Бланк заявки на совершение операции
Ф. И. О. | |||
день | банк | операция | балл |
Итого: |
2. Объяснить студентам цели и правила игры.
3. Объявить данные игры: резервную норму, число банков, число дней испытательного срока.
4 Раздать студентам бланки заявок.
5. Написать на доске балансы банков по состоянию на 9:00 первого дня испытательного срока (табл. 6.2).
6. Предложить студентам указать в заявке Ф. И. О., номер выбранного ими банка и номер операции, которую они желают выполнить в этом банке в первый день испытательного срока (первая строчка заявки). Выделить 10 мин. для анализа балансов и оформления заявок. Следить за конфиденциальностью заполнения заявок.
7. Собрать заявки одновременно. Разложить их на три пачки ( Банк 1, Банк 2, Банк 3).
8. Пачку заявок для первого банка разложить на три пачки (Операция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции.
Примечание. Операция 2 невыполнима, если в 10:00 полученных ранее вкладов недостаточно, чтобы удовлетворить заявки на выдачу вкладов в 11:00. В этом случае возникает «конкуренция» вкладчиков и никто из них по условиям игры не получит вклад. Тогда вслед за первой операцией надо сразу приступить к выполнению третьей. Однако и ее можно не выполнить по той же причине. В частности, если заявки на первую операцию («Принять вклад») вовсе не поступили, то более рискованные операции (вторая и третья) определенно нельзя выполнить из-за отсутствия в начале дня избыточных резервов у данного коммерческого банка.
9. Огласить имена студентов, сделавших заявку во второй банк (закрытый). Они допустили ошибку либо при расчете избыточных резервов, либо при их экономической интерпретации. В обоих случаях допущена грубая ошибка.
Примечание. Во втором банке активы (и пассивы) больше, чем в остальных банках (120 против 91 и 54). Надо обратить внимание студентов, что это обстоятельство никак не связано со способностью банка выдавать вклады и ссуды в течение дня.
10. Заявки для третьего банка разложить на три пачки (Операция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции (если это возможно).
Примечание. С точки зрения клиентов, лучшим является третий банк, поскольку его избыточные резервы максимальны. Однако если слишком большое число менеджеров решит рисковать, т. е. потребует в данном банке ссуду (максимальный балл), то между ними возникнет конкуренция и ссуду не получит никто. Аналогичная ситуация может возникнуть, когда большинство менеджеров решат рисковать умеренно и потребуют снять вклад (Операция 2). В связи с этим надо объяснить студентам, что для успеха в финансовых делах надо стремиться принимать нестандартные, небанальные решения, учитывая возможное поведение конкурентов. Здесь хорошо видна роль психологического фактора в банковском бизнесе. Мы говорим, что успех в этой игре на одну треть зависит от знаний теории, на одну треть — от удачи, и на одну треть — от правильного учета психологии конкурентов.
11. Подвести итоги первого дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться: от минус единицы (не полученная ссуда) до трех (полученная ссуда).
12. Произвольно изменить новые балансы коммерческих банков, полученные в результате совершения операций. Например, можно сообщить, что в первый банк сделан вклад в 3 единицы, и т. д.
Примечание. Баланс второго банка в первый день не изменился. Чтобы этот банк «открылся», можно сообщить, что Центральный банк предоставил ему кредит в сумме 5 единиц. Тогда резервы банка увеличатся до 25, а соответствующая статья пассива (К) увеличится до 13. Избыточные резервы банка увеличатся до 25 - 0,2 х 110 = 3. Другой, радикальный, способ «открыть» второй банк — уменьшить резервную норму во всей банковской системе до 10%. Тогда избыточные резервы второго банка увеличатся до
20-0,1x110 = 9.
13. Раздать студентам их старые бланки заявок.
14. Предложить студентам записать в тетради новые балансы банков, учитывая объявленные преподавателем изменения.
15. Повторить игру, исходя из новых балансов и заполнив вторую строку таблицы в бланке заявки.
16. Подвести итоги игры за два дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться от минус двух до шести. Студент (студенты), получивший максимальное число баллов получает постоянную работу в фирме.
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов — 6;
* испытательный срок — 2 дня;
* банков — 3;
* резервная норма — 20%;
* объем операции — 1 единица;
* балансы банков даны в табл. 6.2.
2. Данные, полученные на первом этапе игры (в первый день), представлены в табл. 6.4.
Таблица 6.4