Общее представление о памяти

Понятие и виды памяти

Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Виды памяти

1. По времени сохранения материала: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая

· Мгновенная память — память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. М.п. действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

· Память кратковременная— память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

· Память оперативная— вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

· Память долговременная — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

· Память генетическая— память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты).

2. По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору и типу запоминаемого материала: двигательная, эмоциональная, образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная)

· Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека.

· Эмоциональная память — память на эмоционально окрашенные события.

· Образная память связана с органами чувств, благодаря которым человек воспринимает внешний мир. Выделяют пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую, тактильную. О.п. связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними.

· Словесно-логическая память — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Воспроизведение тесно связано с речевым развитием человека.

3.По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала: непроизвольная и произвольная

Непроизвольная П. – вид П., когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы с информацией.

Произвольная П. – вид памяти, когда информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти:генетическая и механическая.Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных:произвольная, логическая и опосредствованная.Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременнойпамятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативныйвиды памяти.

Наши рекомендации