Тема 12. Структура профессиональной деятельности и классификация профессиональных деятельностей
В работе следует привести структуру профессиональной деятельности, дать определение понятия «профессиография». Уделить внимание классификации профессиональных деятельностей. Отметить важность и значимость физиологических параметров для оценки глубины «проблемной ситуации» в умственной деятельности, дать расшифровку понятия «проблемная ситуация» с точки зрения психофизиологии.
Тема 13. Стресс и стрессоустойчивость
Дать определение понятиям «стресс», «стрессор», «стрессовая реакция» и «дистресс». Стрессоустойчивость и ее критерии на ЭЭГ, возможности ее повышения. Пути сознательного управления уровнем стресса.
Тема 14. Психические и психосоматические заболевания, развивающиеся вследствие дистрессового состояния.
В данной теме следует подчеркнуть деструктивное влияние дистресса на организм человека. Отметить, что длительно существующее дистрессовое состояние приводит к снижению защитных сил организма (иммунитета) и способствует развитию целого ряда заболеваний (привести примеры).
Тема 15. Эмоциональная регуляция деятельности
Раскрыть физиологические механизмы эмоций. Привести классификацию эмоций. Показать связь высших (сложных) эмоций или чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические) с процессом трудовой деятельности и решением практических задач и связь низших (простых, элементарных) эмоций с жизненным тонусом и общим состоянием организма человека.
Тема 16. Обзор методик, предотвращающих развитие дистрессового состояния
В работе следует отметить, что дистрессовое состояние, приводящее к развитию психических и психосоматических заболеваний, поддается коррекции. Описать техники, наиболее часто используемые для этой цели (медитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, биологическая обратная связь и т.д.).
2. Подготовка к тестированию по темам:
Тема 2.1 Психофизиологические основы построения профессии и профессиографии
1. Профессиографирование и профессиограммы
2. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм
Методы и схемы профессиографирования
4. Принципы профессиографирования
5. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала
6. Классификации профессий
Тема 2.2 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности
1. Основы психофизиологического анализа профессиональной деятельности
2. Методы изучения профессии
3. Уровни анализа трудовой деятельности
4. Человек как субъект трудовой деятельности
Тема 2.3 Теория профессионализации персонала
1. Труд как вид деятельности
2. Стадии индивидуального развития человека как субъекта труда
3. Уровень зрелости и развития личности в трудоспособном периоде индивидуального развития человека
Стадии цикла профессионализации
5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности
Тема 2.4 Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности
1. Профессиональный отбор
2. Методы профессионального отбора
3. Профессиональная пригодность
4. Профессионально важные качества
5. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
Тема 2.5 Психофизиологические компоненты работоспособности
1. Работоспособность субъекта труда, компоненты работоспособности
2. Виды работоспособности
3. Характеристика стадий работоспособности
4. Уровни работоспособности
5. Показатели работоспособности
Тема 2.6 Психофизиологические функциональные состояния
Значение функциональных состояний в деятельности человека
1. Формирование структуры функционального состояния
2. Классификация и диагностика функциональных состояний
3. Виды и характеристика функциональных состояний
4. Способы регуляции функциональных состояний