Правовой, моральный и нравственный. Проблема профессиональной совести профконсультанта
В условиях легализации рыночных отношений, а главное — в условиях, когда все большей реальностью становятся так называемые «рыночные личности» (по Э.Фромму), важно определить, каковы уровни этической регуляции деятельности самых разных людей, влияющие на их сущностные жизненные и профессиональные выборы. Также интересно рассмотреть, чем может руководствоваться психолог-профконсультант в сложных этических ситуациях. Традиционно в этике выделяются правовой, моральный и нравственный уровни.
Правовой уровень регуляции.На правовом уровне четко формулируются правила поведения в конкретном обществе (в виде официально принятых законов, кодексов, конституций, положений, ZK.аЖностных инструкций и др.), а также определяется ответственность за нарушение этих правил. Человек, попавший в сложную ситуацию, может ориентироваться на существующие законы. Ориентация на законы является также важным регулятором этического поведения.
Психолог-профессионал в своей деятельности, как и любой гражданин, обязан выполнять существующие законы своей страны, а также стремиться к выполнению норм международного права, тем более что во многих международных документах затрагиваются существенные аспекты психолого-педагогической помощи разным людям.
Основные международные и отечественные правовые документы, определяющие работу педагога и психолога: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании» и др.
Моральный уровень регуляции.Смысл выделения морального Уровня регуляции деятельности психолога состоит в том, что он отражает существующие традиции, правила, нормы и даже предрассудки, определяющие взаимоотношения между психологами и клиентами, психологами и заказчиками, а также между самими коллегами-психологами. Особенность этих норм заключается в том, что они зачастую не имеют обязательной силы (по крайней мере, ответственность за их нарушение не сравнима с ответственностью За нарушение норм официального закона). Заметим, что и эти (моральные) нормы также могут быть несовершенными, но психолог, работающий с реальными людьми, должен учитывать, на что большинство из них ориентируются, чего они ожидают от Профессионального поведения самого психолога.
Как это ни парадоксально, но приходится учитывать (в том чис ле) и некоторые ошибочные, неоправданные ожидания от пи холога и в какой-то мере даже «подыгрывать» этим ожиданиям.
Естественно, с разными клиентами поведение психолога та* же будет разным, но в любом случае он должен не навязываа своего личного представления о правильном поведении, а бь более гибким во взаимоотношениях с разными людьми.
В психологии моральный уровень обычно отражается в этиче ских принципах профессиональной деятельности, которые бол<! подробно будут рассмотрены в следующем подразделе.
Смысл подлинной нравственности заключается в том, что ч( ловек в сложной этической ситуации берет ответственность за ci поступки на самого себя. При этом если на уровне нормативн| правового регулирования ответственность во многом nepei дывается на существующие законы (от человека требуется Л1 правильно их исполнять), если на уровне моральной регуляг ответственность перекладывается на общественное мнение (и зде от человека требуется действовать в соответствии с существую! ми нормами поведения), то на уровне нравственной регуляции ловек обращается к своей совести и уже сам несет ответственнс за свои действия. Как писал М.Ганди, «в вопросах совести зак| большинства не действует». А еще задолго до него Квинтили! говорил, что сама «совесть — это тысяча свидетелей».
Проблема состоит в том, что хотя в обществе и существу! определенные представления о совести, но главное — ответе ность самого человека, когда он становится по-настоящему ческим субъектом.
Существуют реальные сложности в реализации нравстве* позиции психолога: 1) коллеги, клиенты, студенты могут не нять и даже осудить такого психолога, ведь нравственная поз! может заключать в себе определенный вызов примитивному обВ ственному мнению; 2) формально никто не вправе требовать! психолога, чтобы он был нравственным; 3) недопустимо форГ лизовывать нравственно-воспитательную работу, это привело f" неизбежному опошлению самой идеи профессиональной coi
Нравственный поступок в психолого-педагогической деят сти.При рассмотрении этических проблем психологии прс поступка все больше становится важным отправным пункто» только для анализа реального поведения психолога, но и для * мирования у него готовности к действиям при решении прг ческих, исследовательских и других проблем. М. М. Бахтин в* ляет следующие основные свойства поступка:
- нетехнологичность (аксиологичность) поступка, обрече* на непонимание большинства окружающих, когда исполне техническая сторона — нечто второстепенное, главное же —' факт поступка;
- единственность поступка (по принципу: «Это могу совершить
только я и только в данное время»);
- ответственность за совершаемый поступок, т.е. понимание
того, что при самых благородных намерениях конкретные дей
ствия могут ухудшить ситуацию для других людей;
- со-бытийность поступка, т.е. его включенность в реальную
жизнь, а не чисто умозрительные рассуждения о благородстве
(см.: Бахтин М.М., 1995).
М. М. Бахтин выделяет три основных варианта совершения поступка:
- ценность настолько глобальна, что противоречие с другими
ценностями исключено (например, жизнь ребенка);
- поступок основан на индивидуальной системе ценностей (на
пример, «крестьянская мудрость» и «здравый смысл», позволяю
щие человеку вести себя достойно в сложных ситуациях);
- предполагается длительная внутренняя работа с ценностями,
проведенная ранее или ведущаяся непрерывно. Именно «длящий
ся поступок» (по М. К. Мамардашвили) превращается в средство
саморазвития личности, в том числе и личности самого психо
лога.
Например, в деятельности преподавателя психологии это могло бы быть смелое обсуждение тех реальных проблем, которые волнуют многих людей в обществе, но о которых пока еще большинство даже боятся серьезно задумываться, а не то что обсуждать эти проблемы публично. Это может быть также открытое публичное осуждение поборов и взяток со стороны коллег-преподавателей, но на такой поступок пока еще мало кто способен, ведь многие могли бы воспринять это как явное «отклонение» от норм поведения «порядочного» психолога, а кто-то на этой основе вообще мог бы поставить такому смелому психологу «диагноз».
«Воодушевленность» как важное условие нравственно-воспитательной работы психолога.Личность педагога и личности учеников, — это определенные «волевые центры», считает Г. Мюнстенберг. «Когда мы входим в класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемся волей, а они являются волей в наших глазах», — пишет он (Мюнстенберг Г., 1997, с. 44—45).
Интересны рассуждения Г. Мюнстенберга о главной задаче учителя: «Об учителе, сидящем за своим столом, точно так же, как о священнике на кафедре, можно сказать, что, не имея веры в сердце, он осужден... Воодушевленная вера в ценность человеческих идеалов — это самое лучшее, что ребенок может приобрести, сидя у ног учителя. В высшем смысле это самая полезная ВеЩь, которая может быть усвоена в классе» (там же, с. 307 — 309).
Таким образом, речь идет не просто о воодушевленности, а именно о воодушевленности благородными идеями. Но каков кри-
терий благородства идей? Вероятно, здесь важен сам поиск бла-| городной идеи, а не просто четкая фиксированное^ на благород^ стве, уже кем-то определенном. Но и в таком поиске важно учи4| тывать опыт культуры, т.е. от чего-то все-таки отталкиваться, а ней начинать с «чистого листа». И здесь мы приходим к проблеме «об-Ц щечеловеческих ценностей» — о ней речь пойдет в 15.6.