Бланк заявки на совершение операции

Ф. И. О.  
день банк операция балл
     
     
Итого:  

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Объявить данные игры: резервную норму, число банков, число дней испытательного срока.

4 Раздать студентам бланки заявок.

5. Написать на доске балансы банков по состоянию на 9:00 первого дня испытательного срока (табл. 6.2).

6. Предложить студентам указать в заявке Ф. И. О., номер выбранно­го ими банка и номер операции, которую они желают выполнить в этом банке в первый день испытательного срока (первая строчка заявки). Выделить 10 мин. для анализа балансов и оформления за­явок. Следить за конфиденциальностью заполнения заявок.

7. Собрать заявки одновременно. Разложить их на три пачки ( Банк 1, Банк 2, Банк 3).

8. Пачку заявок для первого банка разложить на три пачки (Опера­ция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции.

Примечание. Операция 2 невыполнима, если в 10:00 полученных ранее вкладов недостаточно, чтобы удовлетворить заявки на вы­дачу вкладов в 11:00. В этом случае возникает «конкуренция» вкладчиков и никто из них по условиям игры не получит вклад. Тогда вслед за первой операцией надо сразу приступить к выпол­нению третьей. Однако и ее можно не выполнить по той же при­чине. В частности, если заявки на первую операцию («Принять вклад») вовсе не поступили, то более рискованные операции (вто­рая и третья) определенно нельзя выполнить из-за отсутствия в начале дня избыточных резервов у данного коммерческого банка.

9. Огласить имена студентов, сделавших заявку во второй банк (закрытый). Они допустили ошибку либо при расчете избыточ­ных резервов, либо при их экономической интерпретации. В обо­их случаях допущена грубая ошибка.

Примечание. Во втором банке активы (и пассивы) больше, чем в остальных банках (120 против 91 и 54). Надо обратить внимание студентов, что это обстоятельство никак не связано со способно­стью банка выдавать вклады и ссуды в течение дня.

10. Заявки для третьего банка разложить на три пачки (Операция 1, Операция 2, Операция 3). Выполнить последовательно данные операции (если это возможно).

Примечание. С точки зрения клиентов, лучшим является третий банк, поскольку его избыточные резервы максимальны. Однако если слишком большое число менеджеров решит рисковать, т. е. потребует в данном банке ссуду (максимальный балл), то между ними возникнет конкуренция и ссуду не получит никто. Анало­гичная ситуация может возникнуть, когда большинство менедже­ров решат рисковать умеренно и потребуют снять вклад (Опера­ция 2). В связи с этим надо объяснить студентам, что для успеха в финансовых делах надо стремиться принимать нестандартные, небанальные решения, учитывая возможное поведение конкурен­тов. Здесь хорошо видна роль психологического фактора в бан­ковском бизнесе. Мы говорим, что успех в этой игре на одну треть зависит от знаний теории, на одну треть — от удачи, и на одну треть — от правильного учета психологии конкурентов.

11. Подвести итоги первого дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться: от минус единицы (не полученная ссуда) до трех (полученная ссуда).

12. Произвольно изменить новые балансы коммерческих банков, по­лученные в результате совершения операций. Например, можно сообщить, что в первый банк сделан вклад в 3 единицы, и т. д.

Примечание. Баланс второго банка в первый день не изменился. Чтобы этот банк «открылся», можно сообщить, что Центральный банк предоставил ему кредит в сумме 5 единиц. Тогда резервы банка увеличатся до 25, а соответствующая статья пассива (К) увеличится до 13. Избыточные резервы банка увеличатся до 25 - 0,2 х 110 = 3. Другой, радикальный, способ «открыть» второй банк — уменьшить резервную норму во всей банковской системе до 10%. Тогда избыточные резервы второго банка увеличатся до

20-0,1x110 = 9.

13. Раздать студентам их старые бланки заявок.

14. Предложить студентам записать в тетради новые балансы банков, учитывая объявленные преподавателем изменения.

15. Повторить игру, исходя из новых балансов и заполнив вторую строку таблицы в бланке заявки.

16. Подвести итоги игры за два дня испытаний. Количество баллов у студентов может меняться от минус двух до шести. Студент (сту­денты), получивший максимальное число баллов получает посто­янную работу в фирме.

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 6;

* испытательный срок — 2 дня;

* банков — 3;

* резервная норма — 20%;

* объем операции — 1 единица;

* балансы банков даны в табл. 6.2.

2. Данные, полученные на первом этапе игры (в первый день), пред­ставлены в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Наши рекомендации