Сделайте акцент на улучшении услуг
Определите, как нужно правильно делать работу. И сообщите сотрудникам, которые делают ее именно так!
Многие менеджеры сосредоточены исключительно на поиске ошибок и неточностей и то и дело набрасываются на тех работников, которые их совершают. Проблема такого, подхода в том, что он сфокусирован только на отрицательных проявлениях и поэтому ошибочен. И вот почему: когда мы ставим задачу добиться роста, мы непременно ее решаем, но если мы намерены выявить ошибки, со временем мы будем находить их все больше и больше.
Если менеджеры хотят, чтобы покупатели всегда были довольны, они должны сосредоточиться на позитивных
Глава 5
моментах в организации, уметь видеть, выявлять их и поощрять их дальнейшее появление.
Занимаясь этим, нельзя недооценивать роль поощрений. Мало что действует на человека так же, как простая похвала или символическое вознаграждение. Если ваши люди делают то, что вы от них ожидали, т. е. обслуживают покупателей так, как это следует делать, их нужно вознаградить за это.
Говоря сотрудникам о том, что они делают что-либо верно, мы тем самым создаем в них чувство гордости за компанию. Людям все больше будет нравиться их работа, они будут лучше расположены к компании в целом.
Менеджеры не всегда понимают, что нужно работникам. Национальное анкетирование1 попыталось выявить, что же действительно важно для работников, попросив их расположить 10 вещей в порядке убывания значимости. Одновременно менеджерам было предложено высказать свои предположения относительно нужд сотрудников, сделав то же самое. И вот что из этого получилось:
Самые важные рабочие | факторы для сотрудников | ||
Предположение | Оценка | ||
менеджеров сотрудников | |||
1. | Одобрение за хорошую | ||
работу | |||
2. | Активное участие | ||
в принятии решении | |||
3. | Помощь в личных | ||
проблемах | |||
4. | Безопасность | ||
на рабочем месте | |||
5. | Хорошая зарплата |
1 ДжекВайсман (Jack Wiessman), «CustomerService Manager's Letter», Prentice-Hall Professional Newsletters, 6 сентября 1989.
Потрясающие идеи для менеджеров...
Тредположение | Оценка | ||
менеджеров | сотрудников | ||
6. | Интересная работа | ||
7. | Возможность | ||
выделиться | |||
8. | Личное расположение | ||
по отношению | |||
к начальнику | |||
или компании | |||
9. | Хорошие условия работь | i 4 | |
10. | Дисциплина |
Как, по вашему мнению, это связано с признанием и вознаграждением? Это говорит о том, что те вещи, за которые менеджеры традиционно вознаграждают рабочих, не полностью раскрывают потенциал сотрудника. Также выяснилось, что самое простое и недорогое вознаграждение — простое одобрение — может быть наиболее мощным и многозначительным вознаграждением для большинства. Единственный наиболее эффективный способ отблагодарить сотрудника — это сказать ему, как важно для вас все то, что он делает. Чтобы подобное одобрение было действенно, сделайте его:
♦ прямым и направленным. Обратитесь лично к нему и расскажите ему, почему вы довольны тем, что он сделал. Например: «Том, ты отлично справился, уладив эту ситуацию с миссис Бартон. Я думаю, что у нее сложилось о нас хорошее впечатление и она по-прежнему будет покупать у нас. Спасибо». Или: «Бренда, вы прекрасно поработали с тем расстроенным покупателем. Большинство людей просто дали бы ей уйти в расстроенных чувствах, вы же почувствовали, что что-то не так, и смогли исправить ситуацию. Это и есть пример отменного потребительского сервиса. Спасибо»;
7-779
_______________________________________________ Глава 5
♦ невероятно позитивным. Не следует делать неуклюжие комплименты или сопровождать их комментариями, которые сводят на нет любые комплименты. Избегайте: «Мардж, вы замечательно уладили эту ситуацию с мистером Джонсоном, но в следующий раз постарайтесь еще и что-нибудь продать ему!» Или: «Дон, вам удалось сохранить потрясающее самообладание. Те антидепрессанты, которые вы начали принимать, явно пошли вам на пользу. Продолжайте в том же духе».
Осведомленность в том, чего хотят сотрудники, поможет менеджерам выбрать форму вознаграждения. Например, исследования доказали важность активного участия сотрудников в принятии решений. Так что в качестве вознаграждения можно пригласить сотрудника поучаствовать в работе комитета по принятию решений (но убедитесь, что для него это будет в радость, а не станет дополнительной обузой). Посвящение работника в планы компании на будущее тоже может быть расценено им как вознаграждение. Например: «Рон, похоже, ты действительно знаешь, что нужно клиентам. Мы рады, что ты с энтузиазмом воспринял нашу идею об организации доставки товаров на дом. Может быть, ты поможешь нам продумать, как это лучше сделать?»
Однако мы не всегда замечаем все старания сотрудников. Менеджеры не могут быть везде и всюду. Самые лучшие поступки могут остаться незамеченными, даже если вы полны решимости отблагодарить сотрудника: нелегко заметить скромных тружеников.
Некоторые компании используют интересный подход к поощрению сотрудников, презентуя самым достойным специальные отзывы или «купоны», чтобы они знали, как вы цените их работу. Даритель «купона» (им может быть покупатель или коллега по работе) заполняет «ку-
Потрясающие идеи для менеджеров.,,
пон», вписывая в него имя сотрудника, и отдает его ему. Сотрудник отдает карточку менеджеру или посылает ее в корпоративный центр, где она может быть обменена на подарок или приз.
ПОЗДРАВЛЯЕМ
Вас только что застали за блестящим выполнением ваших обязанностей
Подпись
Заголовок Дата
Компании American и Delta Airlines организовали подобную акцию, посылая такие купоны своим постоянным клиентам. Купон можно было дать любому сотруднику компании, который, по их мнению, выполнял свою работу отлично. (Если у вашей компании есть устоявшаяся клиентская база, то подход, позволяющий клиентам самостоятельно распределять награды, может оказаться очень эффективным.)
Глава 5
V | ||
Идея 44
Следите за поведением сотрудников,
Обслуживающих клиентов
Старайтесь постоянно быть в курсе и не упускать из виду даже мелочи, это позволит вам следить за тем, как достигается намеченная цель. Без постоянных измерений и наблюдений покупательский сервис превращается в не что иное, как просто краткосрочную «программу». Вот на что надо все время обращать внимание:
♦ средние показатели результатов анкетирования,
проводимого среди покупателей;
♦ количество жалоб, получаемых от покупателей, и
быстрота урегулирования конфликтов. Не пытай
тесь во что бы то ни стало снизить количество жа-
Потрясающие идеи для менеджеров...
лоб; может получиться так, что вы просто закроете на них глаза;
♦ количество звонков покупателям, чтобы убедить
ся, что они довольны;
♦ доступность компании: как часто покупатели стал
киваются с тем, что телефонная линия занята;
♦ случайные наблюдения за поведением персона
ла. Примите во внимание такие моменты, как
время, отводимое на визуальный контакт, улыб
ку, эффективность совершения сделок, вежли
вость, благодарность в адрес покупателей и т. д.
Запомните: слово «случайные» вовсе не означает
бессистемные. Тщательно продумайте, что имен
но будет оцениваться, чтобы у каждого работни
ка был шанс быть замеченным и оцененным по
достоинству.
Подсчитайте индекс покупательской лояльности1
Вероятно, наиболее полезная оценка — к тому же и самая простая. Индекс покупательской лояльности можно легко подсчитать и следить за его изменением с течением времени. Он основан на базовых элементах, описанных мною в идее 1, вам понадобится получить ответы только на три вопроса. Предложите покупателям дать одну из пяти оценок — от «совершенно не согласен» до «абсолютно согласен»:
1 = совершенно не согласен;
2 = не согласен;
3 = затрудняюсь ответить;
4 = согласен;
5 = абсолютно согласен.
1 Этот показатель покупательской лояльности основан на методеорганизации Gallup. (См.: Gallup Management Magazine, лето 2001).
______________________________________________ Глава 5
Эти оценки выставляются следующим утверждениям:
1. В целом я доволен своим опытом общения с ком
панией XYZ. 12 3 4 5
2. Я намереваюсь продолжить сотрудничать с ком
панией XYZ, как только возникнет такая необхо
димость. 12 3 4 5
3. Я порекомендую обратиться в компанию XYZ чле
нам моей семьи и друзьям. 12 3 4 5
Пусть потребители поставят оценку каждому из утверждений. Соберите несколько потребительских мнений и подсчитайте средний балл, полученное число округлите до десятых долей. Проводя такие опросы регулярно, вы сможете проследить, как со временем индекс изменяется, а значит, узнаете, насколько эффективны ваши усилия по построению покупательской лояльности. Если индекс растет, значит, они приносят свои плоды, более низкие его значения свидетельствуют об определенных помехах на пути ваших планов. Но не стоит паниковать из-за небольших колебаний, продолжать отслеживать происходящие изменения. Некоторые из моих клиентов проводили подобные измерения ежемесячно, некоторые предпочитали делать их поквартально.
Потрясающие идеи для менеджеров.,,
Идея 45
Создайте атмосферу праздника
Лучшими сотрудниками являются те, кто не просто вы-полняеют свои обязанности, а ходит на работу с радостью. И в маленьких компаниях, и в гигантских корпорациях, таких как Southwest Airlines, Wal-Mart, Home Depot, вы сможете отыскать людей, которым нравится их работа, для которых она превращается в нескончаемый праздник.
С другой стороны, я частенько имел дело с фирмами (прежде всего здесь приходят на ум рестораны фаст-фуд), где менеджмент, должно быть, внедрил закон, запрещающий улыбаться клиентам! Я подхожу к прилавку, широко улыбаясь и приветствуя продавца, и все это ради того, чтобы угрюмый клерк спросил монотонным
_______________________________________________ Глава 5
голосом: «Будете обедать здесь или вам завернуть с собой?» Боже, как же хорошо, что я зашел сюда! Вы просто осчастливили меня своим энтузиазмом!
Людям нравится работать в организациях, где им весело. Во многих организациях существуют разнообразные ритуалы, будь это вечеринки для именинников, поздравления работника месяца, в которых принимает участие каждый, и т. п. В классике менеджмента, книге Тома Петерса (Tom Peters) «In Search of Excellence» («В поиске совершенства») говорится о важности хорошего настроения. В самых успешных организациях всегда весело работать.
Будучи менеджером в компании коммунальных услуг, я устраивал соревнования с шутками и призами на распродажах. Каждый раз, когда продавался какой-то товар, торговый представитель мог найти свой приз внутри воздушного шарика (достаточно было «лопнуть» его): там мог оказаться купон на $10 или возможность бесплатно получить большой кусок пирога в столовой компании. Сотрудникам это понравилось, и они с удовольствием участвовали в таких соревнованиях.
Вот еще несколько идей:
♦ чествование сотрудника (героя) недели/месяца;
♦ официальные завтраки в честь отличившихся (с раз
личными шуточными наградами);
♦ розыгрыш оплаченного выходного;
♦ день небрежных нарядов;
♦ костюмированный праздник в Хэллоуин;
♦ семейный пикник;
♦ чемпионат по настольному футболу (с призами,
оплаченными компанией);
♦ празднование местных примечательных событий,
юбилеев компании и т. д.
Потрясающие идеи для менеджеров...
•• \ Идея 46
^ J Организуйте свою разведывательную группу
Когда вы слышите о том, что у другой компании появилась потрясающая идея, как лучше обслужить клиента, не грех воспользоваться случаем и, сформировав собственную разведгруппу, послать ее прозондировать обстановку. Ваши сотрудники способны извлечь немало пользы из подобной экскурсии.
Один из супермаркетов, известный безупречным потребительским сервисом, обзавелся своим автобусом, в котором группа работников может выезжать в места оказания еще лучших услуг другими организациями, даже их конкурентами. Персонал делает записи, обсуж-
_______________________________________________ Глава 5
дает, как эти идеи применимы к их собственному магазину, и представляет свои идеи менеджменту компании.
Используйте «таинственных» покупателей
Время от времени не помешает посылать своих сотрудников проверить, как идут дела у конкурентов. Процесс, когда они посещают их компании, а потом делают отчет, называется «таинственной прогулкой по магазинам». Бланки отчета для таких случаев вы можете найти ниже.
Вы можете несколько изменить приведенную форму, чтобы выяснить определенные ключевые детали или особенности поведения. Вы также можете провести «раз-ведоперацию» внутри собственной компании, нагрянув в филиалы вашей фирмы под видом клиентов.
Не бойтесь использовать эту идею на практике. У других компаний могут быть интересные новшества, которые могут пригодиться и вам. Осмотритесь и модернизируйте их под свои нужды. Подошлите к конкурентам своих разведчиков.
Потрясающие идеи для менеджеров...
Идея 47
Используйте метод фокус-групп
Долгое время фокус-группы использовались только для маркетинговых исследований, но они могут также сыграть важную роль в понимании и удовлетворении потребностей клиентов.
Хотя многие консультанты по маркетингу могут со мной не согласиться, никакой загадки в том, как работают фокус-группы, нет и любой образованный человек вполне может с этим справиться.
Поход по магазинам для выявления степени внимания к покупателю, коммуникабельности и компетентности
Подсчитайте оценку для каждого из нижеследующих пунктов. Оставьте пустое место, чтобы вписать свои комментарии. Используйте следующую систему оценок:
______________________________________________ Глава 5
3 = потрясающе, 2 = выше среднего, 1 = нормально, О - ниже среднего, -1 = очень плохо, н/о = неизвестно.
Степень внимания
Оценка компании:___________________________
Дата и время:________________________________
__ 1. Человек, обслуживавший меня, был одет и вы
глядел надлежащим образом.
__ 2. Человек заметил меня сразу же, как я стал к нему
приближаться.
__ 3. Человек занимался только мной, избегая всего,
что могло бы его отвлечь.
__ 4. Человек использовал верные слова, чтобы завя
зать со мной беседу.
__ 5. В целом этот человек произвел на меня благо
приятное впечатление.
Итого:______________________________________
Средний балл:_______________________________
Необходимые комментарии по степени внимания
Коммуникабельность
__ 1. Человек спросил, что конкретно меня интере
сует.
__ 2. Человек внимательно меня выслушал.
__ 3. Меня поблагодарили, несмотря на то что я ни
чего не приобрел.
__ 4. Человек назвал меня по имени или использовал
вежливую форму обращения.
__ 5. Я почувствовал, что человек старался сделать
наше общение приятным.
Итого:______________________________________
Средний балл:________________________________
Потрясающие идеи для менеджеров...
Необходимые комментарии о коммуникабельности
Компетентность
__ 1. Человек продемонстрировал осведомленность
по вопросам, связанным с товарами, которые он продает.
__ 2. Человек объяснил мне интересующие меня ню
ансы, предупредил меня о мерах предосторож
ности и рассказал о правилах безопасности.
__ 3. Человек посоветовал приобрести ряд сопутству
ющих товаров.
__ 4. Человек рассказал об особенностях товара и вы
годах, которые он мне сулит.
__ 5. Человек дополнительно проинформировал меня
о моих обязательствах.
Итого:_____________________________________
Средний балл:_______________________________
Вот описание этой процедуры:
♦ берем случайную выборку из числа наших потре
бителей (как внешних, так и внутренних), пред
лагая им поучаствовать в исследовании. Только
не стоит выбирать своих знакомых или покупа
телей, которые вам нравятся. Однако среди сво
их внешних покупателей вы можете вычленить
лучших, оценивая, сколько денег они оставили в
вашей кассе. Вы можете узнать их имена с помо
щью банковских чеков или кредитных карт;
♦ пригласив их принять участие, расскажите в под
робностях, когда, где и в котором часу будет прохо-
- дить данная акция. Расскажите о причине ее проведения: вы пытаетесь таким образом лучше понять потребительские нужды, чтобы в результате удовлетворить их наилучшим образом;
______________________________________________ Глава 5
♦ не следует набирать более двенадцати человек. По
просите участников подтвердить, что они смогут
прийти, но будьте готовы к тому, что кто-то так и не
покажется. Из пятнадцати подтвердивших свое при
сутствие двенадцать человек действительно придут.
Если приглашение будет послано вами в письмен
ном виде, за ним обязательно должен последовать
телефонный звонок;
♦ простимулируйте участников фокус-группы. Рас
скажите тем, кого вы приглашаете, что именно они
получат в качестве вознаграждения. Магазины роз
ничной торговли могут вознаградить участников
денежным сертификатом, бесплатным ужином или
даже наличными деньгами. В маркетинговой прак
тике вполне нормальным считается заплатить лю
дям $50 или даже больше за сессию, длящуюся
от одного до двух часов.
Один супермаркет, в котором я работал, так верил в идею фокус-групп, что приглашал каждый месяц по 40-50 человек! Проблема здесь, конечно, заключается в том, что в больших группах не все имеют возможность высказаться, поскольку время ограничено. Некоторые люди в группе доминируют над другими, которые, быть может, имеют собственную точку зрения, но стесняются говорить первыми.
Чтобы извлечь максимальную пользу из фокус-группы, необходимо:
♦ выбрать модератора из команды менеджеров, ко
торый следил бы за ходом беседы;
♦ создать свободную, раскованную атмосферу, в ко
торой участники могли бы высказать все, что они
думают. Будьте вежливы, открыты, приветливы;
♦ не спорить и не прерывать людей, даже когда они
высказывают критические замечания, и не пытать-
Потрясающие идеи для менеджеров...
ся оправдываться или заявлять, что вы приняли меры, когда, по мнению покупателя, вы что-то делаете не так;
изобразить из себя наивного слушателя. Задавайте открытые вопросы;
получив комплименты от покупателей, сказать следующее: «Хотя нам очень приятно слышать от вас комплименты, мы собрались здесь именно для того, чтобы понять, что еще мы можем сделать, дабы удовлетворить пожелания наших покупателей». Обязательно поблагодарите участников за лестные слова в адрес компании. Но все-таки информация о том, где требуется что-либо изменить, является куда более ценной; ограничить время вашей беседы. Люди должны знать, сколько времени они будут общаться. Наилучшие результаты, как правило, дает сессия, длящаяся час-полтора. Далее люди постепенно начинают утрачивать живой интерес; использовать диктофоны и делать пометки по ходу фокус-группы. В ходе подведения итогов вы сможете выявить ключевые моменты, на которые люди обращают внимание. Например, если они беспокоятся по поводу невозможности совершить покупки быстро, вы должны записать это и попытаться в дальнейшем приложить все усилия, чтобы обслуживание осуществлялось как можно быстрее; перед окончанием работы фокус-группы не забудьте поблагодарить всех ее участников за их помощь.
Глава 5
Идея 48
Разбираемся с расточителями времени, которые отвлекают нас от построения лояльности
Далее мы расскажем вам о типах расточителей времени и дадим краткие рекомендации, как справиться с ними.
Расточитель времени № 1: прерывание
Избегайте возможности быть прерванным. В следующий раз, когда кто-нибудь окликнет вас: «Эй, есть минутка?» — соберите волю в кулак и ответьте: «Сожалею, но нет. Я сейчас очень занят с покупателем. Я подойду к вам минут через 20».
Вы думаете, что кто-то обидится, услышав такой ответ? Вряд ли. Но даже если это произойдет, должное
Потрясающие идеи для менеджеров...
использование вами времени куда важнее их сиюминутных обид. Эта небольшая плата за то, чтобы работать эффективно и удовлетворять потребности покупателей.
Самое важное в избежании подобных инцидентов — это не позволять прерывать себя. Скажите всем, что вы очень заняты сейчас, но будете рады поговорить с ними чуть позже.
Пусть люди знают, когда вас можно прервать. Составьте график работы, в котором будет обозначено время, когда люди могут прийти к вам со своими проблемами, не опасаясь отвлечь вас от важного дела. Установите этот график и придерживайтесь его.
Уважайте время других людей. Не прерывайте других без крайней необходимости. Всегда сначала удостоверьтесь, что человек не занят каким-нибудь важным делом (например, общением с клиентом). Позвонив по телефону, всегда спрашивайте: «У тебя есть минутка поговорить об этом сейчас?» — прежде чем углубляться в тему предстоящей беседы. Поступая так, вы тем самым демонстрируете, что цените не только свое, но и чужое время.
Расточитель времени № 2: неэффективные коммуникации
Используйте нужные коммуникации для передачи вашего сообщения. Не стоит посылать письмо, когда можно позвонить. Не звоните, когда лучше нанести личный визит (даже если встреча потребует затратить больше времени и усилий). Продуктивная коммуникация — это способ «достучаться» до определенных людей с наименьшими издержками. Открытки, постеры и совещания могут помочь это осуществить. Однако использовать эффективную коммуникацию означает связаться с нужными людьми, донести до них нужное сообщение и сделать это своевременно и в приемлемой форме.
_______________________________________________ Глава 5
Расточитель времени № 3: суматоха и бумажная работа
Работайте с каждой бумагой только один раз. Учитесь принимать решения, не откладывайте их на потом.
Обычно у вас есть лишь четыре пути, как поступить с бумагами:
1. Сдать в архив для будущего рассмотрения.
2. Передать кому-то другому.
3. Ответить немедленно!
4. Выкинуть.
Исследования показывают, что около 95% всех хранящихся документов никогда не будет востребовано снова. Так что периодически устраивайте ревизии среди папок и выкидывайте все лишнее. Когда возникают сомнения в необходимости каких-либо документов — лучше их выбросить. Подумайте, какая информация вам наверняка пригодится, и немедленно избавьтесь от всего прочего. Иначе вы рискуете увязнуть в огромном количестве ненужных бумаг, отравляющих вашу жизнь.
Расточитель времени № 4: промедление
Ничто не производит такого сильного впечатления, как немедленная реакция. Покупатели и персонал будут приятно поражены, если вы научитесь избегать проволочек. Как говорится в рекламе кроссовок: «Просто сделайте это!» («Just Do It!»)
Профессионалы говорят, что существуют три главные причины промедлений: боязнь неудачи, боязнь преуспеть, желание восстать против «самой системы». Определите, в чем ваша причина. А затем воспользуйтесь этими советами:
♦ составьте список приоритетных задач на день. Расставляйте приоритеты на каждый день, обязательно составьте план выполнения грядущих работ;
Потрясающие идеи для менеджеров...
♦ сначала выполните самую сложную работу. Покон
чите с этим и просто отдыхайте в течение всего дня;
♦ не бойтесь никакой работы. Вы должны победить
свои страхи и страхи окружающих. Сделайте все,
что от вас зависит, подключите свой рассудок;
♦ дисциплина. В конечном счете все зиждется имен
но на ней.
Расточитель времени № 5: нерешительность
Избегайте колебаний, подбадривая себя простыми словами: ГОТОВНОСТЬ, ОГОНЬ, ЦЕЛЬ. Обдумайте свою идею (готовность), примените ее на практике (огонь) и оцените результаты (цель). Основатель Wal-Mart Сэм Уолтон (Sam Walton) использовал этот подход, когда призывал своих сотрудников использовать новые идеи, а не держать их в голове. Начните наконец что-то делать, а там посмотрим, что из этого получится.
И избегайте стремления к совершенству, оно может парализовать всю вашу деятельность. Вы не можете абсолютно все делать правильно, важно попытаться этого добиться, а потом шлифовать технологию по ходу работы.
Глава 5
Идея 49
Четыре «R» помогут вам обеспечить
неуклонный рост
В основе прогресса лежат четыре основные составляющие. И это касается не только построения покупательской лояльности, но и прочих аспектов вашей жизни. Эти четыре «R» мы находим во всех мировых религиях. Подумайте о том, как их можно применить к вопросу совершенствования покупательского сервиса.
R № 1 — ритуалы (Rituals)
В религиях это церемонии, которые регулярно совершаются, дабы напомнить людям о значимых и вечных ценностях. В построении покупательской лояльности это повседневная деятельность, шаг за шагом приближаю-
Потрясающие идеи для менеджеров...
щая нас к желанным целям. Такие повседневные штрихи, как внешний вид персонала и рабочего места, привычка говорить «спасибо» и делать покупателям комплименты, вежливое приветствие и прочая деятельность, превращающаяся в хорошую привычку, — вот примеры подобных ритуалов.
R № 2 - ограничения (Restrictions)
В религиях это запреты, которые предписывают, что нам нельзя делать. В построении покупательской лояльности это те границы, переходить которые не следует ни при каких обстоятельствах. Например, вы решаете, что ни при каких обстоятельствах не будете сотрудничать с организациями, которые невнимательно относятся к найму сотрудников. Процесс установки определенных запретов (идея 37) — это пример второго R.
R № 3 — предписания (Regulations)
В религиях существуют заповеди, которые учат нас делать добро, например чтить своих родителей, помогать нуждающимся, быть внимательным к людям, любить своего ближнего. В построении покупательской лояльности наши предписания — это инструкции, в соответствии с которыми мы должны ценить и уважать потребителя, стараться построить с ним долговременные отношения, превосходить его ожидания, быть честным и справедливым во всех сделках с ним. Эти предписания находят отражение в кредо компании и правилах поведения для работников, покупателей и акционеров.
R № 4 — отношения (Relationships)
Этот пункт является следствием трех предыдущих. Мы проявляем большую заботу к окружающим по мере того, как растем и развиваемся сами. Мы приходим к пониманию факта: в одиночку очень сложно чего-то добить-
______________________________________________ Глава 5
ся. Мы осознаем реальную ценность взаимоотношений в нашей личной и профессиональной жизни. В конце концов, никакие достижения не смогут компенсировать разрушенных отношений. Отношения — это конечная цель нашего существования, поскольку нам предписано свыше любить друг друга.
Так что даже рискуя показаться чересчур заботливым наставником, я все же прошу вас задуматься над этими четырьмя «R» — над тем, как они повлияют на достижение покупательской лояльности в вашей организации.
Глава 6