Образовательные технологии. Предусмотрены: активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций
Предусмотрены: активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций, деловые или ролевые игры и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных знаний и навыков обучающихся. Под интерактивным обучением подразумевается обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации студентов, образовательный процесс для которых проходит в групповой совместной деятельности.
ФГОС ориентирован на выработку у студентов компетенций – динамическогонабора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств,которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в различных отраслях экономики и культуры. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом по данной дисциплине согласно утвержденному учебному плану они составляют 6 часов (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средствадля текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестациипо итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа является основной и обязательной частью учебного процесса. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс студентоцентричен. Он подразумевает ответственное отношение студента к процессу и результатам собственного обучения. Результатами обучениявыступают усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции. Компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения – когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике и т.п. – и могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы.
Оценка качества освоения дисциплины должна включать следующие типыконтроля - текущий контроль успеваемости(по неделям семестра), промежуточную аттестацию(по семестрам – зачет/экзамен).
Оценочные средства – фонд контрольных заданий,а такжеописаний формипроцедур,предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала – являются неотъемлемой частью вузовской основной образовательной программы.
Формы самостоятельной работы студентов (СРС):
Аудиторнаяи внеаудиторная самостоятельная работа студентов осуществляется под руководством и контролем преподавателя. Следует подчеркнуть, что формирование компетенций редко бывает связано лишь с освоением теоретических курсов, преподносимых студенту в лекционной (аудиторной) форме. Как правило, компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения – когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике и т.п. – и могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы.
Аудиторнаясамостоятельная работа студентов под руководством и контролем преподавателя:
- на лекции;
- на семинарских занятиях;
- на лабораторных занятиях;
- на плановых консультациях.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов под руководством и контролем преподавателя:
- дополнительные занятия;
- текущие консультации по дисциплинам;
- консультации по курсовым проектам и работам.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов безпреподавателя:
- подготовка к аудиторным занятиям;
- изучение теоретического материала;
- выполнение контрольных работ, домашних практических заданий, индивидуальных практических заданий;
- работа на ПК, поиск информации в Интернете;
- подготовка к докладу;
- работа в научных библиотеках;
- написание реферата;
- другие виды.
Общая максимальная сумма баллов, которую студент может набрать по дисциплине в течение семестра – 110 баллов: 100 баллов текущий контроль и рубежный контроль + 10 баллов экзамен (промежуточная аттестация);
- общая максимальная сумма баллов, которую студент может набрать в течение семестра за выполнение всех видов работ во время аудиторных и внеаудиторных занятий, активность и посещаемость, должна быть равна 100 баллам;
- минимальная сумма баллов, при которой студент допускается к экзамену (к промежуточной аттестации), равна 60 баллам (60% от 100 баллов). Студент, заработавший менее 60 баллов, к зачету допускается только после набора данного количества баллов.
Примерный перечень вопросов к экзамену(промежуточная аттестация):
- Сущность семьи и брака.
- Связь психологии семейных отношений с другими науками.
- Объект, предмет и задачи психологии семейных отношений.
- Развитие психологии семейных отношений в России.
- Характеристика кризиса современной семьи.
- Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.
- Тенденции развития семьи в современном мире.
- Традиционные и современные функции семьи и их характеристика.
- Методы изучения семейных отношений.
- Нетрадиционные или особые семьи.
- Психологический климат семьи. Типы семей по качеству отношений и атмосфере в семье.
- Альтернативные формы брачно-семейных отношений.
- Семья как малая группа.
- Типология семей.
- Типы семей по структуре.
- Типы семей по составу.
- Типы семей по количеству детей.
- Типы семей по типу потребительского поведения.
- Типы семей по особым условиям жизни.
- Динамика развития семьи. Жизненный цикл семьи.
- Кризисные периоды в браке.
- Семья как малая социальная группа.
- Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.
- Теории супружеской совместимости.
- Предбрачный период – период ухаживания.
- Модели выбора спутника жизни.
- Характеристика и особенности современной семьи.
- М.Мид о современной семье.
- Специфика общения в семье.
- Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.
- Факторы «риска» в браке.
- Стабильность института семьи и её детерминанты.
- Родительское отношение к ребенку: структуры, типы, функции.
- Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.
- Рождение ребенка и взаимодействие с ним на разных возрастных этапах.
- Биология человека: половой диморфизм. Психологические различия между полами.
- Психология сексуальности. Психосексуальные дисгармонии в браке.
- Супружеские конфликты и их профилактика.
- Типология супружеских конфликтов.
- Супружеская неверность: причины, особенности и стратегии поведения.
- Взаимоотношения поколений в семье.
- Мотивы семейного воспитания.
- Подготовка молодежи к семейной жизни.
- Процессы дестабилизации и распада брачно-семейных отношений.
- Причины роста разводов.
- Индивидуальные и социальные последствия развода.
- Психологические условия сохранения и гармонизации брачных отношений.
- Методы диагностики и получения информации о семейной ситуации.
49. Зрелая и дисфункциональная семья.
50. Стили родительского воспитания.
51. Основные функции семьи и их характеристика.
52. Становление психологии семейных отношений.
53. Нарушение функций семьи.
- Коллективные и индивидуальные функции семьи.
- Психологически благополучная и неблагополучная семья.
- Семья в разные исторические периоды.
- Психологические особенности людей, предпочитающих одиночество.
- «Гражданский брак» или сожительство.
- Понятие нуклеарной семьи.
- Гиперопека и симбиоз как тип неадекватного родительского отношения.
- Гиперпротекция как стиль семейного воспитания.
- Детерминация родительских установок и стилей воспитания.
- Доминирующая гиперпротекция как стиль семейного воспитания.
- Периодизация семейной жизни.
- Адаптация к семейной жизни.
- Психологические условия оптимизации предбрачного общения.
- Профессионально-этические нормы работы семейного консультанта: принципы.
- Семейные отношения среди тувинцев. Детско-родительские отношения.
69. Социальная работа с семьей. Этапы семейного консультирования.