспитывать малыша так, как ему угодно, и дай Бог, чтобы все было хорошо. Если же мы не пребываем в данной иллюзии, то не можем сказать ничего, кроме того, что ребенок «дан нам свыше». А коль так, то отсюда проистекает первый важный принцип — необходимо принять роди-тельство как возлагаемую миссию, иногда помимо нашего желания и наших планов, принять безусловно и со старанием исполнить ее.
Исполнение родительской миссии — одна из важнейших программ нашей жизни. Это не обуза и не печальная необходимость, отвлекающая нас от того, что мы можем по наивности и молодости считать настоящей жизнью. Это и есть одна из сторон нашей настоящей жизни. Реализация родительской программы связана с реализацией всей нашей жизненной программы, а значит, с обретением новых смыслов, более зрелого понимания жизни и духовного обогащения. Все зависит от того, чтобы мы этого хотели.
Вспомним старые обычаи. Девочки и девушки водят хоровод отдельно от замужних женщин. Замужество — это шаг, ведущий к иной ступени социальной зрелости и ответственности. И к заму*" ней женщине иное отношение. Женщины, имеющие детей, — отдельно. Они — на более высокой ступеньке. Они — матери. И не просто матери для своих детей, а Матери — как выражение их статуса, их понимания жизни и опыта. То же самое у мужчин. «Отец» — традиционное обращение юноши к старшему мужчине, даже если он не отец ему по крови. Он отец по своему положению, то есть жизненной мудрости и опыту.
Те перемены, которые происходят с обретением миссии роди-тельства, трудно описать словами. Во всех традиционных обществах рождение ребенка рассматривалось как инициация, то есть посвящение в Таинство, каковым рождение и является. Вместе с ребенком мать и отец также рождаются, являются миру в новом качестве, качестве Матери и Отца. Это то, что нам дается, а уж от нас зависит, примем ли мы это дары.
Если мы не склонны считать себя просто белковыми телами, производящими себе подобных в соответствии с биологическими законами, если задумываемся о том, что такое жизнь, что такое ощущаемое «Я», то признаем это Таинство, переживаемое лишь каким-то трансцендентным образом, за пределами обычной логики. Таинство жизни и одновременно смерти, рождения и умирания, расцвета и угасания. Тогда мы примем миссию родительства с благодарностью как способ приоткрыть завесу тайны, возможность пережить глубины Бытия, отражение которых приносит с собой малыш.