Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!
Тест цветок
Я.Л. Обухов[1]
Так называемый тест цветок предлагается, как правило, после сбора глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы. Удивительно, но почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.
5 целей теста цветок
· Тест: может ли человек работать с образами[2].
· Учебная цель: показать пациенту, что от него требуется, научить работать с образами (поэтому после представления образа пациента следует обязательно похвалить, поддержать, положительно подкрепить); как показывает практика, от занятия к занятию образы становятся все более яркими и глубокими.
· Диагностическая цель: на основании представленного образа психотерапевт получает первую диагностическую информацию, позволяющую выдвинуть диагностические гипотезы.
· Благодаря представлению образа пациент получает ресурсную подпитку, удовлетворяются архаические потребности.
· В некоторых случаях в образе возможна психо-эмоциональная коррекция: если цветок заведает, его можно полить; если обнажены корни, их можно присыпать землей; если поникла головка, над ней можно подержать руки.
В целом образ задается пациенту при помощи следующей инструкции.
Представьте себе какой-нибудь цветок...
Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует ваше воображение…
Или любой другой образ… Все, что вы представите - это хорошо. Мы можем работать с любым образом…
Если вам что-то представиться, то расскажите, что вам представляется…
Что сейчас?..
Попробуйте дотронуться до стебля цветка. – Какой он на ощупь?.. Какой толщины стебель?.. Насколько он упругий?.. Проведите по стеблю рукой…
Потрогайте листья… Какие они на ощупь?.. Попробуйте дотронуться до верхней и нижней части листа… Сравните свои ощущения…
Какая чашечка у цветка?.. Дотроньтесь до нее… Какие лепестки?.. Какого они цвета?..
Попробуйте дотронуться кончиком пальца до самой середины цветка… Что вы чувствуете?..
Загляните в самую середину цветка… Как она выглядит?.. Что там?..
Как вы ощущаете запах цветка?.. Что вы чувствуете?..
А теперь проследите вниз по стеблю цветка… Где находится цветок?..
Что вы ощущаете, когда смотрите на цветок?.. Какие чувства он у вас вызывает?..
Что находится вокруг цветка?.. Что его окружает?..
Какая сейчас погода?.. Какое небо?.. Какая температура воздуха?..
Какое сейчас время года?.. Какой месяц?..
Сколько сейчас времени?.. Который час?.. Что это скорее: утро, день или вечер?..
Как вы себя чувствуете?.. Какое у вас настроение?..
Сколько вам сейчас в образе лет?.. В каком возрасте вы себя представляете?.. Какому возрасту соответствует ваше настроение?.. Что это скорее: детство, юность или зрелые годы?..
Как вы одеты?.. Что у вас на ногах?.. Попробуйте пошевелить пальцами ног... Как вы ощущаете обувь на ногах?.. Подышите животом... Как вы ощущаете одежду в области живота и талии?.. Пошевелите плечами... Как вы ощущаете одежду в области плеч?.. Как вы ощущаете одежду в области груди?..
Что бы вам хотелось?.. Сделайте это, пожалуйста!
А теперь запомните все, что вам представляется, и попрощайтесь с образом… Запомните все свои ощущения, чувства, все краски, запахи и звуки… Запомните ваш цветок так, как вам хотелось бы его нарисовать…
Когда будете готовы, то попрощайтесь с образом… Посильнее потянитесь…
И медленно открывайте глаза…
Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описывать, также, постоянно эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Пациента следует попросить, попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.
Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть розу, гвоздику, тюльпан, ромашку, мак, ландыш, хризантему, подсолнух. Лишь в редких случаях проблемы проявляются в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или необычный образ. Признаком нарушения могут считаться случаи, когда возникает черная роза, цветок из стали или бетона, а также если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.
Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности может характеризовать нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской, например, «цветик-семицветик», цветы из пластмассы или с дополнительными неестественными украшениями.
Символическое значение цветов в культуре и языке
РОЗА – в современной культуре имеет почти исключительно сексуально-эротическое значение, в то время как в Древнем мире розы также приносили на кладбище:
красная роза – символ эротизма;
розовая роза – инфантилизм, желание вернуться во внутриутробное состояние;
оранжевая роза – сила личности, стремление к доминированию, экспансивность;
белая роза – чистота, целомудрие, платонические отношения, идеализация;
желтая роза – с одной стороны, активная жизненная позиция, экстравертированность,
с другой стороны, ревность;
темно-вишневая роза – стремление к самоутверждению и власти.
МАК – застой, стагнация, забытье, уход от реальности в мир иллюзий.
РОМАШКА – сомнение.
ТЮЛЬПАН (“коробочка”) – анальные фиксации.
ГВОЗДИКА – уважение к памяти, поклонение героям, авторитетам.
НЕЗАБУДКА (синий цвет) – верность.
ГЕРБЕРА – демонстративность, привлечение к себе внимание, истерический радикал.
КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК – шизоидная структура личности.
МАЛЕНЬКИЕ НЕВЗРАЧНЫЕ ЦВЕТЫ – депрессивная структура личности.
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК», пластмассовые, искусственные цветы – истерическая структура личности.
«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» - эдипальные фиксации.
Символическое значение отдельных частей цветка
ГОЛОВКА ЦВЕТКА – разум, интеллект, чувственность.
ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная (витальная) сила.
СТЕБЕЛЬ – фаллический символ (прямой, твердый и толстый стебель); стержень личности, ось, опора; отражает преобладание архетипа АНИМЫ (гибкий и мягкий стебель) или АНИМУСА (прямой и твердый стебель):
АНИМА | АНИМУС |
КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; их отсутствие – игнорирование опасности; избыточное количество шипов – утрирование опасности.
КОРНИ – склонность к саморефлексии, копание в себе.
ТЫЧИНКИ и ПЕСТИК – сексуальная зрелость.
Своеобразная, форма нарушений проявляется в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько: одновременно (например, поле цветов, цветущий куст, букет цветов) или последовательно, когда цветы сменяют друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из них остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из них. Если и после этого не удается остановиться на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем-то сосредоточиться. В экстремальном случае это может быть проявлением так называемого полевого поведения, когда каждый следующий сильный раздражитель переключает на себя предыдущую деятельность. Некоторые люди так смотрят телевизор, постоянно переключая с одного канала на другой, и не могут в результате целиком посмотреть ни одну программу.
Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, «зависшим» на каком-то неопределенном фоне.[3]
Отсутствие «почвы под ногами» может говорить, в негативном плане, о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни. В позитивном плане, это большая гибкость, подвижность и свобода в принятии решений. Соответственно, если цветок растет на земле посреди какого-то ландшафта, то, в негативном плане, это может означать ригидность и консервативность, а в позитивном – большую основательность и стабильность.
Промежуточный вариант представляет собой случай, когда цветок растет в горшке. Это может соответствовать некоторой нише, которую нашел для себя человек и в которой он чувствует себя комфортно, но которую не желает покидать. Иногда человек представляет цветок как бы зависшим в пространстве. Это может соответствовать оторванности от корней, родителей или Родины. Если в образе человек держит цветок в руке, это может означать, что и в жизни он привык сам «держать себя в руках», опираться только на себя.
Цветок может расти и в воде, уходя корнями в дно водоема или плавая на поверхности. Вода считается символом бессознательного. Известно, что когда пациент начинает проходить курс психоанализа, т. е. как бы «бередить» и «поднимать» свое бессознательное, то ему часто снятся сны, что начинается наводнение, море выходит из берегов или происходит потом в доме. Земля считается одним из важнейших материнских символов. Известно выражение: мать – сыра земля! Если цветок находится в воде, уходя корнями в дно, то это может говорить, что связь с матерью вытесняется в область бессознательного и человек ее не осознает. Если это плавающий на поверхности воды цветок, то внутренняя связь с матерью еще более разорвана и вытесняется в область бессознательного.
Далее желательно спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. (Символическое значение этих критериев подробно разбирается в разделе Представление образа.)
После окончания представления «цветка» рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: «У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение» - или - «У Вас живая фантазия. Это можно было бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву». Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его «хорошей предрасположенности к представлениям» и возможности развития и тренировки врожденной способности к воображению. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии.
«….А запахи вели его своей дорогой, через растения, в землю.
Лилия открылась ему как чистая мысль, не затронутая желанием, как вечная жизнь, как молоко женской груди, питающее во сне, как ослинный член, как одеяние, недоступное мужчине, но как покрывало, доступное молодости.
Белая роза запахла Фракией, Евой до грехопадения, потом Магомета, человеческой душой и кровью Венеры, свободной от низменной похоти, а когда эта кровь окрасила её в
красный цвет, роза запахла страстью, Евой после грехопадения, проклятьем дьявола и Божьим благословением, и в этот момент роза с пятью листьями хлестнула его жизненной силой, принадлежащей богу войны.
Кипарис зашелестел, как святое дерево богини любви, почувствовалось присутствие рая и Святой горы, огня, скипетра Зевса и стрелы Амура, благоухающего пламени с корнями из серебра, золота и тука.
Пшеница пахла телом Христа, Матерью-землёй, плодом граната и подземельем, а эхо её отдавало солью и вином.
Пальма несла победу над смертью и силу движения,
подсолнухи глядели не на солнце, а на него…»
Милорад Павич
«Последняя любовь в Константинополе. Пособие по гаданию»
Пер. с серб. Л. Савельевой. – СПб.: Азбука 1999, с. 34 – 35
[1] Обухов Яков Леонидович – психолог, к.п.н., психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU от 22.02.2002), доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), вице-президент Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС),член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), член Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP), ученик создателя метода символдрамы проф. Х. Лёйнера.
[2] Немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн, основоположник символдрамы детей и подростков, считает, что символдрама лучше всего работает с людьми с депрессивной и истерической структурой личности, а также с теми, у кого в детстве был позитивный опыт, когда мама укладывала их в постель (в некотором роде в символдраме повторяется этот опыт).
[3] При этом вопрос психоетерапевта должен быть задан в открытой форме - не «где стоит» или «где растет цветок?», что уже предполагает некоторое внушение, а «где находится цветок?»