Опыт применения процедуры в конкретной организации
В качестве иллюстрации к описанной процедуре используется материал, полученный в производственной компании, выступившей клиентом консультативного процесса в 1999 году.
Работа оргконсультанта на первом этапе заключалась, во-первых, в сборе необходимого материала для последующего анализа, а во-вторых, в формировании рабочей группы из управленцев высшего звена и вовлечения ее в консультативный процесс, для чего и применялась данная процедура Результатом ее стало «проблемное поле» представленное ниже на Схеме 1. Далее, после Схемы 1, идет раскрытие проблемных узлов и их анализ
Кадры
Информация
Структур»
Бухгалтерия и финучет
Схема 1 Проблемное поле производственной компании (пример)
Раскрытие проблемных узлов (в терминологии участников группы): . Кадры (тупик 1)
1. Не все кадры достаточно квалифицированы.
2. Малоквалифицированные рабочие.
3. Не решен (неудовлетворительно решен) кадровый вопрос по
рабочему звену.
4. Личное положение ответственных работников в рабочей системе.
. Средства производства («проводящий» узел)
4. Плохая техническая оснащенность.
5. Нехватка производственных площадей
6. Плохое складирование готовой продукции.
7. Нет места для заготовок под продукцию.
8. Отсутствие оборудования для массового производства.
9. Проблема ускоренного внедрения новых изделий (отсутст-
вие оборудования).
. Стратегия (источник 1) 1 <
1. Проблема дополнительного финансирования ускоренного
развития («к» означает, что данная проблема в рабочей группе «юспируется» несколько раз).
2. Отсутствие «лица» фирмы.
3. Слишком сильная зависимость от одной продукции (к).
4. Общие цели не сформулированы.
5. Отсутствие планов (в том числе - на ближайшие дни).
6. Нет четкого понимания целей развития и работы на перспективу.
V. Структура (источник 2)
1. Проблема согласованного руководства фирмой.
2. Нет структуры организации.
3. Не решен (неудовлетворительно решен) кадровый вопрос по рабочему звену (к).
4. Нет занятости по своим обязанностям.
5. Отсутствие команды (на производстве).
6. Разброс организации (к).
7 Нет четкой структуры производства.
8 Неорганизованность - не все занимаются своим делом.
V. Сбыт и снабжение (тупик 2)
1. Слишком сильная зависимость от одной продукции.
2. Проблема сбыта и снабжения.
3. Отсутствие учета (к).
4. Нет сбора информации (к).
5. Задержка оплаты товара при сбыте.
6. Нет широкой сети сбыта.
V. Бухгалтерия и финансовыйучет (тупик 2)
1. Отсутствие учета.
2. Незнание финансового положения предприятия.
3. Оплата труда по результатам работы.
4. Проблема дополнительного финансирования ускоренного развития.
V. Информация (источник2)
1 Нет сбора, переработки и обмена информацией.
2 Нет «обратной связи».
3. Отсутствие планов (в том числе на ближайшие дни) (к).
Далее в Таблицах 3.1 и 3.2 приводятся названия проблемных узлов и их тип в соответствии с предложенными выше критериями их определения (по распределению потоков - эмпирический критерий и по соотношениям распределяемых потоков «R» - математический критерий).
Пользуясь Схемой 1 и Таблицами 3.1 и 3.2 как основными исходными данными, можно сделать следующие обобщения н выводы.
1 Наиболее серьезным проблемным узлом оказалась группа проблем, объединенных названием «Стратегия» ().Этот узел является и самым мощным источником проблем (Источник 1, R=0,01)
Интересно то, что он зависим только от двух узлов, один из которых («Акционеры») находится «за» пределами поля влияния. Кроме того, к этой группе проблем относится только одна (!) из семи наиболее острых из них в фирме. Это говорит, во-первых, о том, что про-. блемы в данном узле разнообразны и охватывают различные аспекты данной «темы», а во-вторых, четко дифференцированы друг от друга. Таким образом, данная группа оказалась самой «влиятельной» - она воздействует на 4 других проблемных узла.
Таблица 3.1. Типы проблемных узлов и распределение потоков по эмпирическим критериям (к Схеме 1).
№ | Название узла | Мощ насть | Потоки | | Потоки 1 | Потоки} | Тип ума | |||||
+ | — | + | — | + | — | ||||||
Кадры | 12,5 | 0,0 | тупик 1 | ||||||||
Средства производства | 4,5 | 6,0 | ПУ | ||||||||
Ш | Стратегия | 1,0 | 6,0 | источник 1 | |||||||
V | Структура | 1,5 | 8,0 | источник 2 | |||||||
V | Сбыт и снабжение | 6,0 | 6,0 | тупик2 | |||||||
V | Бухгалтерия и финучет | 4,5 | 4,0 | тупик 2 | |||||||
V | Информация | 3,0 | 3,0 | источник 2 | |||||||
Таблица 3.2. Типы проблемных узлов и математические критерии распределения потоков (к Схеме 1). | |||||||||||
№ | Название улла | R* | R | Tm узла | |||||||
Кадры | » | » | тупик 1 | ||||||||
Средства производства | 1,5 | 0,75 | 1,08 | 1,22 | ПУ | ||||||
Стратегия | 0,25 | 0,17 | ОДЗ | 0,01 | источник 1 | ||||||
V | Структура | 0,19 | 0,75 | 0,14 | источник 2 | ||||||
V | Сбыт и снабжение | 1,5 | 1,08 | 1,62 | тупик 2 | ||||||
V | Бухгалтерия и финучет | 1,13 | 1,5 | 1,69 | тупик2 | ||||||
VH | Информация | 0,33 | 0,67 | 0,22 | источник 2 | ||||||
2. Вторым по значимости источником (Источник 2, R=0,14) проблем явилась группа под названием «Структура» (V). Она обладает самой большой мощностью - 8 локальных проблем. Но в связи с тем, что на данный узел влияет также мощный узел «Стратегия», «Структура» оказывается более зависимой; проблемы, выделенные здесь, в некоторой степени зависят от проблем узла «Стратегия». Но в «Структуре» находится больше всего острых проблем- 3. Это показывает, что в системе взаимоотношений проблемных узлов данный узел - самый напряженный, а его проблемы больше всего волнуют членов «управленческой команды».
3. Узел «Средства производства» (П) оказался «проводящим» (ПУ, R= 1,22), то есть он не является ни источником проблем, ни тупиком, а «как бы» передает проблемы другим узлам, ((проводит» их. Он оказался, наряду с узлом «Сбыт и снабжение» (V), самым динамичным' соотношение входящих и выходящих потоков приблизительно равно как по количеству, так и по мощности Здесь находится одна из двух самых острых проблем
4. Узел «Кадры» () является самым зависимым, его проблемы порождены другими узлами. Иными словами, он есть Тупик 1 (R=M). Но в нем также находится одна из двух самых острых проблем
Можно отметить два направления движения проблем с одним мощным их источником («Стратегия») и одним общим тупиком («Кадры»).
Первое направление: Стратегия => Структура => Кадры.
Второе направление: Стратегия => Средства производства => Кадры
Эти два направления можно назвать, исходя из топографии Схемы 1, левым «крылом». В этом левом «крыле» находятся все са мые острые проблемы на период анализа, поэтому оно является самым проблемно насыщенным и. важным в жизнедеятельности организации, оказывающим на ее развитие самое большое влияние
В правом «крыле» Схемы 1, куда входят такие проблемные узлы как «Информация», «Бухгалтерия и финансовый учет», «Сбыт и снабжение», видимая напряженность проблем, их острота на момент анализа мала по сравнению с левым «крылом» Это не значит, что проблемы не важны, в этом отражается лишь тот факт, что степень их осознания и понимания, а также владение самой ситуацией в данном направлении, вероятнее всего, меньше, чем в левом «крыле»
5. Проблемные узлы «Сбыт и снабжение» и «Бухгалтерия и финансовый учет» являются тупиками, но слабыми (Тупик 2, R=l,62 и R=l,69 соответственно): они сами в какой-то степени воздействуют на те узлы, с которыми связаны. Но их влияние крайне незначительно, они в большей степени зависимы от других узлов.
6. Проблемный узел «Информация» является самым слабым источником (Источником 2, R=0,22) и по мощности (только 3 проблемы), н по сравнению с первым источником. Можно сказать, что он оказывает незначительное влияние на другие узлы, а источни-
ком возможных проблем его делает то, что на него ничто не влияет, кроме узла «Сбыт и снабжение», но который достаточно слаб.
Заключение
Создание надежных методических средств исследования (анализа), как уже упоминалось выше, - одна из важнейших задач науки вообще и психологии, в частности. Пользователем разработанной методики или процедуры становится любой психолог, поставленный перед реальной проблемой, которую нужно не только всесторонне изучить, но и эффективно решить. Целью данной статьи и было дать апробированный инструмент для анализа неопределенных ситуаций.
Данную методическую процедуру, по нашему мнению, можно широко использовать не только в практике оргконсультирования, но и в тех групповых мероприятиях, где актуальна задача выявления и структурирования проблем участников группы. Например, в групповых фасилитационных процедурах, применяемых, как правило, в ситуациях конфликта и направленных на его понимание и разрешение, бывает очень важно прояснить общую для группы проблему. В данных случаях предложенный подход может оказаться весьма эффективным, так как, во-первых, снимает напряженность в группе благодаря анонимности высказываний о проблемах. Во-вторых, он позволяет обменяться впечатлениями и личными взглядами участников на общую проблемную ситуацию в атмосфере переживаний негативных эмоций, которая обычно сопровождает конфликт. И, наконец, в-третьих, полученные результаты, в виде понимания и интерпретации проблем являются порождением и достоянием данной группы, и достигнуты они без каких-либо влияний со стороны ведущего.
Таким образом, ценность данной процедуры очевидна. Она зарекомендовала себя весьма эффективно особенно в ситуациях, где невозможно выявить проблемы другими социально-психологическими и социологическими методиками, а также в ситуаци- . ях, где изначально возможно сильное групповое сопротивление | против традиционного тестирования, или когда неясны социаль- , ные установки потенциальных участников на процесс воздействия оргконсультанта. |
Особой полезностью этого подхода является то, что его использование позволяет создать на начальном этапе консультатив-268 %
ной работы крайне необходимый положительный психологический микроклимат, в котором только и возможны конструктивные процессы, помогающие решить заявленные проблемы коллективного клиента - организации или ее подразделений.
Литература
/. Багрецов СЛ, Львов В.М., Наумов В.В., Оганян К.М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб., 1999.
2. Белановский СЛ. Метод фокус-группы. М., 1996.
3. Берус К. Теория графов и ее применение. М., 1962.
4 Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М., 996
5. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе /Отв. ред. А.ЛЖуравлев. М., 1996.
6. Дружинин В.Н. Структура и логика психологическою исследования М.,1993.
7. Дудченко B.C. Инновационная игра какметод исследования и развития организации/Нововведение в организациях. М, 1983. С. 49-75.
8. Ефимов ЕМ., Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М, 1980.
9. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М., 1995.
10. Котляревский Ю.Л., Шанцер А.С. Искусство моделирования и природа игры. М, 1992.
П. КэмпбеляД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.
12. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, B.C. Агеева. М., 1984.
13. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп /Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., 1995.
14. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1993.
15. Оре О. Графы и их применение. М., 1965.
16. Пайнс Э., Маслач К Практикум по социальной психологии. СПб., 2000
17. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М., 1983.
18. Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В.А. Ядова. М., 1977.
19. Хруцкий ЕЯ., Организация проведения деловых игр. М., 1991.
20. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. А/., 1983.
21. Ядов ВА. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
Факторы предпочтения руководителем различных форм власти в организации
Л.Ю. Левкович
Введение
Постановка проблемы. Управление представляет собой такую деятельность, при которой один человек реально влияет на поведение других членов коллектива через механизм власти, обеспечивая движение всего коллектива к поставленной цели. Власть руководителя является средством реализации им управленческой деятельности, которая представляет собой выполнение различных управленческих функций - планирования, организации, контроля, регулирования и др. Обеспечение эффективного влияния на подчиненных - основа успешного руководства.
В отечественной психологии проблеме власти в организации не уделялось достаточного внимания. Отсутствуют исследования, проведенные на российской выборке. Однако такие данные могли бы иметь важное практическое значение и могли бы быть использованы в ходе организационного консультирования. Поэтому важным представляется анализ факторов, с которыми могут быть связаны предпочтения руководителем тех или иных форм власти, В качестве таких факторов целесообразно рассмотреть личностные особенности руководителя и различные характеристики управленческой ситуации.
В данной работе сделана попытка рассмотреть власть руководителя как средство реализации им управленческой деятельности, а также проанализировать связь предпочтений руководителем раз-яичных форм власти с личностными и ситуационными факторами.
Цель исследования - определить, существуют ли индивидуальные различия в предпочтениях руководителями различных форм власти, а также проследить связь этих предпочтений с особенностями управленческих ситуаций. Достижение этой цели предполагало выявление конкретных факторов, оказывающих влияние на предпочтение руководителем различных форм власти в организации.
В качестве факторов были рассмотрены следующие особенности личности руководителя:
* Интернальность-экстернальность
* Личностная тревожность
* Социальная активность
Под ситуационными факторами подразумевались следующие характеристики управленческих ситуаций:
* Объективные характеристики ситуаций, осложняющие работу руководителя: лимит времени, препятствующий эффективному выполнению работы; дефицит информации, необходимой руководителю для формирования целостной картины ситуации и решения проблемы; высокая степень личной ответственности руководителя за выполнение порученной ему и его подразделению работы;
* Особенности межличностных отношений руководителя и подчиненных: взаимодействие руководителя с подчиненным или группой подчиненных, общение с которыми ему неприятно; наличие противодействия распоряжениям руководителя со стороны подчиненных; невысокий уровень авторитета руководителя в их среде,
* Особенности управленческого взаимодействия, характеризующие организационное подразделение как малую группу: уровень конфликтности, сплоченности и работоспособности группы.
Объект исследования - руководители низового звена со стажем работы 1-3 года в одной из крупных российских компаний. Исследование проводилось на случайной выборке из 80 человек (70 мужчин и 10 женщин в возрасте от 22 до 25 лет).
Гипотезы исследования: предпочтения руководителем различных форм власти складываются под влиянием его индивидуально-личностных особенностей. Этими особенностями являются такие качества личности руководителя, как: интернальность-экстернальность, личностная тревожность, склонность к сотрудничеству, общительность, легкость в установлении новых социальных контактов. Эта гипотеза было дополнена следующим предположением: предпочтения руководителем различных форм власти складываются под влиянием особенностей ситуаций управленческой практики.
Помимо основных были сформулированы две производные гипотезы.
1. Существует связь между такими личностными характеристиками руководителя как уровень тревожности и предпочтением им власти, основанной на санкциях, и традиционной власти. В формулировке этой гипотезы учитывались положения отечественных авторов [2, 3, 8], которые отмечают склонность тревожных руководителей к гиперконтролю за действиями своих подчиненных и поддержанию формальной дисциплины и отношений в организации, что и является одной из важных особенностей традиционной власти и власти, основанной на принуждении
2 Общительные, склонные к сотрудничеству, легко устанавливающие новые социальные контакты руководители предпочитают экспертную и харизматическую власть, а также власть, основанную на вознаграждении.
Методики исследования. Программа сбора первичной психологической информации о личностных качествах руководителя и особенностях предпочтений им различных форм власти осу ще- -ствлялась с помощью следующих методик:
1. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК), в которой учитывались показатели по следующим шкалам интернальности: общая (Ио); в области достижений (Ид); в области производственных отношений (Ипр); в области межличностных отношений (Им)
2. Шкала уровня личностной тревожности Ч.Л. Спилбергера и Ю.А. Ханина (Ур. тр., см. табл. 1).
3. Опросник структуры темперамента (ОСТ), разработанный В.М. Русаловым, где учитывались показатели по следующим шкалам: социальная эргичность (СЭР), социальная пластичность (СП), социальная эмоциональная чувствительность (СЭМ).
4. Разработанная нами методика, направленная на выявление связей предпочтений руководителем различных форм власти в организации н ситуационных факторов.
Психологический анализ