Чйсть 2. уроку псикологии в cpeqheu школе
Пятый клйсс
Temr 5. Кто в ответе зй мой внутренний мир?
Uenb:
подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и
мысли.
л<
ЗпнятиЕ 14. Трупные ситуации могыт нйучить меня
,. у.
«Самое длинное».Подростки составляют длинное предложение со словом «доброжелательный», затем «веселый», «приветливый». Затем они слушают друг друга и выбирают самое длинное предложение.
«Объясни значение».Подростки записывают в тетрадь ка чества человека (например: тактичный, отзывчивый) и по очереди пытаются как можно точнее объяснить их значение. Затем говорят вслух и записывают в тетради, кому из ребят данное качество присуще больше всего.
«Плюсы и минусы».Ведущий рассказывает ребятам о том, что в любом событии всегда можно найти «плюсы» и «минусы», например, полученная пятерка может заставить ученика еще больше стараться, а может привести к тому, что человек решит: можно уже ничего не делать. Все вместе они ищут «плюсы» и «минусы» полученной двойки. Затем каждый получает по карточке, на которой записано то или иное событие, и должен найти в нем «плюсы» и «минусы». Ситуации могут быть, например, такими: «Все ребята из класса считают тебя виноватым в драке, не хотят с тобой играть»; «На уроке ты не успеваешь сделать задание, все над тобой смеются»; «Учитель сказал, что ты лучше всех выполнил задание»; «В играх тебя всегда выбирают ведущим» и т.п.
«Копилка трудных ситуаций».Ведущий говорит о том, что в любом возрасте человек может оказаться в трудной ситуации, и вместе с группой собирает «копилку трудных ситуаций пятиклассников» (получена двойка, сердятся родители и т.п.). Затем предлагает представить, что трудная ситуация — это урок, который должен чему-либо научить. Далее учащиеся обсуждают и выводят обучающий эффект типичных трудных ситуаций пятиклассников.
Работа со сказкой.Ведущий читает и обсуждает с подростками сказку.
Сказка о Дрюпе Дрюпкине
В далекой-далекой Солнечной системе, на далекой-далекой планете Земля, в одном далеком и большом городе жил Дрю-па Дрюпкин. Как жил? Да по-разному. Но считал он себя не очень счастливым, слишком уж часто с ним что-то нехорошее само собой случалось. То в столовой его любимый суп с цветной капустой прольется, то .на любимом уроке географии любимая учительница «три» поставит, то любимый друг Пустель Пупкин с ним поругается. А то как-то сидел Дрюпа на стуле в своей комнате, просто сидел — и свалился на пол. Да больно так! Аж искры из глаз посыпались! Открыл Дрюпа глаза и вдруг голосок чей-то услышал:
— И не надоело тебе, Дрюпон, так жить?
— Ты кто? — испугался Дрюпа.
— Я — твоя шишка, — пропищал голосок.
Подскочил Дрюпа к зеркалу: синяк под глазом, царапина на шее и такой огромный «шишак» на затылке, что действительно глазками подмигивает.
— Тебе надо измениться, Дрюпыч!
— Да я уж изменился, куда больше! Увидишь в темноте —
испугаешься, — вздохнул Дрюпа.
— Нет, Дрюпа, не так. Тебе нужно почаще выполнять уро
ки жизни.
— Да у меня и так жизни нет от школьных уроков!
— Слушай меня, Дрюпкин. Слушай и благодари. Тебе нуж
но учиться у неприятных, трудных ситуаций. Тогда сразу по
умнеешь, а иначе скоро из Дрюпы тебя переименуют в Боль
шого Шишака.