Бережливая жена-бережливый муж
Занимательная творческая игра, в которой большое значение придается разнообразным гипотезам - 45 минут -
1. Начните игру с короткого объяснения: «Зачастую людям, легко справляющимся с проблемами, нравится придумывать множество теорий, объясняющих действительность. Например, анализируя поведение человека, они не ограничиваются только одним возможным мотивом, который мог бы объяснить те или иные поступки».
2. Участники разбиваются на подгруппы по четыре человека. Каждой команде выдается фломастер и пластиковая доска.
3. Сообщите участникам задание: «Одна бережливая женщина с большим состоянием однажды изменила своим привычкам и растратила много денег. Сколько причин вы можете найти для такого поведения? Запишите все идеи, которые появятся у вас в течение четверти часа».
4. Если участники захотят, вдобавок к бережливой жене они могут придумать еще и бережливого мужа.
5. Через четверть часа подгруппы собираются вместе и приносят с собой список идей.
6. Кратко оцените работу команд, предложив игрокам ответить на следующие вопросы:
■ Каким было настроение в подгруппе?
• Что способствовало появлению новых идей?
• Что препятствовало этому процессу?
• Какая команда выдвинула максимальное количество идей?
• Какие идеи оказались особенно плодотворными?
• Какой вы человек — бережливый или, скорее, расточительный?
• Почему проблемы, связанные с деньгами, почти всегда интересны людям?
Переправа
Эта древняя игра, известная еще римским легионерам, очаровывает всех
- 30 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Проведите на полу мелом или с помощью клейкой ленты две линии на расстоянии 10 м друг от друга.
1. Объявите участникам, что данная игра является проверкой их умения сотрудничать друг с другом и в ней нужно найти решение одной «древней» проблемы.
2. Попросите участников разбиться на подгруппы по семь человек.
3. Задание состоит в следующем: команда из семи участников должна преодолеть дистанцию в 10 м. При этом только четыре части тела всех семи участников могут одновременно касаться пола.
4. Во время выполнения задания должны строго соблюдаться следующие правила:
• к началу соревнования все игроки должны стоять за стартовой чертой, а в конце — за финишной;
• нельзя применять никаких вспомогательных средств;
• во время перехода все семь участников должны так или иначе держаться друг за друга;
• переход можно начинать после того, как команда составит план действий;
• необходимо принимать во внимание безопасность всех участников.
5. Особо подчеркните, что команда должна сделать все возможное, чтобы во время перехода никто не упал и не поранился.
6. Когда все команды осуществили переход, обсудите игру: насколько она была интересной, сложной и т. п.
Замечания |
В этой игре не надо устраивать соревнования между командами, так что нужно дать каждой подгруппе столько времени на подготовку, сколько ей потребуется. Если участники не ограничены во времени, игра доставляет больше удовольствия и приводит к осознанию того, что такое настоящая команда. Часто первоначально выбранная стратегия оказывается не самой правильной. Но команды все же хватаются за первое решение, чтобы осталось больше времени на сам переход.
Сочиняем вместе
Занимательная игра, в которой все зависит от фантазии игроков и ихумения сотрудничать - 20 минут -
1. Участники становятся в круг. Если в группе больше шестнадцати человек, лучше разбить ее на подгруппы.
2. Задание состоит в том, чтобы вместе придумать некую инструкцию. Один за другим участники произносят по одному слову, пока инструкция не будет закончена. Конец каждой фразы игроки отмечают понижением голоса.
3. Тема инструкции может относиться к области межличностных отношений и содержать юмористический оттенок, например:
• как сделать, чтобы тебя не полюбили в группе;
• как рассердить своего шефа;
• как восстановить против себя партнера;
• как сделать из своих детей маленьких разбойников.
С другой стороны, игроки с удовольствием работают, если сформулированная тема актуальна для многих и заставляет задуматься. Это могут быть следующие темы:
• что можно сделать, чтобы «спасти» свой брак;
• как сделать так, чтобы в тебя влюбились;
• как держать себя в хорошей форме.
Еще проще составить инструкцию для следующих процедур:
■ как почистить зубы;
■ как съесть омара;
• как почувствовать вкус старого вина.
4. Члены команд должны договориться о том, в каком направлении — по часовой стрелке или против нее — они будут передавать друг другу слово. Доброволец начинает игру, его сосед присоединяет следующее слово.
Проследите за тем, чтобы каждый новый игрок называл лишь одно слово. Совместное творчество удается лучше всего, когда никто не строит больших планов, а ориентируется на то, что уже было сказано до него, и лишь добавляет новый элемент в мозаику...
Замечания |
В любом случае играйте вместе с группой!
Что ты делаешь?
Это упражнение учит мыслить быстро и нетривиально - 1 5 минут -
1. Поговорите с группой о том, что каше тело и наш образ мыслей связаны воедино. Если мы проголодались, то едим, если видим красный свет светофора — тормозим. Но есть ситуации, в которых эта связь разрывается: мы приходим в ярость — но не вступаем в драку; устали, но продолжаем работать; испуганы, но доставляем трясущийся автомобиль на безопасную стоянку. Данное задание учит отменять автоматический (привычный) образ действий. Это расширяет нашу свободу действий (в разумных пределах).
2. Участники становятся в круг. Попросите двух участников выйти в середину круга и договориться, кто из них будет игроком № 1, а кто — игроком № 2.
3. Первый игрок демонстрирует какое-то повседневное действие, например пьет кофе. Тогда второй игрок спрашивает: «Что ты делаешь?» Игрок № 1 произносит заведомо абсурдную фразу. Например, говорит: «Я мою свой автомобиль». Услышав это, игрок № 2 «также» начинает мыть машину (выполняет соответствующие действия). Первый игрок берет инициативу в свои руки и спрашивает: «Что ты делаешь?» Игрок № 2 со спокойной душой продолжает «мыть автомобиль», но, отвечая на вопрос, называет совсем другое занятие: «Я читаю книгу». Действие развивается дальше в том же духе. Обычно игроки без труда придумывают подобные алогичные ответы на вопрос «Что ты делаешь?».
Замечания |
Конечно же, отрицая вполне очевидные факты, мы можем чувствовать легкое внутреннее сопротивление. Но именно поэтому игра дает результат. Отвечать надо как можно быстрее и без колебаний. Игрок, который промедлил более 3 секунд, запинается, лепечет что-то невнятное, повторяет сказанное ранее или — о ужас! — говорит правду. В таком случае он меняется местами с новым претендентом.
(" Варианты ^
Ход игры можно изменить следующим образом. Каждый участник, находящийся в центре круга, может в какой-то момент выкрикнуть: «Петя (имярек), выходи!» После этого он занимает место смещенного игрока. Участник, вставший в середину круга, становится игроком № 1 и начинает новый раунд.
Подарок Микеланджело
Настоящий художник работает молча - 20 минут -
1. Объясните группе, что в этой игре важна хорошая работа в команде.
2. Участники разбиваются на группы по три человека. Каждая тройка образует мастерскую скульптора. Игроки решают, кто станет моделью, кто скульптором, а кто — «глиной» для скульптуры.
3. Скульптор и «глина» становятся друг против друга, а за «глиной» встает модель. Таким образом, игрок, из которого будут «лепить» модель, не видит ее.
4. Модель придает своему телу какое-то необычное положение, которое нужно удерживать в течение нескольких минут. Чем экстравагантнее поза модели, тем большее напряжение требуется от скульптора.
5. Скульптор должен, не говоря ни слова и не касаясь «глины», «вылепить» из нее подобие модели. Можно использовать только жесты. «Глине» разрешено менять свое положение, когда получен соответствующий сигнал от скульптора. Последний ни в коем случае не должен прямо показывать позу модели. Такие правила придают игре изысканность и действенность, стимулируют более тесное сотрудничество и невербальный диалог между игроками.
6. Когда скульптор останется доволен своей работой, он может попросить модель и «глину», не изменяя позы, повернуться друг к другу.
7. Если времени достаточно, упражнение можно повторить еще два раза, чтобы в результате каждый попробовал себя во всех трех ролях.
8. В заключение предложите командам следующие вопросы:
• Насколько отчетливы, понятны были сигналы скульптора?
• Насколько послушно откликалась «глина» на сигналы скульптора?
• Каким было настроение в команде?
• Получили ли вы удовольствие от игры?
• Удалось ли скульптору создать точную копию модели?