Критерии оценки кредитных карт


Процентная ставка

Годовой сбор

Льготы

Рис. 15.3. Образец текстовой схемы

Рис. 15.2. Образец карты

Схема — графическое изображение, пред

ставляющее информацию в легкой для понима

ния форме.

Текстовая схема — обобщение, краткое со

держание или основные идеи.

Схемы

Схема — это графическое изображение, выделяю

щее из большого объема информации основные мо

менты и представляющее их аудитории в легкой для

понимания форме. Наиболее распространенными

являются текстовые и организационные схемы.

Текстовые схемы часто используются для того,

чтобы сделать предварительный обзор материала,

Рис. 15.4. Образец организационной схемы

Организационная схема — графическое

представление сложной системы или процеду

ры с помощью символов и связующих линий.

Диаграмма — графическое изображение,

которое дает сравнительную информацию.

Столбчатая диаграмма — диаграмма,

представляющая сравнительную информацию

в виде столбиков или полос, которые показы

вают соотношение между двумя или более пе

ременными в одно и то же время или в различ

ные моменты времени по одной или нескольким

характеристикам.

 
 
 

Линейная диаграмма — диаграмма, пока

зывающая изменение одной или более перемен

ных с течением времени.

Диаграммы

Диаграмма — это графическое изображение, кото

рое дает сравнительную информацию. Чаще всего

используются столбчатые, линейные и круговые ди

аграммы.

Столбчатые диаграммы, представляющие инфор

мацию для сравнения в виде столбиков или полос,

могут показывать соотношение между двумя или

более переменными в одно и то же время или в раз

личные моменты времени по одной или нескольким

характеристикам. Например, столбчатая диаграмма,

используемая в докладе о колебаниях в экономике

(рис. 15.5), иллюстрирует резкий спад роста валово

Часть IV · Публичное выступление

Рис. 15.6. Образец линейной диаграммы

го внутреннего продукта США между концом чет

вертого квартала 1999 года и четвертым кварталом

2000 года.

Линейные диаграммы показывают изменение од

ной или более переменных с течением времени. На

пример, линейная диаграмма на рис. 15.6, которая

может использоваться в докладе о населении Со

единенных Штатов, показывает рост населения

США в миллионах человек за период с 1810 по 2000

год.

Круговые диаграммы показывают соотношение

между частями единого целого. В речи об эффек

тах снижения налогов общественное мнение по

этому вопросу может быть выражено в виде кру

говой диаграммы, подобной той, что приведена на

рис. 15.7.

Рис. 15.7. Образец круговой диаграммы.

Круговая диаграмма — диаграмма, кото

рая показывает соотношение между частями

единого целого.

Рис. 15.5. Образец столбчатой диаграммы

U. S. News & World Report, February 12, 2001, p. 22.

Средства для демонстрации

Наглядных пособий

Для демонстрации своего наглядного материала

вы можете использовать несколько технических

средств.

Раздаточный материал

Плюс этого средства в том, что вы можете быстро

изготовить раздаточный материал (листки с нагляд

ным материалом, напечатанным или нарисованным),

и все ваши слушатели будут иметь в руках собствен

ный наглядный материал профессионального каче

ства, к которому они смогут обращаться по мере на

добности и который они смогут унести с собой по

сле вашего выступления. Минус — отвлекающее

воздействие самого процесса раздачи листков и пер

спектива потерять внимание аудитории тогда, когда

вы хотите, чтобы оно было направлено на вас. Преж

де чем вы решите остановиться на этом способе, об

думайте возможность использования других средств

демонстрации наглядного материала, описанных да

лее. Если вы все же захотите использовать раздаточ

ный материал, хорошей идеей будет выдать его слу

шателям в конце выступления.

 
 
 
 

Глава 15 · Вербальная и визуальная адаптация

Доска и мел

Как средство представления простой информации

идеально подойдет доска — основной элемент любо

го учебного помещения. К сожалению, здесь очень

легко ошибиться и использовать доску неправильно

или перегрузить ее информацией. Кроме того, вряд

ли доска подойдет для основательного анализа како

го нибудь процесса или технической процедуры из

за невозможности демонстрации с ее помощью слож

ного материала. Тем не менее любой профессиональ

ный оратор должен уметь эффективно пользоваться

доской и мелом.

Одна из распространенных ошибок при работе с

доской — это писать на ней слишком много в то вре

мя как вы говорите. В результате такого ошибочного

использования доски записи на ней часто оказывают

ся неразборчивыми или частично закрытыми вашим

телом, когда вы пишите. Вторая распространенная

ошибка — это проводить слишком много времени,

обращаясь к доске, а не к аудитории.

Доска и мел хороши для кратких выдержек ин

формации, которые можно написать за несколько

секунд. Если вы собираетесь рисовать или писать и

одновременно говорить, потренируйтесь делать это.

Если вы правша, стойте справа от того места, где вы

пишите. Старайтесь в это время стоять, хотя бы час

тично повернувшись к аудитории. Хотя сначала это

может показаться неудобным, ваши усилия будут

вознаграждены тем, что вы сможете все время под

держивать контакт с аудиторией, а аудитория сможет

видеть, что вы делаете в процессе вашей работы.

Диапозитивы

Возможно, самый легкий и наиболее распростра

ненный способ демонстрировать наглядные пособия —

это проецировать их на экран с помощью диапозитив

ного проектора. Диапозитивы можно сделать вручную

(обвести рисунок или сделать надпись на пленке),

машинным способом (на копировальной машине или

термографе) и на компьютере. Существенное преиму

щество диапозитивов состоит в том, что вы можете

сделать их довольно легко и без больших затрат, если

вы имеете доступ к компьютеру, копировальной ма

шине и можете приобрести диапозитивную (ацетат

ную) пленку. Если у вас есть свой компьютер, у вас,

скорее всего, есть и программы, которые вам могут

понадобиться (Microsoft Word, PowerPoint или

PageMaker). Если у вас нет своего компьютера, в ком

пьютерной лаборатории вашего колледжа или универ

ситета, вероятно, найдется необходимое вам оборудо

вание и программное обеспечение. Если у вас есть до

ступ к струйному или лазерному принтеру, вы можете

отпечатать подготовленный вами наглядный матери

ал на ацетатной пленке и демонстрировать его с по

мощью диапроектора. Если у вас есть доступ только к

матричному принтеру, вам нужно будет напечатать

свой материал на обычной бумаге, а затем отнести его

в копировальную мастерскую, чтобы преобразовать в

диапозитивы.

Диапозитивы будут хорошо служить вам почти в

любых условиях, и, в отличие от других видов про

ецирования, их демонстрация не требует затемнения

в комнате. Кроме того, диапозитивы могут быть по

лезны, когда надо показать, как работает формула,

проиллюстрировать всевозможные расчеты или про

анализировать данные, поскольку вы можете писать

или рисовать на пленке во время своего рассказа.

Однако этот вариант лучше оставить опытным до

кладчикам. Для начала остановитесь на диапозити

вах с уже полностью готовой картинкой, чтобы вы

могли сосредоточиться на своей речи и не добавлять

новые данные в ходе выступления.

Наши рекомендации