Нформационные модели конфликтной ситуации.

Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением, с другой, выступают образы конфликтной ситуации – своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:

- представление участников противоречия о себе, своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.

- представления участников конфликта о противоположной стороне ( о его потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.)

- представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент

- представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя обстоятельствами:

1. именно идеальная картина конфликтов, а не реальность противоречия сама по себе непосредственно определяет конфликтное поведение,

2. существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта зи счет изменения их образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.

Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая или наоборот.

онфликтное поведение.

Оно состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение можно разделить на стратегию и тактику.

Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).

Исход конфликта

Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:

1) полное или частичное подчинение другого;

2) компромисс

3) прерывание конфликтных действий

4) интеграция.

Динамика конфликта

В динамике конфликта, то есть в его реализации как процесса, выделяют следующие основные периоды.

Латентный период (предконфликт)

Сущность этой стадии состоит в возникновении объективного противоречия (проблемы), которое потенциально должно стать предметом соорганизации своей позиции по отношению к ней участников взаимодействия с учетом их мотивов и интересов. Восприятие реальности как проблемной заставляет участников взаимодействия предпринять какие-то действия для разрешения противоречия (не обязательно конфликтные). Однако, в силу наличия препятствия для реализации своих интересов у взаимодействующих субъектов возникает искаженное восприятие проблемной ситуации и действий оппонента, которые воспринимаются уже как непосредственная угроза своим интересам.

Открытый период

После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное.

Открытый период включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Инцидент представляет первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу.

Эскалация – это резкая интенсификация борьбы оппонентов.

Эскалация выражается в следующих признаках:

- вытеснение адекватного восприятия партнера,

- рост эмоционального напряжения,

- переход от аргументов к претензиям и личным выпадам,

- рост иерархического уровня нарушаемых интересов,

- применение насилия,

- потеря первоначального предмета разногласий,

- расширение границ конфликта,

- увеличение числа участников.

Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Однако действия по достижению согласия не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта.

Основные формы завершения конфликта:

разрешение, затухание, урегулирование, устрашение или перерастание в другой конфликт.

Завершение конфликта возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов.

Разрешение может быть следующим:

частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается),

полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

Варианты разрешения конфликта:

1. полное разрешение конфликта на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им недостающих ресурсов.

2. частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях.

3. полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации.

4. частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия путем изменения образов в конфликтной ситуации.

ослеконфликтный период.

Этот период включает два этапа:

- частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. Частичная нормализация характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции в условиях, когда негативные эмоции еще не исчезли.

- полная нормализация наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Функции конфликта

Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. В настоящее время различают деструктивные и конструктивные (продуктивные) конфликты. Это подразделение конфликтов впервые было предложено М.Дойчем.

Определение деструктивного конфликта в значительной степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины его породившей и легче приводит к переходу «на личности», чаще порождает стрессы. Для такого конфликта характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных в него участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта).

Другая черта конфликта – эскалация - означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Разрешение такого типа конфликтов особенно сложно. Компромисс как способ разрешения конфликта здесь реализуется с большими трудностями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождение оптимального решения дискутируемой проблемы.

Конфликт оказывает влияние на самих участников и на их социальное окружение.

Среди конструктивных функций по отношению к основным участникам можно выделить:

1. конфликт устраняет полностью или частично противоречие между оппонентами,

2. позволяет более глубоко оценивать индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте,

3. позволяет ослабить психологическую напряженность участников конфликта,

4. служит источником развития личности, приобретения социального опыта.

К числу деструктивных последствий можно отнести:

1. негативное влияние на психическое состояние участников конфликта, переживание стресса,

2. нарушение межличностных отношений,

3. снижение эффективности деятельности,

4. закрепление в социальном опыте личности и группы насильственных способов решения проблемы.

Конструктивное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:

1. активизация социальной жизни группы,

2. выявление нерешенных проблем в деятельности группы,

3. выявление общественного мнения, коллективного настроения, социальных установок членов группы,

4. может приводит к увеличению сплоченности группы перед лицом возникших трудностей,

5. оптимизирует межличностные отношения.

Негативное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:

1. нарушает систему межличностных взаимосвязей в группе,

2. ослабляет ценностно-ориентационное единство группы,

3. ухудшает качество совместной деятельности.

Наши рекомендации