Глава 22. Психическое развитие подростка
Общая психологическая характеристика
Подросткового возраста.
Подростковый возраст занимает совершенно особое место в развитии современного человека. Отличающийся по возрастным периодом у мальчиков (от 13 до 16 лет) и девочек (от 12 до 15 лет), он составляет переходной этап от детства – с его полной зависимостью от родителей – к взрослому состоянию с его возможностями самостоятельного существования, включая поддержание собственной жизни к воспроизведению потомства является чрезвычайно важной эпохой в психическом развитии растущего человека, подростковый возраст имеет целый ряд наименований среди специалистов и в обыденном словоупотреблении: “пубертатный период” (т.е. период полового созревания), “трудный возраст”, “переходной возраст”, “критический возраст”. И это, конечно, не случайно. Дело в том, что психологический переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности обнажает и заостряет все стороны личности подростка, в первую очередь слабые. А это, в свою очередь, делает личность подростка особенно уязвимой и ранимой в отношении неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Если обратится к психологическим исследованиям, можно заметить, что в спокойные эпохи или в устойчивых традиционных обществах никакой проблемы подросткового возраста не существует. Подростки проходят специальный обряд под названием “инициация” (нечто вроде социальных испытаний на взрослость) и легко и естественно включаются в стабильную, испокон веков регламентированную жизнь сообщества. Например, начинают охотится вместе со взрослыми (юноши), принимают на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству и получают право выходить замуж (девушки). В периоды же бурного общественного развития и в современных индустриальных и постиндустриальных обществах новые и новые поколения подростков становятся острой психосоциальной проблемой.
Это связано с целой группой причин. Во-первых, в связи с удлинением сроков образования (что обусловлено усложнением современных профессий) стало все дальше отодвигаться достижение не юридической, а фактической социальной зрелости. Во-вторых, в связи с более ранним физическим созреванием современных подростков и более поздним достижением социальной зрелости усиливается болезненность переживаний подростка, относящихся к собственной беспомощности и зависимости. В-третьих, на фоне общей акселерации (ускорение физического и сексуального развития) особенно остро проявляется неравномерность развития и инфантилизм современных подростков, т.е. психическая незрелость (недоразвитие чувства долга, ответственности, преобладания детских интересов, застенчивость, чрезмерная привязанность к родителям и т.п.). В-четвертых, в коммерциализированных (США, страны Западной Европы и др.) подростки воспринимаются и используются определенными видами бизнеса как непосредственный и очень выгодный потребитель их социально опасной продукции (порнобизнес, наркобизнес, некоторые виды зрелищного бизнеса).
Все это на самом деле превращает подростковый возраст в критический и опасный рубеж жизни. Именно поэтому на подростковый период приходится большинство первоначально поставленных диагнозов психических заболеваний.
Если учесть такой важный фактор подросткового возраста как половое развитие (начало выработки мужских и женских гормонов, развитие первичных и вторичных половых признаков, появление менструации у девочек и поллюций у мальчиков), становится понятным весь комплекс проблем данного возраста: поведенческих, эмоциональных, интеллектуальных и социальных.
Что же это за комплекс, или как его называют специалисты «подростковый комплекс»?
Он включает в себя: реакцию эмансипации, реакцию группирования со сверстниками, реакцию увлечения (хобби) и сексуальные интересы.
Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободится из-под опеки контроля старших, в желании поступать по-своему. В особенности выраженной она бывает у мальчиков. Реакция группирования со сверстниками проявляется в острой потребности подростков собираться в группы. Причем группы могут иметь свой, отличный от других, жаргон, свои отличия в стиле одежды, свои обряды и т.п. Реакция увлечения выражается в формировании у подростков хобби, т.е. субъективно значимых эмоционально окрашенных занятий. Эти увлечения могут быть интеллектуально-эстетическими (сочинение стихов, увлечение изобретательством и т.п.); телесно-мануальными (увлечения физическими упражнениями по развитию мышц, ловкости тела, спортивные мастерства); демонстративно-эгоцентрическими (от изучения экзотического языка или «моржевания» до коллекционирования необычных предметов или демонстрации вызывающего стиля одежды), а также азартными (многочасовое времяпровождение с игровыми автоматами, картежные и в особенности компьютерные игры).
Сексуальное интересывыражаются в группировании по половому признаку и подчеркнутому отделению себя от противоположенного пола, в выраженных реакциях к лицам противоположного пола, иногда в агрессии и унижении их, а также во внимании к своим половым признакам и мастурбации.
Появление новых ощущений, переживаний, расширение круга общения и доступ к многообразным сферам информации, интенсивное развитие черт характера и новых поведенческих стереотипов приводит в итоге к появлению у подростка главного психологического образования этого возраста – чувства взрослости. Оно проявляется в стремлении быть и казаться взрослым, в переориентации с детских норм и ценностей на взрослые и в требовании от взрослых нового, равноправного к себе отношения. Ограничение подростком прав взрослого и расширения своих составляет центральный конфликт этого возраста.