Порядок вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена
Конструкты | d (разность) | d2 (квадрат разности) | |
Конструкты | ||||||||||
1-й | ||||||||||
2-й | ||||||||||
3-й | ||||||||||
4-й | ||||||||||
5-й | ||||||||||
6-й | ||||||||||
7-й | ||||||||||
8-й | ||||||||||
9-й | ||||||||||
10-й | ||||||||||
11-й |
Если мы просуммируем баллы взаимосвязи для каждого конструкта (без учета знака), то получим числовое выражение общей дисперсии, объясняемой данным конструктом. В таблице 7 для конструктов 1, 2, 3 приведены полностью все коэффициенты ранговой корреляции и баллы взаимосвязи. Вы видите, что отношение 2—1 приводится и в столбцах конструктов 1 и 2, а отношения 3—1 и 3—2 повторяются в столбце конструкта 3. Для уменьшения количества данных по остальным кон-
структам приведены только неповторяющиеся отношения. Не следует забывать, что сумма баллов взаимосвязи, например, для конструкта 8, включает баллы взаимосвязи этого конструкта с предшествующими.
Теперь можно расположить все конструкты в пространстве 2 осей. Первую ось образует конструкт, имеющий самую большую сумму баллов взаимосвязи и, следовательно, наиболее тесно связанный с остальными конструктами. Вторую ось образует второй по мощности конструкт, но не коррелирующий на значимом уровне с первым. Как видно из таблицы 13, конструкт 7 объясняет наибольшую часть дисперсии. Он и образует первую ось на рисунке 1. Конструкт 3 имеет самую большую после первого конструкта сумму баллов взаимосвязи и не коррелирует с ним на значимом
Глава 2. Психодиагностика: практика
Рис. 1. Размещение конструктов в пространстве двух главных осей в соответствии с баллами взаимосвязей
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
уровне (например, р < 0,05). Конструкты 6, 9, 1, 4, и 8 не были использованы в качестве второй оси, и, хотя конструкт 4 можно было бы применить для этой цели, был выбран конструкт 3 вследствие его большей психологической значимости.
Другой способ обработки без применения ЭВМ позволяет определить расстояние между каждым элементом и конкретным конструктом. Предположим, что нас интересуют ситуации, провоцирующие заикание. Тогда сначала полезно установить различия в восприятии ситуаций пациентом и лишь затем приступать к его лечению.
Процедура подсчета меры воспринимаемого расстояния между элементами (в данном случае ситуации по степени провоцирования заикания) заключается в следующем.
1. Выпишите коэффициенты корреляции между всеми конструктами и конструктом Вы заикаетесь (в нашем случае это конструкт 3). Заметьте, что коэффициент корреляции этого конструкта с самим собой равен 1,00.
2. Переведите коэффициенты корреляции в баллы взаимосвязи (р х 100).
3. Выпишите ранговое положение 1-го элемента по отношению к конструкту 1. Из табл. 5 видно, что он занимает 5-е положение.
4. Разделите балл взаимосвязи между конструктами 1 и 3 на 5 ( 34 : 5 = 6,8).
5. Затем выпишите ранговое положение 1-го элемента по отношению к конструкту 2. Он занимает второе положение.
6. Разделите балл взаимосвязи между конструктами 2 и 3 на 2 (23 : 2 = 11,5).
7. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не будут подсчитаны баллы для 1-го элемента по отношению ко всем конструктам. Сложите эти баллы. Вы получете показатель провоцирования заикания для данной ситуации. В частности, для первой ситуации он равен 80,1. Показатели для всех остальных ситуаций приводятся в таблице 14.
При подсчете подобных мер важно выбрать в качестве центрального такой конструкт, который наиболее полно отражал бы интересующее нас явление. В данном случае мы исследуем ситуации, провоцирующие заикание, поэтому в качестве центрального был выбран конструкт 3 Вы заикаетесь. Каждой ситуации (элементу) приписывается балл, учитывающий и позицию этого элемента по
конструкту 3, и позиции данного элемента по всем остальным конструктам (после того как они были «взвешены», что точно отражает отношение этих конструктов к конструкту 3). Таким образом, данный метод дает возможность оценить степень того, в какой каждая ситуация провоцирует заикание (причем с учетом всех связей во всей сети). Полученные результаты ясно показывают, что наиболее стрессовой оказалась ситуация разговора по теле-
Таблица 13