Национальные движения и образования независимых государств на постсоветском пространстве
Целевая установка студентам: Изучить роль национальных движений на постсоветском пространстве.
План
1. Национальные движения и образование независимых государств на постсоветском пространстве.
2. Основные причины национальных движений.
3. Программы национальных движений. Общественные силы. Новые большинства – новые меньшинства.
4. Этапы национальных движений.
5. Роль элиты и лидеров на различных этапах национальных движений. Демократизация и национальные движения.
Литература
Абдулатипов Р.Г. О федеральной и национальной политике российского государства. М., 1995.
Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.
Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей. М., 1998.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.,1983.
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998.
Драгунский Д. Навязанная этничность// Полис.1993. №5.
Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М., 1997.
Форма проведения занятия. Анализ, устное собеседование.
Тема
Характер межнациональных отношений на рубеже веков. Факторы формирования толерантности
Целевая установка студентам: Изучить роль исторических, политических, культурных, психологических и ситуативных факторов в межэтнических отношениях. Рассмотреть особенности формирования этнических установок в сфере повседневного поведения в быту, деловой сфере, в сфере дружеского и семейного общения.
План
1. Характер межнациональных отношений на рубеже веков.
2. Факторы формирования толерантности.
3. Институциональный и личностный, межгрупповой уровень межэтнических отношений.
4. Этнические установки и ориентации. Способы изучения. Мировой и отечественный опыт.
5. Типы межэтнических отношений.
6. Антисемитизм, антикавказанизм: психологические, идеологические основания их распространения.
7. Стратегии и механизмы предотвращения предубеждений и враждебности, формирование толерантности.
Литература
Абдулатипов Р.Г. О федеральной и национальной политике российского государства. М., 1995.
Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.
Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей. М., 1998.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.,1983.
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998.
Драгунский Д. Навязанная этничность// Полис.1993. №5.
Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М., 1997.
Форма проведения занятия. Анализ, устное собеседование.
Тема
Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве.
Динамика межэтнических конфликтов.
Целевая установка студентам: посредством анализа эмпирического материала вывести ступени различных кризисов, а также проанализировать события и конфликтные ситуации.
План
1. Причины межэтнических конфликтов.
2. Структурно-функциональные факторы.
3. Поведенческие концепции.
4. Растущие ожидания, статусное несоответствие.
5. Концепция коллективного действия: интересы, организация, мобилизация, роль этнических лидеров.
6. Стадии этнического конфликта.
7. Типология конфликтов: по масштабу, длительности, характеру действий, содержанию, предмету спора, целенаправленности действий.
8. Социальные силы, участвующие в конфликтах, на советском и постсоветском пространствах.
Литература
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М., 1997.
Форма проведения занятия. Анализ, устное собеседование.
Задания для самостоятельной подготовки. Дать анализ ряда межэтнических конфликтов разных эпох в целях выявления динамики.
Базовые механизмы раскрытия проблемы:
- Склонность сторон видеть в противоположной причину всех проблем – усиление проекции при нарастающем самообмане4
- Расширение списка претензий, упрощение ситуации – расширение спорных тем;
- Смешение пунктов из объективной и субъективной сфер, путаница в причинно-следственных связях, упрощение их;
- Расширение круга лиц поддержки – расширение социальных границ при одновременной тенденции к персонификации конфликта;
- Усиление угроз, чтобы заставить противника уйти, - ускорение через торможение.
Поворотные пункты:
- Значительное возрастание силового потенциала;
- Необходимо представить себе суть понятия «координация ожидания» - эти корректировка ожиданий и координация представлений происходят даже при молчаливых действиях;
- Ситуация развивается по определенным, четко распознаваемым пунктам – «фокусные точки по умолчанию». Т. Шеллинг доказал их наличие рядом экспериментов.
- Значение порогов – как только одна сторона переступает порог, возникает качественно иная почва для применения силы. В Северной Ирландии в качестве абсолютного значения сторонами признавались нормы, запрещающие убивать детей, женщин и пасторов. В 1975 году был произведен намеренный наезд британского танка на ребенка, приведший к обострению конфликта.
- Символическое действие.
Общие признаки порогов по Т. Шеллингу:
- Очевидны, то есть выделяются из других событий;
- Имеют самостоятельное значение;
- Просты;
- Переживаются как рубеж.
Ступени эскалации:
- Отвердение;
- Поляризация и дебаты;
- От слов к делу;
- Забота об имидже и коалиции;
- Потеря лица;
- Стратегии угроз;
- Исполнение обещанного.
Тема