История изучения вопроса психосоматических взаимосвязей
Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Проблема психосоматических соотношений – одна из наиболее сложных проблем современной медицины и психологии. Соматическое и психическое, хотя и являются качественно различными явлениями, но реально представляют лишь различные стороны единого конкретного человека. Отрывать эти стороны друг от друга в исследованиях проблемы болезни представляется принципиально неверным.
Проблема взаимодействия души и тела имеет такую же давнюю историю, как и сама медицина.
В первобытном человеческом обществе считалось, что болезнь вызывается духовными силами, и, следовательно, бороться с ней надо духовными средствами. По мнению древних, злой дух, входивший в человека и поражавший все его существо, должен быть изгнан с помощью специальных молитв и заклинаний (с современных позиций это гипносуггестивное воздействие).
Древние врачи воспринимали человека целостно, не отрывая друг от друга психические и соматические расстройства, а лишь учитывая, какие из них у больного выражены больше. В египетском «Папирусе Эверса», датируемом 1550 г. до н.э. дана характеристика эмоционального расстройства женщины, которое объяснялось неправильным положением матки.
В Древней Греции во времена Сократа и Платона (V-IV вв. до н.э.) психогенные нарушения телесных функций объединяли термином истерия (греч. hystera – матка), связывая их с неправильным расположением матки, поскольку они наблюдались в основном у незамужних женщин, им рекомендовалось вступление в брак. В «Диалогах» Платона Сократ говорит юноше, жалующемуся на головную боль, что для исцеления тела должно лечить и душу, ибо любое зло и любое благо для тела исходит из души, а врачевать душу следует «добрыми речами». Платон также указывал на то, что душа и тело неотделимы друг от друга, и там где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой. Великий врач Древней Греции Гиппократ, утверждал, что гораздо важнее знать, какой человек болен, чем знать какой болезнью он болен.
Врач Древней Индии Бхаскаре Бхатте считал, что тоска, гнев, печаль, испуг – «первые ступени на лестнице любой болезни».
Тогда же возникли и разногласия в понимании психосоматических отношений. В то время существовали две школы, отражающие два подхода к трактовке общей концепции болезни: первая – школа Гиппократа; вторая – книдская врачебная школа. Первая трактовала болезнь как расстройство отношений между субъектом и действительностью (динамическая, гуморально-духовная соответственно «психосоматическая» концепция; вторая рассматривала болезнь как поражение какой-то материальной стуктуры (механическая, органная ориентация). Отсюда и различное понимание соотношений больной – болезнь. В первом случае – «человек болен» и надо «лечить больного, а не болезнь», во втором «у человека есть болезнь» и следует воздействовать только на пораженный орган. Это противопоставление (патология органа или патология отношений) проходит через всю историю медицины. А открытия 19 столетия в области анатомии, микробиологии, нейрофизиологии, а также теории целлюлярной патологии Вирхова привели к тому, что второе направление «взяло верх».
Однако, несмотря на это в том же 19 веке стали появляться идеи о необходимости лечить больного, а не болезнь. Так, в России знаменитый врач основоположник профилактического направления в медицине Матвей Яковлевич Мудров суммировал свои мысли следующим образом: «Зная взаимное друг на друга действие души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело и почерпываются из … психологии…Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».
Термин «психосоматика» в научный оборот ввел немецкий психиатр Иоган Хайнрот в 1818 г. Под ним он понимал психическое происхождение телесных болезней, делая при этом акцент на этическом аспекте. Так причины туберкулеза, рака и эпилепсии он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, особенно при наличии сексуальных страданий. Он писал: «Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы бы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело». Хайнрот задолго до Фрейда выделили три уровня психики: 1) инстинкты; 2) Эго как самосознание и интеллектуальное обеспечение радости жизни; 3) Сверх-Мы как совесть и альтруизм.
В 1845 г немецкий психиатр Вильгельм Гризингер отмечал, что: «Психическая жизнь человека и животных начинается в органах чувств и находит свое окончательное проявление в движениях». Эту идею в 1863 г. развил русский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга»: «Смеется ли ребенок при виде игрушки …. дрожит ли девушка при мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде и всегда окончательным будет мышечное движение». Речь идет о том, что эмоциональные состояния имеют не только субъективное значение для человека в виде переживания страха, радости, гнева, но обязательно проявляются как в поведении, в частности в изменении двигательной активности, так и в изменениях на физиологическом уровне. Это нашло свое подтверждение в работах Ивана Петровича Павлова, который в 1904 г. получил Нобелевскую премию за экспериментальное изучение нервной регуляции кровообращения и пищеварения. Его эксперименты научно подтвердили возможность развития экспериментальных неврозов органов.
Таким образом, накапливалось все больше наблюдений, свидетельствующих о зависимости возникновения, течения и лечения телесных (соматических) болезней от психологических факторов. Но механизм этой зависимости (собственно развитие болезни, значение конкретных психологических факторов для развития определенных болезней) не был до конца ясен. У разных ученых сформировались различные взгляды на проблему происхождения психосоматических расстройств.