Творительный подъем»: твор — осущ.
Эта формула хороша, когда надо смягчить неожиданность свежей идеи:
— (внезапно) А вот я сейчас тебя поцелую, Сусанна! (твор) А то наша дружба уже вошла в привычку. (осущ)
— (при встрече) Ты представляешь, Мардарий, я начал новую жизнь! (твор) Теперь каждое утро умываюсь, чищу зубы и делаю гимнастику! (осущ)
— (меняя тему) Да, и еще вот что: не удивляйся, но я на тебя обиделась. (твор) И так бывает каждый раз, когда ты мне грубишь, Горгоний. (осущ)
Осуществительный подъем»: осущ — раст.
Эта формула хороша для начальника, предъявляющего подчиненным программу действий:
— Итак, мы договорились: отныне работаем без халтуры. (осущ) Претензии не принимаются — за работу, господа! (встает из-за стола, показывая, что совещание закончено) (раст)
— Что ж! Наша фирма «Киса-мурыса» привыкла к трудностям. (осущ) Не волнуйтесь, сегодня к вечеру мы решим вашу проблему. (раст)
— Сегодня я как обычно пошел с утра в зоопарк. (осущ) Но, увы, до него не добрался. (раст)
Растворительный спуск»: раст — осущ.
Эта формула удобна, если нужно теоретически или этически обосновать текущую мысль, вывод, указание и т. д.:
— Предназначение человека — трудиться. (раст) Вот я и тружусь каждый день, от рассвета до заката, и тебе, Селиверст, советую. (осущ)
— Это неправильно, Маркел, поскольку аморально. (раст) Продолжи воспитание своих детей, пока они еще малы. (осущ)
Осуществительный спуск»: осущ — твор.
Эта формула хороша в случае, когда нужно оттенить новизну своей идеи или ее должным образом подготовить:
— Я всегда тебя слушаюсь, мама. (осущ) (с надеждой) А сегодня можно мне залезть вон на то дерево — оно же совсем низкое! (твор)
— (серьезно) Я вижу, ты занят и недоступен, как всегда, Савватий. (осущ) (пауза) (с надеждой) А может, раскроешь объятия, а? (твор)
— (по телефону) Я пью чай с орехами и медом. (осущ) (воодушевившись) И, представляешь, — мне свежий липовый вчера привезли! (твор)
Упражнение 12. Придумайте ситуации, в которых удобно пользоваться диалектическими формулами «подъем» и «спуск», и проиллюстрируйте их примерами.
Упражнение 13. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения: а) по формуле «осуществительный подъем» и б) осуществительный спуск». Какая из этих формул покажется вам более приемлемой и удобной в данной ситуации? А может быть, уместнее окажется иная диалектическая формула? Какая именно?
1. Воспитание куклы, не в меру капризной и раздражительной.
2. Утешение домашнего кота, ушибшегося при падении с люстры.
3. Усмирение дочери, требующей невозможного.
4. Вручение подарка сыну по случаю его 10-летия.
5. Признание в любви популярному рок-певцу Ананию.
Ответ.
1а) — Ты капризничаешь и льешь слезы каждый день, Машенька. (осущ) Прими жизнь такой, какая она есть. (раст)
1б) — Ты опять льешь слезы попусту, Машенька. (осущ) (воодушевленно) А хочешь, я тебя сегодня постригу?! (твор)
2а) — Тоша, тебе больно! (осущ) Скоро пройдет, скоро. (раст)
2б) — Ну как всегда: прыгаешь высоко, падаешь потом. (гладит животное) (осущ) А, может, хочешь сметанки?! (твор)
3а) — Оксаночка, тебе пока рано красить лицо. (осущ) Девочки должны быть скромными и послушными. (раст)
3б) — Оксана, сейчас тебе пора заняться уроками. (осущ) Вот влюбишься по уши — тогда и красься. (твор)
4а) — Мисаил, ты теперь у нас большой, так что приноси пользу семье. (осущ) Лучший подарок — это полезный подарок! (раст).
4б) — Мисаил, как всегда 11 апреля, поздравляю с днем рождения! (осущ) Ни за что не угадаешь, что я тебе подарил — дрель! (твор)
5а) — Ананий, я всегда хожу на ваши концерты. (осущ) Вы — гений! (раст)
5б) — Ананий, вы всегда поете просто потрясающе! (осущ) Ах! (внезапно бросается на шею и целует) (твор)
Упражнение 14. Возможности использования формул «подъем» и «спуск» иллюстрирует следующая сценка. Прочитайте ее и определите использованные героями диалектические формулы. Отметьте диалектически-гладкие и диалектически-ломаные трансляции