Технологические приемы. Исходя из содержания указанных переменных, можно предложить следующие психологические операционализации понятия «личностная сила»
Исходя из содержания указанных переменных, можно предложить следующие психологические операционализации понятия «личностная сила», которыми можно воспользоваться как инструментарием, позволяющим эту силу нарабатывать:
1. Разведение позиций, в которые помещает себя человек (актуальная многоплановость), может быть осуществлено как:
а) понятийное различение (в анализе) между:
• деятелем и наблюдателем (за своей деятельностью),
• деятелем (говорящим, пишущим) и оценивателем (продукта, процесса, средств, стиля),
• попеременно или одновременно занимаемыми ролевые позиции (социальные, групповые, межличностные или индивидуальные),
• борцом и партнером,
• борцом против... и борцом за... и т. п.;
б) действенное разведение (в игре или реальной жизни) указанных позиций — опробование различающего их операционального оснащения;
в) эмоциональное знакомство с чувственным наполнением различных позиций, умение узнавать их по характерным желаниям и чувствам, возникающи в момент их актуализации.
2. Выход за пределы:
• наличной ситуации
• наличной проблемы
• актуального переживания
• актуального или субъективного времени
• заданного пространства (физического, социального или психологического)
• собственной культуры
• самого себя и пр.
3. Углубление:
а) в себя: прояснение содержания внутреннего опыта, переживаний, неясных или смутных устремлений, осмысление их как опор, содержащихся в прошлом опыте, в пережитых состояниях, в актуальных устремлениях;
б) в образы: прояснение сложности и глубины семантических связей сновидческих или трансовых событий и образов, отношение к ним как к ресурсам личностного развития.
4. Промысливание своих жизненных целей и смысловых приоритетов. Данная задача имеет немало технологий своего решения: от логотерапии по В. Франклу до NLP-алгоритмов.
Таким образом, использование понятия «личностная сила» позволяет вносить в тренинговые занятия моменты, выполняющие роль связующего элемента, ведущего к стилевому
единству и смысловой стройности обучения. Разумеется, забота о развитии личностной силы отнюдь не специфична по отношению к защите от манипуляции — она скорее обще-личностна. Но в том и заключается особенность работы над частными задачами, что эффективность их решения выше, если способы решения связываются с общеличностным контекстом. Поэтому любое продвижение по пути личностного роста неизбежно повышает способность сопротивляться ма-нипулятивным атакам.
Речь до сих пор шла о групповых методах работы. Квалифицированному психологу нетрудно «переложить» их на другой жанр взаимодействия с иным составом участников — индивидуальное консультирование. Консультантам давно известно, что личностный рост клиента как правило сопровождается повышением его устойчивости к нежелательному или деструктивному воздействию. Личностная сила также может нарабатываться не только (а скорее всего даже не столько) в рамках тренингов, а в ходе преодоления жизненных затруднений. Грамотная помощь со стороны консультанта будет состоять тогда в том, чтобы способствовать клиенту разрабатывать свои личностные ресурсы в указанных направлениях.