Алгоритм помощи при приступе панкреатита 10 страница
АККЛИМАТИЗАЦИЯ,процесс приспособления растений, животных и человека к новым условиям среды обитания. Чаще всего А. связана с переселением, но возможны варианты, когда, например, человек остается на месте, но резко изменяются условия среды. А. человека тесно связана с психологической адаптацией.
АКСАКОВАлександр Николаевич – русский оккультист и сторонник спиритизма. Статский советник, Главный редактор журнала «Ребус» (основан в 1831 г.). Написал несколько сочинений на оккультные темы: «Рационализм Сведенборга» (1870 г.); «Спиритуализм и наука» (1872 г.); «Психические этюды» (1875 г.) и др.
АКСЕЛЕРАЦИЯ(от лат.acceleratio – ускорение) – отмечаемое за последние 100 – 150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увелечении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Статически достоверно установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5 -1см., а вес на 100-300 г.; у детей 5 – 7 лет длина тела каждые 10 месяцев увеличивалась на 1,5 см., в вес на 0,5 кг.; у детей школьного возраста длина тела возросла на 10-15 см. Половое созревание наступает раньше в среднем на 1-2 года. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником психологических коллизий (возникновение смысловых барьеров, конфликтов, аффективных норм поведения). Имеются данные об ускорении умственного развития детей (психологическая А.), однако надежных статистических выводов на эту тему пока нет.
АКСОН – Нервное волокно, проводящее импульсы посредством единого протяженного во времени процесса от тела нейрона к другим клеткам, или органам.
АКТЕОН ('Ахтшсоу), в греческой мифологии сын Автонои (дочери фиван- ского царя Кадма) и Аристея, внук Аполлона и Кирены. Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном, А. был превращён богиней Артемидой в оленя за то, что увидел её купающейся [варианты: за то, что пытался совершить над ней насилие, похвалялся своим охотничьим превосходством ]; после этого он стал добычей своих собственных собак. По одному из вариантов мифа, А. превращён Зевсом в оленя в наказание за то, что он сватался к Семеле.
АКТИВАЦИЯ(от лат. activus – деятельный) – состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. Следует отличать А. нервной системы в целом как ее общую характеристику от А. отдельных структур мозга. Понятие оптимального уровня А. означает максимальное соответствие состояния нервной системы поведенческому акту; под индивидуальным уровнем А. понимается привычный для каждого индивида уровень А., на фоне которого преимущественно и реализуется его деятельность.
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕАктивное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Активно слушать собеседника — означает:
Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Результаты применения активного слушания:
Cобеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации. Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар». Правила активного слушания:
1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать распросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
АКТИВНОСТЬ –всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования. В психологии А. выступает в соответствии с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется в большей степени обусловленностью производимых действий спецификой внутреннего состояния субъекта непосредственно в момент действования, в отличии от реактивности, когда действия обуславливаются предшествующей ситуацией, произвольностью, т.е. обусловленностью наличной целью субъекта, в отличии от полевого поведения (см. Поленезависимость); надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей в отличии от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками заданного (см. А. надситуативная); значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели, в отличии от пассивного уподобления предметам, с к-рыми предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности.
АКТИВНОСТИ ФИЗИОЛОГИЯ — концепция Н. А. Бернштейна, разработанная им на основа изучения движений, согласно которой активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности явилась принципиально новым шагом в развитии на только нейрофизиологии и психологии, но и биологии, переходом от рассмотрения организма как реактивной системы к его рассмотрению как активной системы. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию до тех пор, пока он не восторжествует над средой либо погибнет в борьбе с ней. Как все неживые системы, окружающая организм среда всегда движется в направлении возрастания энтропии (однозначной функции состояния термодинамической системы). Организм же движется негэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая этот эффект ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет окисления и разрушения веществ — участников энергетического метаболизма. Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, которые имеют в основе представление о рефлекторной дуге (как для безусловного, так и для условного рефлексов). Однако стимул, являясь бесспорной причиной появления самого феномена рефлекса, ничего не говорит о генезе и значении этого рефлекса — о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. Физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности организма она соответствует. Жизнедеятельность организма — не уравновешивания его со средой, а активное преодоление среды, определяемое моделью потребного будущего. Активность организма строится в соответствии с вероятностным прогнозированием дальнейшего развития событий в среде и положения в ней организма.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ –способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в общении, творчестве, волевых актах. Интегральная характеристика А.л. – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности и отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
АКТИВНОСТЬ НАДСИТУАТИВНАЯ –способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством А. н. субъект преодолевает внешнее и внутреннее ограничения («барьеры») деятельности (см. Установка). А. н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности (см. Эффективность группы).
АКТИВНОСТЬ ПОИСКОВАЯПоведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Поисковая активность — обязательный компонент многих типов поведения.
АКТУАЛИЗАЦИЯ(от лат. actualis – деятельный) – действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении. А. характеризуется различной степенью трудности или легкости в зависимости от уровня сохранения или забывания извлекаемого материала (см. Забывание, Запоминание).
АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ – (см. Функциональная система) Акцептор результатов действия — (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте акцептор результатов действия представляет собой "информационный эквивалент результата", извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его "опережающим отражением". В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению, в случае частичного несовпадения вводятся поправки с программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение.
АКТУАЛИЗМ(от лат. actualis – действенный, также – современный, наличный), субъективно идеалистическое учение, абсолютизирующее принцип деятельности и отождествляющее реальность с активностью субъекта. Элементы А. характерны для учения Э. Гартмана, а также для психологии Спенсера и Гефинга. Как целостное философское учение А. выдвинул Джентиле, к-рый пытался дать субъективное истолкование гегелевской диалектике. Устранив из учения Гегеля как природу, так и объективную идею. У последователей Джентиле А. принял форму близкую к солипсизму, либо превратился в мистический иррационализм, сближающий понятия «акт» и «дух». Термин «А.» применяется в естествознании и особенно в геологии, где им обозначают сформулированный Ч. Лайелем принцип изучения эволюции природы ( в частности земной поверхности):
знание современных нам феноменов дает ключ к пониманию всех прошедших периодов. В психологии под А. понимают отрицание единого субъекта психической деятельности и сведение ее к совокупности сознательных (или вообще психических) актов. Иногда встречается не вполне точное употребление термина «А.» для характеристики самых разнообразных учений, акцентирующих вечную изменчивость и текучесть бытия.
АКУПРЕССУРА - лечение и профилактика заболеваний через давление на определённые точки тела. С точки зрения официальной медицины, является разновидностью рефлексотерапии.
На арену Европы после акупунктуры вышла акупрессура – лечение через давление на определённые пункты тела. Она опирается на опыты из старого китайского метода акупунктуры. Последняя использовалась самой старой медициной в мире, китайской, ещё 3000 лет до Р. Х. Своё происхождение взяла в религии старого Китая, а обоснование – в китайской философии. Передавалась устно из поколения в поколение, и в 4 и 3 столетии до Р. Х. была дана через философскую школу «моизма».
В XX веке акупрессура изучалась специалистами с чисто утилитарной точки зрения. В результате отбрасывания философии и религиозных рассуждений, осталась технология, пригодная для применения.
Акупрессура – это метод лечения и самолечения, не требующий глубоких медицинских знаний. В то время, как акупунктура нуждается в иглах, акупрессура применяет только давление пальцев на определенные участки тела. Этот метод является менее болезненным и внешне безопасным, при этом везде применимым и легко доступным для освоения любым человеком. Иногда этот метод называется точечный массаж.
Акупрессура не отменяет полностью необходимости во врачебных знаниях и при тяжёлых заболеваниях применима ограниченно. Но в качестве дополнения к современной медицине даёт хороший терапевтический эффект. Особенно эффективна акупрессура как метод профилактики простуд, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, при нарушениях кровообращения, при пониженной активности кишечника и т. д. Применение точечного массажа позволяет снизить, а иногда и отказаться от приёма лекарственных препаратов.
Акупрессура позволяет добиться лечебного эффекта в случаях, когда традиционные методы и лекарства оказываются бессильны. Так, акупрессура легко устраняет приступы мигрени, с которой традиционная медицина много лет безуспешно борется, восстанавливает работу желудка, поджелудочной железы, печени. Межреберный невроз, радикулиты хорошо поддаются предупреждению и лечению без дополнительных процедур и лекарств.
Совсем не обязательно знать все точки, которые требуется массировать. Достаточно общего представления об их местоположении. Точки, связанные с горлом, расположены на шее. Точки, отвечающие за лёгкие, находятся по всему телу на грудной клетке. Точки, связанные с желудком, печенью, находятся совсем рядом - на нижнем ряду рёбер и на животе. Точки носоглотки "рассыпаны" по лицу возле носа и на сочленении шеи с головой.
Найти нужную точку не особенно сложно, хотя требуется некоторый навык. При лёгком круговом движении пальцем соответствующее место чувствуется немного онемевшим, в дальнейшем, а иногда сразу, появляется покалывание, как при засевшей занозе. При массаже нужно слегка сдвигать кожу, не допуская сильного натяжения. В процессе массажа покалывание переходит в сильный зуд, постепенно сменяющийся ощущением горячего приятного тепла. При массаже следует соблюдать осторожность, т.к. при нарушении работы органа (простуда, воспаление) появляется боль, как при сильном ушибе. Поэтому требуется делать перерывы в процедурах. Практически всем знакомо чувство боли под рёбрами при сильном кашле. Боль сосредоточена именно в активных точках. Их ежедневный массаж хорошо предупреждает лёгочные заболевания.
Активных точек в некоторых местах тела так много, что не имеет смысла массировать их отдельно. В этом случае вполне применимы обычные методы массажа (ладонью, тыльными сторонами ладони). Следует избегать сильного нажима. Если точка начнёт воспаляться, вследствие того, что воспалён соответствующий орган, то болеть она будет даже при очень лёгком нажатии. При массаже грудной клетки можно медленно перемещаться от одного участка тела к другому, по мере того как перемещается чувство зуда и горячего тепла.
Акупрессура, на самом деле, имеет много общего с традиционными методами, используемыми у многих народов. Растирание спины, поясницы, груди широко применяется при простудах. Хлестание в бане веником по рёбрам - полная аналогия точечного массажа, только с очень широким полем действия. Если веника нет, годится лёгкое шлёпанье расслабленной ладонью. Сперва каждый шлепок вызывает боль, потом зуд, и наконец - горячее тепло.
АКУПУНКТУРА (и́глоука́лывание; от лат. acus — игла и лат. punctura (pungo, pungere) — колоть, жалить) — метод воздействия на организм, представляющий собой постановку специальных игл в различные точки на теле, а также манипулирование этими иглами. Метод используется для снятия боли или в лечебных целях. Является отдельным направлением в традиционной китайской медицине.
Распространённое убеждение, что акупунктура имеет именно китайские истоки однозначно не установлено. Найденный в графстве Дуолун (Duolun County; автономный регион Внутренняя Монголия на севере Китая) в 1963 году камень бянь ши (заострённые камни, использовавшиеся до создания металлических игл), возможно опускает происхождение акупунктуры в неолит. Иероглифы и пиктограммы датируемый временем правления династии Шан (1600—1100 до н. э.) указывают на то, что наряду с укалыванием использовалось также прижигание. Несмотря на развитие металлургии, лишь во 2-м веке до н. э. во времена династии Хань каменные и костяные иглы были заменены металлическими.
В Европе, при исследовании мумифицированного тела Эци возраст которого около 5300 лет обнаружили 15 групп татуировок, расположение части которых совпадает с современными акупунктурными точками. Это было истолковано как свидетельство того, что практики подобные азиатским могли быть распространены по всей Евразии в раннем бронзовом веке.
Значительное влияние на акупунктуру оказали религиозные и философские учения древнего Китая. Традиция, передававшаяся ранее устно, в 4-м — 3-м веках до н. э. была записана и изложена в свете мировоззрений даосизма. Развитие акупунктуры продолжалось в течение всего первого тысячелетия нашей эры, достигнув своего расцвета к началу второго и получив широкое распространение как в самом Китае, так и за его пределами в Японии, Монголии, Корее, Индии, однако уже в начале второго тысячелетия в последующие века, практика применения акупунктуры стала большей редкостью, будучи заменена медикаментозными методами лечения и утратив свою престижность, была поставлена в один ряд с шаманизмом, акушерством и прижиганием.
В XVI веке португальские миссионеры впервые привезли сообщения об акупунктуре на Запад. В восемнадцатом веке в Европу попадают более подробные сведения об акупунктуре, но значительно больший интерес вызывают методики прижигания. В самом Китае акупунктура сохраняет популярность лишь в низших слоях общества, а сами целители, практикующие иглоукалывание, зачастую неграмотны. В 1822 году эдиктом китайского императора отменяется практика и изучение акупунктуры в императорской академии медицины, как занятие недостойное для просвещённого человека. Всё это влечёт скептическое отношению к иглоукалыванию в европейской науке и исследования в этом направлении практически не проводятся.
Чан Кайши попытался ввести классическую западную медицину, законодательно запретив акупунктуру, что должно было лишить врачебной практики 400 000 акупунктуристов. Но этот закон был отклонён в 1929 г. правительством Гоминьдана. Новый подъём и быстрое распространение акупунктура получила после китайской революции 1949 г.. Врачи в больницах Китая стали применять акупунктуру наряду с классической западной медициной. В разных странах стали производиться научные исследования в этой области, что привело к появлению множества комментариев и публикаций в медицинских журналах и газетах.
В настоящее время в Китае, Корее и Японии акупунктура используется во множестве патологических состояний, в том числе в качестве успокаивающего или тонизирующего приёма, для лечения хронических заболеваний, а также в хирургии, например в случаях перелома кости для стимуляции образованию костной мозоли, при водянке для извлечения накопившейся воды из подкожной клетчатки и т. п.
Существует альтернативная гипотеза происхождения акупунктуры: татарский учёный, Рашир Рахмети Арат в своей работе «Zur Heilkunde der Uighuren» (Медицинская практика у уйгуров), опубликованной в 1930 и 1932 гг. в Берлине, исследует уйгурскую медицину. Опираясь на рисунок человека и объяснения точек акупунктуры на теле, он, а также и другие западные ученые склоняются к тому, что акупунктура является не китайским, а уйгурским открытием.
Последователи традиционных школ акупунктуры, уходящих корнями в древние верования и философию даосизма, рассматривают болезнь как дисбаланс и нарушение циркуляции энергий Инь и ян. Упрощённо в обоснование лечебного эффекта предлагается, что воздействия, производимые на акупунктурные точки, приводят к гармонизации и восстановлению правильного движения энергии.
Несмотря на то, что история исследования механизмов акупунктурного воздействия современной наукой насчитывает вот уже столетие, и в биологии, медицине и физиологии наука продвинулась очень далеко, механизмы акупунктуры по-прежнему остаются не ясны.[источник не указан 185 дней] Многие учёные сохраняют скептическую позицию относительно наличия полезного воздействия, склоняясь к мнению, что всё объясняется эффектом плацебо — внушением. Но имеются и сторонники противоположного мнения, что не все физиологические признаки могут быть следствием плацебо.
Несколько последних клинических исследований немецких учёных из Nordic Cochrane Centre об использовании рефлексотерапии в избавлении от боли (для анестезии, лечения хронической головной боли и мигрени, поясничных болей при радикулите и т. д.) показали, что действие используемого в настоящее время в клинических условиях метода почти не зависит от глубины и места установки игл и её длительности, и по большей части базируется на эффекте самовнушения — плацебо: разница между «действительным» и «фальшивым» иглоукалыванием оказалась незначительной в пользу «действительного». Также в различных методах «фальшивого», случаи, когда кожа действительно пронзалась, оказались незначительно более эффективными. Полученная незначительная разница в несколько процентов не имеет клинического значения, и исследователи полагают, что она может быть объяснена недочётами в условиях проведения эксперимента. Для устранения погрешностей и уточнения результатов ожидается проведение дальнейших исследований. В то же время по результатам этих исследований, акупунктура, даже в качестве плацебо, показала себя как значительно более действенное средство, чем традиционные обезболивающие препараты.
В противовес мнению об исключительном влиянии акупунктурного воздействия только как плацебо, существует и противоположная точка зрения: в 2003 году Всемирная Организация Здравоохранения составила список заболеваний, при лечении которых, согласно исследованиям и клиническим тестам, акупунктура показала положительный результат, однако этот обзор был раскритикован за предвзятость и за сосредоточенность в основном на некачественных клинических испытаниях.
Следует отметить, что, согласно меморандуму ВОЗ о стратегии развития альтернативной медицины, акупунктура, как и прочие методы нетрадиционной медицины, должна соответствовать критериям доказательной медицины. В настоящее время нет достаточного количества достоверных исследований, доказывающих более высокий по сравнению с плацебо эффект акупунктуры. Существующие достоверные клинические испытания, показывающие эффективность метода, дискредитируются многочисленными непрофессионально выполненными или откровенно фальсифицированными исследованиями.
Одной из серьёзных причин, осложняющих изучение акупунктуры, считается так называемая «операторная зависимость»: результат акупунктурного воздействия значительно зависит от опыта и мастерства оператора, методики или школы акупунктуры, которой он обучался и далеко не всегда удаётся воспроизвести сходные результаты.
АКУСМАТИКИ –члены пифагорейской общины, лишь частично посвященным в соответствующие таинства. См. Пифагор, пифагорейство.
АКУШЕРСТВО,наука изучающая процессы, возникающие в организме женщины, находящейся в состоянии беременности, родов и послеродовом периоде, и методы оказания мед. помощи беременным, роженицам и родильницам.
АКУШЕРСТВО ДУХОВНОЕпоявилось в СССР. Основателем принято считать Чарковского Игоря Борисовича, которому удалось вылечить при помощи длительного нахождения в воде свою тяжелобольную дочь. С таким результатом Чарковский решает ознакомить широкую общественность и публикует ряд статей на эту тему. Параллельно он продолжает свои исследования о пользе водной среды для новорожденных и с этой целью ставит ряд практических опытов среди добровольцев; обучает новорожденных плаванию, закаливанию при помощи холодной воды и т.д. В 1980 году он принимает участие в появлении на свет первого ребенка, рожденного в воду. Благодаря пропагандистской деятельности в отношении своего метода у Чарковского появляется много сторонников – семейных пар, которые решают рожать детей дома, а не в роддоме. Постепенно эти пары организуются в клубы, где делятся между собой опытом рождения в воду , закаливанием, физической подготовкой детей, их психофизическим развитием. В результате в среде этих клубов рождается понятии «духовного акушерства» как противопоставление государственному «бездуховному» акушерству родильных домов. В начале 90-х гг. прошлого века А.д. широко распространяется Европе и Америке, благодаря самому Чарковскому и его последователям: Марине Дадашевой, Татьяне Саргунис и др. Они ездят по миру, организуют международные конференции и др. мероприятия пропагандирующие А.д.
А.д. – это осознанная и последовательная деятельность родителей, направленная на рождение здорового и полноценного ребенка. Первый шаг в этом направлении – это осознанное зачатие. Далее идет ряд мероприятий, таких как закаливание, специальные физические и дыхательные упражнения для беременных женщин и развитие интеллектуальных и творческих способностей непосредственно у ребенка в утробе матери. Заканчивается эта программа обязательным рождением в воду.
АКХАТ, А к х и т, в западносемитской мифологии герой угаритского мифо-эпического предания, богатырь-охотник, сын мудрого правителя Данниилу. Согласно преданию, А. родился по благословению Илу. Когда мальчик достиг инициационного возраста, отец благословил его на занятие охотой, а Кусар-и-Хусас изготовил для него чудесный лук. Этим луком пожелала овладеть богиня охоты Анат. Она предлагает А. богатства, свою любовь, бессмертие, но он отказывается. Тогда Анат решает его погубить, насылает на А. орлов во главе с их предводителем Йатпану, и те пожирают героя. Данниилу и его дочь Пагат оплакивают А. Чтобы найти мёртвого Балу (Алиййану-Балу), по просьбе Данниилу, отламывает у орлов крылья, и те падают наземь; Данниилу вспарывает их тела и в чреве матери орлов Цамалу обнаруживает труп сына, а Балу возвращает орлам крылья, и они улетают. Пагат отправляется мстить убийцам.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА(от лат. accentus – ударение) – чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм различают следующие типы А. х.: циклоидный – склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации; астенический – тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии; боязливый (сензитивный) тип – робость стеснительность, тенденция испытывать чувство неполноценности; шизоидный – отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. Экстраверсия – интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. Эмпатия); застревающий (параноидный) – повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие; эпилептоидный – недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность; демонстративный (истероидный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании; гипертимный – постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей); дистимный, напротив, - чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность; неустойчивый (экстравертированный) тип – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер; при чрезмерной подчиняемости и зависимости говорят о комфортном типе. В зависимости от степени выраженности различают явную и скрытую А. х. Оформляясь к подростковому возрасту, А. х. с повзрослением сглаживается, проявляясь не при любых, а лишь при сложных психогенных ситуациях, создающих нагрузку на «слабое звено». А. х. могут стать благоприятной почвой для развития острых эффективных реакций (см. Психогении), неврозов, патологических нарушений поведения. Учет А. х. необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии.
АКШОБХЬЯ (санскр. «невозмутимый»), один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Культ А. возник, по-видимому, в первых веках до н. э., поскольку и он, и его рай абхирати упоминаются в таких древних сутрах, как «Вималакиртинирдеша» и «Аштасахасрика Праджняпарамита». В ваджраяне А. — один из т. н. пяти дхьяни-будд, глава семьи татхагаты (см. в ст. Будда). В мандале дхьяни - будд А. находится иногда на востоке, иногда в центре, он синего цвета, и его правая рука касается земли (т. н. «бхуспарша-мудра»). Его праджней (женским соответствием) является Лочана, и из А. эманирует бодхисатва Ваджрапани. К семье А. принадлежат также Манджушри, Ямантака, Хаяг- рива, Херука, Найратма, Экаджата и многие другие божества. Земным проявлением А. считают будду прошедшего — Канакамуни. Культ А. был особенно популярен на древней Яве. Он сохранился до сих пор в Непале и в Тибете.