Законы психического развития

Законы- научные положения, которые объясняют как происходит развитие.

1) Закон гетерохронности. Ему присуща разновременность. Все психические функции человека развиваются в разное время. Смысл гетерахронности в том, что она обеспечивает лучшую адаптацию к жизни.

2) Неравномерности.Развитию присущ колебательный характер, наблюдаются периоды подъема и спада или стабилизации, которые могут чередоваться друг с другом случайной последовательностью.

3) Сочетания в процессе эволюции и инволюции. Означает что в процессе психического развития процессы приобретения нового сочитаются с процессами запоминания старого.

4) Сензитивность развития.Сензитивный период развития —период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Сензитивность возрастная — оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий ивремени для ее становления.

5) Кумулятивность психического развития. означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. пример — становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

6) Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.

Стратегии построения исследования в психологии развития

В психологии развития используют стратегии:

· Поперечных срезов. Предполагает, что для изучения динамики одновременно включают несколько разновозрастных групп населения. Эта стратегия положительна для того, чтобы получить информацию о динамике крайне быстро. А недостатком является то, что данные подвержены когорте ( т.е. группа людей из одного и того же места и родившиеся в одно и тоже время).

· Продольных срезов.Для изучения динамики в исследовании участвуют одна и та же выборка испытуемых. Определяется интервал. Пример: 2014-2030г. Недостатки: долго, убывание выборки испытуемых, испытуемые регулярно участвовавшие в исследованиях, будут показывать более высокий уровень результатов. Например исследование мышления. Положительность в том, что исследование дает наиболее объективную информацию.

· Межкультурные исследования. Исследование проводится не в одной культуре, а одновременно в нескольких. Такие исследования позволяют ученому определить, применимы ли выводы, сделанные в отношении развития детей из одного социального контекста, к детям из других этнических групп либо социально-экономических стратов в пределах одного и того же общества.

Методы сбора данных

Методы сбора данных- это неэксперементальные методы, и к ним относятся:

1. Наблюдение— преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение можно проводить в естественной обстановке(включенное наблюдение) и в лабораторных условиях(структурированное наблюдение). При структурированном наблюдении испытуемый помещается в такую обстановку, которая может помочь в понимании интересующего поведения. При этом за ним ведется незаметное наблюдение. Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесною отчета.

2. Тестирование.Есть возрастные ограничения. Нельзя людям старше 60 лет, и детям, которые ещё не могут понимать.

Опрос

Беседа (интервью)

5. Анкета.Имеет возрастные ограничения. И человек может давать неверные ответы.

6. Изучение индивидуальных случаев.Изучается история жизни человека

7. Психофизиологические методы.измеряют соотношение между физиологическими реакциями и поведением и позволяющим установить биологические основания перцептивных, когнитивных и эмоциональных реакций ребенка. Психофизиологические методы особенно полезны для понимания интеллектуального и эмоционального опыта детей до 3-х лет.

8. анализ продуктов деятельности. изучается не процесс деятельности, а ее результат (рисунки и поделки, дневники и стихи, рукописи, конструкции, художественные произведения).

9. Кожных реакций. по интенсивности потовыдилений например.

Наши рекомендации