Контроль и оценка подготовки.

4.1. Проверка пригодности личного состава подразделений ГПС проводятся систематически должностным лицом из числа среднего и старшего начальствующего состава, который ведет учебные занятия по данному предмету (текущий контроль), ежеквартально руководством подразделения ГПС с обязательным приемом экзаменов (зачетов от личного состава дежурных смен по пройденному материалу и зачетов по выполнению обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке (оформляется отдельным протоколом и отметкой в учебном журнале по каждой дежурной смене), а также во время инспектирования, итоговых и целевых проверок деятельности подразделений ГПС (итоговый контроль) сотрудниками органа управления, подразделения ГПС.

4.2. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава является составной частью инспектирования органов управления, подразделений ГПС.

4.3. Итоговым проверкам состояния профессиональной подготовки подлежат все подразделения ГПС входящие в состав пожарной охраны субъекта Российской Федерации, административного, закрытого административного территориального образования. Содержание итоговой проверки должно включать в себя:

проверку наличия, содержания, анализ разработки и ведения учетно-планирующих документов основной, специальной подготовки по должности и служебной подготовки подразделения ГПС;

прием зачетов от среднего и старшего начальствующего состава по разделам служебной подготовки и выполнению нормативов физической подготовки;

прием зачетов от начальствующего состава, допущенного к самостоятельному выезду на пожары в качестве РТП, по знанию основных требований нормативных документов к организации пожаротушения, управлению силами и средствами на пожаре, особенностей района выезда и пожарной техники;

прием экзаменов от личного состава дежурных смен по обязательным предметам обучения в системе подготовки дежурных смен и специальной подготовке по должности;

прием зачетов от личного состава дежурных смен по выполнению обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке (№, № -1, 4, 11, 19, 20, 30, 36);

проведение: контрольно-проверочного пожарно-тактического учения (занятия по решению пожарно-тактической задачи с каждым подразделением гарнизона) в порядке, установленном пунктом 2.10.23 настоящей Программы, при этом при проведении ПТУ (ПТЗ) комиссией, возглавляемой сотрудником отдела (отделения) подготовки и применения сил органа управления, в роли РТП выступает начальник соответствующей пожарной охраны муниципального образования (начальник пожарной части, напрямую подчиненной начальнику органа управления ГПС); при проведении ПТУ (ПТЗ) комиссией, возглавляемой начальником пожарной охраны муниципального образования, в роли РТП выступают сотрудники проверяемого подразделения ГПС в соответствии с требованиями пункта 2.10.21 настоящей Программы;

обобщение результатов итогового контроля и определение в подразделении лучших: дежурной смены, расчета, пожарного (старшего пожарного), спасателя, водителя, радиотелефониста (диспетчера), начальника пожарного расчета, начальника аварийно-спасательного расчета (помощника начальника дежурной смены), начальника дежурной смены (для работников); при этом сотрудникам (работникам), расчетам, дежурным сменам, получившим по итогам проверки основной подготовки самые высокие оценки (средние баллы), но имеющим дисциплинарные взыскания, нарушения служебной дисциплины, звания лучших не присваиваются. Присвоения указанных званий удостаиваются следующие за ними по оценочным показателям сотрудники (работники), расчеты, дежурные смены, не имеющие недостатков в служебной деятельности.

4.4. Результаты контроля оформляются справкой, которая должна включать в себя основные разделы:

состояние планирующей и учетной документации по основной, служебной и специальной подготовке по должности в проверенном подразделении;

отчет о проведении контрольно-проверочного учения (занятия) по решению пожарно-тактических задач с указанием выявленных недостатков, замечаний и предложений по улучшению основной подготовки и готовности подразделения (пожарной охраны муниципального образования, пожарной охраны субъекта Российской Федерации);

перечень сотрудников (работников), расчетов, дежурных смен, признанных лучшими по результатам проведенного итогового контроля; оценку профессиональных знаний и умений личного состава и подразделения (пожарной охраны муниципального образования, пожарной охраны субъекта Российской Федерации) в целом.

4.5. Проверка степени подготовленности сотрудника по конкретному предмету обучения или отдельному разделу проводится в форме экзамена (зачета) путем устного (письменного) опроса и проверки навыков в решении практических задач (нормативов).

Прием экзаменов (зачетов) по обязательным предметам обучения осуществляется комиссией. Ее состав и порядок приема экзаменов (зачетов) определяется начальником подразделения ГПС, если иное не установлено органом управления ГПС.

4.6. Результаты экзамена (зачета) оформляются:

для личного состава дежурных смен, обучавшегося по программам, расписаниям на 216 (110) часов - экзаменационной ведомостью по форме согласно приложению 11;

для личного состава, обучавшегося по другим тематическим планам в системе специальной подготовки по должности и служебной подготовки – протоколом.

Итоги экзаменов и зачетов фиксируются также в журналах учета учебных занятий по подготовке дежурных смен, специальной подготовке по должности, служебной подготовке, посещаемости и успеваемости личного состава.

4.7. Личный состав ГПС, не сдавший экзамен (зачет), сдает его повторно в срок и в порядке, установленных председателем комиссии, но не позднее чем через два месяца. До сдачи повторного экзамена (зачета) личный состав допускается к выполнению обязанностей по должности.

При повторной не сдаче экзамена (зачета) использование личного состава в занимаемой должности рассматривается в аттестационном порядке.

4.8. К предметам обучения, которые являются обязательными и выносятся на экзамены, относятся:

в системе основной и специальной подготовки по должности:

основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

пожарно-техническая подготовка;

пожарно-строевая подготовка;

правила по охране труда (для подразделений ГПС охраняемых объектов включается раздел по производственной санитарии);

пожарно-профилактическая подготовка;

противопожарная служба гражданской обороны;

в системе служебной подготовки:

специальная подготовка;

тактическая подготовка;

техническая подготовка;

физическая подготовка.

По остальным разделам служебной подготовки средний и старший начальствующий состав сдает комплексный итоговый зачет по билетам, в объем каждого, из которых должно входить по одному вопросу каждого раздела обучения.

Другие выносимые на экзамены или зачеты предметы оговариваются учебными, тематическими планами и программами.

4.11. Оценка сотрудника, расчета, дежурной смены, подразделения по предмету обучения состоит из оценок за выполнение нормативов (практических работ) и знание учебных (теоретических) вопросов. При проверке только учебных (теоретических) вопросов оценка расчета, дежурной смены, подразделения слагается из индивидуальных оценок обучаемого. По дисциплинам и разделам подготовки, которые являются обязательными и выносятся на экзамены, а также по результатам выполнения нормативов пожарно-строевой подготовки выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»; по остальным разделам – отметки «зачтено» или «не зачтено».

4.12. Личный состав, сдавший экзамен по одному из специальных предметов (основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, пожарно-техническая, пожарно-профилактическая, пожарно-строевая) на оценку ниже оценки «хорошо», допустивший грубое нарушение законности, требований правил по охране труда, а также сбережения вверенной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования и специальных средств, решением квалификационной комиссии органа управления ГПС может быть лишен квалификационного звания в установленном порядке.

Вывод по лекции.

Из всего сказанного видно, что важную роль играет правильное планирование, организация и проведение учебно-тренировочных занятий по ПСП.

Следовательно, руководитель занятия перед проведением каждого занятия должен тщательно готовиться, подбирая рациональные методы обучения, определить оптимальный объем знаний, навыков и умений, которыми долж­ны овладеть обучаемые.

К следующему занятию курсанты должны:

знать:

- виды и принципы обучения, особенности подготовки руководителя к занятиям.

уметь:

- организовать и провести практические занятия по пожарно–строевой подготовке;

- нормировать труд пожарных при проведении боевого развертывания отделений на основных и специальных пожарных автомобилей;

- применять на практике методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений и навыков;

- проверять, анализировать и оценивать качество проведения занятий;

- планировать и определять содержание планирующих документов, нормативов по пожарно-строевой подготовке;

иметь представление:

- о планирующих документах по ПСП;

- эксплуатации пожарной техники и пожарно-технического вооружения;

- развития психологических и физических качеств у обучаемых.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Наставление по ПСП.

2. Программа подготовки личного состава в подразделениях ГПС МЧС России.

3. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02. г. «Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России ».

4. Нормативы по пожарно-строевой подготовке. 1994 год

Начальник кафедры ППиФП

Полковник внутренней службы И.Б. Дорноступ

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ППиФП

Протокол от «_____» __________2006 г. № _________

Наши рекомендации