А можно предложить ребятам ролевую или деловую игры

Основной период занимает большую часть смены. Начинается после организационного периода (на 4-5 день и до конца смены). Это пора реализации планов организационного периода: планов и задач, которые ставили перед собой дети на коллективном целеполагании и планировании системы отношений и атмосферы доброжелательности, которая была создана вначале, работу органов самоуправления в отряде.

Цели и задачи основного периода смены:

· поддерживать работу органов самоуправления в отряде

· разнообразить жизнь детей в отряде (разнообразие видов и форм деятельности, сочетание обще лагерных и отрядных дел)

· создать условия защищенности и комфортности для каждого ребенка (через доверие и взаимопонимания в отряде, учет психологических особенностей детей и т. д.)

· обеспечить возможность самореализации каждому ребенку (учитывать индивидуальные особенности детей, интересы и склонности, способности и т.д.)

· формировать коллектив отряда, развивать традиции в жизни отряда.

· Проведение огоньков и рефлексий

· Смена инициативы – от вожатого к детям!!!!!!!!

Коллективно-творческая деятельность

Все то, что вожатый делает в течение смены со своим отрядом можно охарактеризовать как коллективно-творческую деятельность.

§ деятельность, так как является процессом взаимодействия;

§ коллективная деятельность, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и вожатых;

§ коллективно-творческая деятельность, так как любая деятельность в лагере приобретает творческий характер, благодаря фантазии вожатого.

Конечно, нужно понять, что любую деятельность в лагере можно сделать коллективно-творческой, но мы хотим выделить несколько основных форм:

1. Массовые общелагерные мероприятия

2. КТД (коллективно-творческое дело)

3. Игры

4. Упражнения, испытания, тренинги

5. Рефлексии, огоньки

Массовые общелагерные мероприятия

Досуг детей в основной период обеспечивается в первую очередь организацией массовых мероприятий (ММ). Общелагерные мероприятия подразделяются на дневные и вечерние мероприятия.

Дневные мероприятия:

· День Нептуна

· День улыбок

· День бантиков – обязательным аксессуаром является бантик.

· День наоборот – день можно начать с дискотеки, а закончить зарядкой, главное согласовать это с начальником.

· Экономическая игра – детям раздается стартовый капитал для открытия предприятия, они открывают свои фирмы (салон красоты, службу доставки и др.)

· Выборы президента лагеря – выборы президента происходят как и во взрослой жизни – с предвыборной агитацией, дебатами, голосованием

· Спортивные соревнования, веселые старты

· Тематические вертушки

Вечерние мероприятия:

· Вечер знакомств

· КВН

· Самый умный, Брейн-ринг, Что? Где? Когда?

· Король танцпола

· Прощальный вечер

· Ассорти шоу – мероприятие проводится без подготовки участников. На сцену вызывается несколько человек для выполнения какого-либо творческого конкурса (Самое необычное исполнение известной песни, конкурс танцев, стихов и т.д.)

· Вожатый-шоу - шоу с творческими выступлениями только вожатых

· Евровидение - отряд представляет одного-двух конкурсантов, несколько конкурсов – песня-визитка, песня вместе, песни дуэтами, спеть акапелло, спеть на иностранном языке

· Вечер лирики - о любви, дружбе, либо посвященный одному поэту, либо вечер памяти жертв войны

· Оскар шоу – команды придумывают фильм и показывают его на сцене, предварительно вытянув по жребию жанр фильма (комедия, ужасы).

· Элит стаил – отрядам дается задание придумать свой собственный стиль (Одежда, цвет, прическа и т.д.). На сцене нужно представить и объяснить все особенности своего стиля.

· Треш-саунд - каждый отряд исполняет мелодию не используя музыкальные инструменты или голос, а используя банки, пакеты и любые другие предметы

· Народный артист – отряды готовят клипы (выступления) на песни.

КТД (коллективно-творческое дело)

Сразу нужно понять разницу между коллективно-творческой деятельностью и КТД. КТД (коллективно-творческое дело) — замечательная форма организации отрядного времени. Эта широко применяемая педагогическая методика позволяет не только организовать досуг ребят, но и содержит в себе четкий воспитательный потенциал, работая на привитие навыков групповой деятельности, развитие творческого мышления и коммуникативных способностей участников. В форме КТД может проходить подготовка к тому или иному мероприятию, даже уборка территории и дежурство в столовой. Успех КТД зависит от способности организатора направить возможности данной методики на достижение конкретной цели.

Стадии организации КТД:

  1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой вожатый увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.
  2. Планирование.Вожатый предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.
  3. Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективого планирования, но и весь опыт прежней жизни.
  4. Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы работы, проделанной при его подготовке.
  5. Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.
  6. Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Вожатый организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Игротека. Классификация игр

Доказывать значимость игры в лагере нет необходимости. Игра - сильнейшее средство развития личности ребенка. Игра развивает внимание, наблюдательность, мышление, память, волю. Игра формирует нравственные качества: справедливость, взаимовыручку, дружбу, терпимость, сотрудничество.

Классификаций игр существует множество:

Признак Виды игр  
Цели и задачи • игры на знакомство • игры на снятие напряжения (на разгрузку) • развивающие игры • игры на выявление лидеров • игры на взаимодействие  
Степень активности • подвижные • спортивные • сидячие (тихие)  
По составу участников • индивидуальные • групповые • массовые  
По возрасту участников • для дошкольников • для младшего школьного возраста • для среднего школьного возраста • для старшего школьного возраста • для взрослых  
По объему времени • длительные (в течение смены) • временные • кратковременные • игры — минутки  
Жанры • музыкальные • дидактические • трудовые • шутки, розыгрыши  
Место проведения • настольные • в помещении • уличные • на воздухе • на местности (в лесу, в воде, и т.д.)
По степени регулирования управления • организованные (взрослым или ребенком — затейником, инструктором) • экспромтные

Рекомендации по проведению игр:

§ Покажите, что эта игра интересна вам самому. Если участники увидят, что вы сами хотите играть, они примут участие в игре с большим желанием.

§ Прежде чем пытаться учить новой игре других, необходимо научиться играть в нее самим.

§ Необходимо полностью изучить описание игры и убедиться, что для ее проведения имеется все необходимое.

§ Для игры важно выбирать безопасное место, хорошо исследовать территорию.

§ Игра должна соответствовать возрасту ребенка, его интересам и включать такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков.

§ Правила игры надо формулировать четко, так же четко давать распоряжения. Необходимо убедиться, все ли понимают правила, не считать понимание само собой разумеющимся.

§ Объяснение не должно быть слишком затяжным. Лаконичные фразы лучше доступны детскому восприятию и лучше запоминаются. Лишнее слова и отступления от темы могут внести дополнительную неясность и путаницу.

§ Ребята должны хорошо понимать не только процесс игры, но и представлять ее результаты.

§ Организатору надо быть коммуникабельным, доброжелательным, уметь построить атмосферу заинтересованности.

§ При проведении игры важно сохранять последовательность и восхождение от простого к сложному.

§ В процессе игры важно поддерживать увлекательность и подбадривать участников.

§ Надо следить за ходом игры, пресекать недружелюбное и опасное поведение.

§ После завершения игры нужно подвести итоги, наградить участников и победителей (желательно, чтобы это не было сразу, но и чтобы ребятам не приходилось долго ждать).

§ Участникам игры нужно дать возможность высказаться; быть готовым умело ответить на их вопросы и недовольство

§ Хорошо постоянно оценивать ситуацию, понимать отклик на игру со стороны участников, чтобы учитывать минусы и продумывать их последующее исправление.

§ Перед проведением большой игры необходимо, чтобы дети уже знали друг друга и были способны к совместной деятельности.

Веревочный курс

Существует множество форм упражнений тренинговой направленности, проводимых в рамках лагерной смены. Прежде чем проводить что-то подобное со своим отрядом, необходимо посоветоваться со старшим вожатым, потому что эти упражнения требуют серьезной подготовки. Наиболее эффективный комплекс испытаний- это веревочный курс.

Веревочный курс (верёвка) - это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, исходя из своих действий. Главные цели "веревочного курса - командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

§ Создание командного духа у отряда;

§ Проявление творческих и коммуникативных качеств в каждом ребенке;

§ Совместное решение проблем и выработка стратегии;

§ Развитие воображение ребенка;

§ Развитие нестандартного мышления (способность находить нестандартные решения);

§ Развитие навыков эффективной коммуникации у детей.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги! Удачи!

Инструкция по проведению поездок и экскурсий

Перед поездкой педагог обязан проконтролировать соответствие одежды и обуви погодным условиям.

Выяснить самочувствие детей. В случае недомогания -обратиться к медперсоналу.

Педагог обязан взять с собой в поездку медицинскую аптечку.

Выяснить, как дети переносят поездки в транспорте. В случаях непереносимости обратиться к медработнику для принятия мер профилактики. (Получить препараты, предотвращающие «укачивание»)

Для профилактики «укачивания» желательно перед посадкой в транспорт интенсивно подышать свежим воздухом.

Необходимо взять в поездку запас полиэтиленовых пакетов.

Детей, склонных к «укачиванию», желательно посадить на первые места.

Детей нужно предупредить, чтобы они в случае возникновения недомогания немедленно сообщали об этом педагогу.

Перед посадкой напомнить о посещении санузла.

После посадки детей в транспорт необходимо их пересчитать и убедиться, что все, кто должен ехать, присутствуют.

Во время движения транспорта дети должны сидеть на своих местах ине перемещаться по салону.

По прибытии на место назначения, педагог предупреждает детей о том, что они должны оставаться около транспорта, пока все не выйдут. Под руководством педагога происходит организованное перемещение группы к пункту назначения.

При передвижении педагога с группой детей, особое внимание следует уделить ситуациям перехода дороги.

Во время экскурсий и поездок запрещено приобретать продукты питания и напитки.

Сувенирная продукция должна приобретаться с разрешения педагога в специально выделенное для этого время, при этом оговаривается место и время сбора. Во время приобретения сувениров желательно держать всех детей в поле зрения.

Организовать посещение санузла, заранее оговаривая место сбора. После сбора необходимо пересчитать детей.

По возвращении в транспорт проверить присутствие всей группы.

Заключительный период

Заключительный период - самое трудное время в смене. Трудное потому, что вскоре предстоит расставание, отъезд из лагеря. В этот период чаще всего происходят чрезвычайные происшествия, травмы. Также, если ребятам в течение смены было хорошо в лагере, могут наблюдаться истерики, подавленность.

Чтобы подготовить ребят к расставанию, необходимо ...

• Решить массу организационных проблем, связанных с отъездом детей (уборка комнат и территории, сдача постельного белья, книг, спортивного инвентаря и т.д.)

• Провести диагностику (сбылись ли ожидания детей, достигнуты ли намеченные результаты и т.д.)

• Психологически подготовить детей к расставанию

• Настроить детей на последействие, на использование того опыта, что они приобрели в лагере

• Подвести итоги смены (насколько удалась или не удалась смена, ее положительные и отрицательные моменты, что улучшить и т.д.)

• Наградить отличившихся детей

В этот период смены все внимание вожатого должно сосредоточиться на своем отряде, нужно быть мобилизованным, спокойным и уверенным.

Предложите детям пересмотреть все свои вещи, аккуратно сложить их, если обнаружились бесхозные предметы туалета, - можно организовать "Бюро находок". Если в лагере существует камера хранения, и детские вещи хранились именно там, то нужно забрать вещи и упаковать их, оставив только все самое необходимое и одежду для дороги.

Самой хлопотной будет процедура сдачи постельного белья. Она проводится в самое последнее утро. Нужно заранее проверить наличие всех простыней, пододеяльников, наволочек, полотенец. Если что-то пропало, нужно организовать ребят на поиски пропавших вещей, тщательно проверят тумбочки, шкафы, укромные уголки, включая даже кулисы актового зала.

На закрытие смены все дети и взрослые ждут незабываемого праздника с сюрпризами, награждением, взрывом положительных эмоций. Поэтому нужно подготовиться к прощальному огоньку, где обсудить с ребятами как прошла смена? Что удалось сделать и что не удалось? Подчеркнуть успехи каждого ребенка.

И для прощанья предлагаем вам несколько ритуалов, которые используем в своей практике.

Прощальные ритуалы

«Ленточки на дереве»

Вожатый готовит заранее для каждого члена отряда небольшую ленточку. Все вместе ребята выбирают «свое» дерево, затем все привязывают на ветки свои ленточки, загадывая при этом желание.

«Свечи»

У каждого члена отряда в руках - горящая свеча. Желательно, включить тихую красивую мелодию. При этом ребята подходят друг к другу, говорят слова, которые хочется сказать или пожелать данному человеку, и капают ему на ладошку немного воска. Затем меняют партнера, и ритуал повторяется.

«Обнималки»

Вожатый заранее готовит на каждого участника веревочку с кисточкой из шерстяных ниток и надевает их каждому члену отряда. Затем ребята подходят друг к другу, говорят добрые, теплые слова на прощание или пожелание, при этом выдергивают ниточку из своей кисточки и повязывают ее на нить своего партнера.

«Монетки»

Все ребята выходят на берег реки или моря, и, загадывая желания, одновременно бросают монетки в воду.

«Шарики с желаниями»

Все ребята пишут на маленьких листках свои сокровенные желания, привязывают их к воздушным шарикам. И все вместе, одновременно, опускают шарики в воздух.

«Орлятский круг»

Перед отъездом все ребята встают в круг. Правую руку кладут на плечо соседу справа, левую руку кладут на талию соседа слева. Вещи отъезжающих ставятся в центр круга. Ребята поют прощальные песни. Затем отъезжающие подходят к каждому в кругу, обнимаются и говорят прощальные слова.

«Паутина»
«Сейчас мы будем бросая друг другу этот клубок, говорить спасибо человеку, которому вы бросаете, обязательное условие, чтобы все участники были запутаны в этой паутине». (разматывая можно либо говорить спасибо человеку, который благодарил вас, либо комплимент, и пожелание хороших снов)

« Что я почти забыл…»

Инструкция:Прежде чем все мы расстанемся, я хотел бы дать вам возможность проговорить то, что вы не успели сказать, или обсудить в ходе работы группы. Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее...

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу... В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то... Вы жалеете об этом... Что же осталось невысказанным или несделанным? (1 минута.)

Теперь откройте глаза... Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели раньше.

«ОРЗ»

«ОРЗ» – это откровенный разговор знатоков, который позволяет получить ребятам ответы на самые сокровенные вопросы, в свободной форме высказывать свое мнение. Участвует группа ребят не менее 10 человек. Все садятся в круг. А потом ребятам предлагается на карточках написать свой вопрос (можно не подписываясь), который его волнует, и сдать ведущему. Зажигаются свечи, и вопросы раскладываются по кругу чистой стороной карточки вверх. Ведущим выбирается первый вопрос и зачитывается вслух. Желающие могут на него отвечать и даже дискуссировать. Ведущий должен следить за ситуацией, дать возможность всем высказаться и перейти к следующему вопросу. Разговор заканчивается, когда все вопросы заданы и получены ответы. Последние вопросы задает ведущий «Понравился или нет такой метод общения?», «Удовлетворены ли ответами?», «Каковы пожелания на будущее?».

« Моя жизнь»

Все садятся вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен.

- Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечку. Вы сядете, и поднимите её на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. А вам будут задавать вопросы – о вас. На этот стул может сесть каждый - каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой ответите искренне, вам не нужно выходить, и садится на этот стул.

Педагогу очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения.

Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а чуточку исповедные. Например, «Во сколько ты встаешь утром?» или «Какой твой любимый цвет?» - пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задавать их можно при других обстоятельствах. Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: Когда ты последний раз плакал от счастья? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело?

Из-за чего ты злишься?

Кто нравится тебе здесь?

Какие у тебя есть надежды и мечты?

При каких обстоятельствах ты не можешь быть счастлив? Исповедь каждого, как правило следует заканчивать вопросом: «Что мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?».

«Букет цветов»

Для проведения огонька педагогу заранее следует изготовить красочно оформленные бумажные цветы или лепестки, в которых написаны вопросы о самых запоминающихся вещах и событиях. Например, «Какое твое самое яркое впечатление детства?», «Вспомни самый трогательный момент твоей жизни?», «какую книгу ты готов перечитывать бесконечно?» и т.д. и т.п. такой тип вопросов выбран неслучайно, так как позволяет выявить уровень ценностных ориентаций и жизненных стимулов участников.

Для того, чтобы создать нужную атмосферу ведущий рассказывает притчу о том. Что если вокруг огня свечи собираются не совсем внимательные и зрелые люди – то свечка быстро тает словно плачет от непонимания и обиды. А если все в порядке и вокруг неё собрались добрые и внимательные друг к другу люди, то и свеча горит ярко и медленно, пытаясь согреть каждого. После этой легенды каждый желающий может выбрать свой цветок и ответить на хранящийся в нем вопрос.

День отъезда

В день отъезда не забудьте:

ü Собрать, посчитать и сдать бельё

ü Убрать комнаты, отрядное место, оставить их в порядке и чистоте

ü Проверить, все ли свои вещи собрали ребята

ü Организовать «бюро находок» (определите место, где будут находится потерянные вещи)

ü Напомнить ребятам о правилах поведения во время поездки домой

ü Посадить детей в автобус и проверить список.

Анализ жизнедеятельности коллектива

Анализ - это этап в организации дела, который позволяет соотнести результаты дела с намеченными в процессе целеполагания задачами, и оценить эффективность деятельности. Существует две формы анализа - Рефлексия и Огонек.

Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий и поступков, своих внутренних состояний, чувств, переживаний.

Анализ и рефлексия необходимы в педагогической деятельности, так как они позволяют контролировать деятельность отряда (и деятельность собственно педагога), не допускать ошибок; позволяют своевременно корректировать деятельность педагога, создают основу для поиска и реализации новых идей, создают условия для профессионального роста педагога и развития коллектива. Важно научить подростка коллективному анализу и рефлексии, так как это способствует осознанному отношению их к деятельности коллектива и собственной деятельности, и является мощнейшим средством личностного саморазвития.

Анализ деятельности и отношений осуществляется на 5 уровнях

Ø Личностный уровень - дневники, анкеты, беседы, ведение педагогического дневника

Ø Групповой уровень - диагностика деятельности малой группы (инициативная группа, совет дела)

Ø Отрядный уровень - система отрядных огоньков, сбор совета отряда

Ø Общелагерный уровень (всего детского коллектива) - общий сбор лагеря (форум),совет командиров

Ø Уровень педагогического коллектива - анализ деятельности отряда и вожатого на ежедневных планерках, педагогические советы

Общие требования к коллективному анализу:

Конструктивность (выявлять как положительные, так и отрицательные стороны, не сводиться к фиксации эмоций)

Позитивность (выявление позитивных моментов в жизнедеятельности коллектива, создание положительной мотивации на достижение успеха)

Своевременность (отвечать потребностям группы, настрою и педагогическим задачам)

Структурированность (соблюдение этапов анализа, фиксация результатов)

Разнообразие (использование различных форм проведения анализа)

Личная направленность (стимулирование осознанного отношения каждого к жизнедеятельности коллектива и собственным поступкам)

Огонек

«Огонек»- уникальная форма отрядной работы. Это – откровенный разговор,коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня; взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Основная задача огонька - это рефлексия совместной деятельности отряда, событий происходящих с отрядом в целом и с каждым в отдельности. Огонек позволяет членам отряда лучше узнать друг друга, привить навыки самоанализа и анализа событий, происходящих в лагере и отряде. Огонек является важным средством в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам истаршим.

Типы огоньков:

Задача «огоньков» оргпериода- воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности. Первые «огоньки» могут различаться по форме организации: «Письмо домой», «Письмо другу», «Рассказ - эстафета» и т. д. Одним из традиционных для оргпериода является «огонёк» «Расскажи мне о себе». Схема его проведения: настрой на эмоционально - положительное отношение к предстоящему разговору; небольшое вступительное слово вожатого, ведущего «огонёк»; затем каждый рассказывает о себе - чем любит заниматься, какие люди ему нравятся, чего он ждёт от этой смены и т.п. Завершается разговор общей песней.

«Огоньки» в основной период.Их задача - рефлексия деятельности отряда. Продолжительность обычно около 20 минут. В случае кризиса в развитии детского коллектива «огонёк» может быть более продолжительным. Важно, чтобы каждый «огонёк» чем-то отличался от другого, был необычным. Если вожатые смогут организовать в отряде именно такое непринуждённое общение, то оно станет потребностью всех членов отряда.

«Огонёк» - анализ дела.Его задача - научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности. Схема анализа: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; причины неудач и варианты их исправления. На первых «огоньках» анализ может провести вожатый, впоследствии это может делать ответственный за дело или лидер отряда.

Тематические «огоньки».Задача: организация разговора на актуальную для отряда тему. Такие «огоньки» способствуют самопознанию личности, её духовному развитию. Тематический «огонёк» является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Выбирается тема, интересующая всех, и каждый готовится к общему разговору. Отдельные сюжеты «огонька» могут подготовить малые инициативные группы.

Итоговый «огонёк» «Расскажи мне обо мне».Задача: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние оказал отряд на каждого члена коллектива. Этот «огонёк» является очень важным в формировании самопознания и самооценки детей. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь каждый говорит о каждом члене коллектива, который держит в руках символ отряда.

Маленькие советы:

1. "Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.

2. "Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.

3. Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.

4. Каждый "огонек" требует подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.

5. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из "огоньков". Может быть, вы будете загадывать желания на "огоньке". Или на первом отрядном "огоньке" каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивым деревом в вашем лагере, чтобы на последнем "огоньке" их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим "огонькам" романтичную атмосферу.

6. Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и "вечерняя" речевка, а может быть и то и другое.

Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний "огонек". Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.

Вечерний "огонек" - это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на "огоньки"!

Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами

Проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего "огонька" существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".

2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

Законы огонька:

" Когда говорит один - все молчат"

" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"

" Закон свободного микрофона"

" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"

"Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"

"Через центр круга переходить нельзя",

"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.

Приложения

Основы первой медицинской помощи

В детский лагерь дети едут с установкой на отдых, ожидая веселья, беготни, различных игр и спортивных соревнований. Естественно, все это будет. Но в процессе отдыха, в походе, на спортивных площадках ребята могут получить травмы, и, возможно, вам придется оказать пострадавшему ребенку первую медицинскую помощь. Поэтому знания в медицине вам очень пригодятся. А также, кроме большого багажа знаний и набора веселых, интересных и полезных игр, у вожатого обязательно должна быть своя аптечка с минимальным набором медицинских средств первой необходимости:

­ стерильный бинт ;

­ вата;

­ перекись;

­ йод (или зеленка);

­ лейкопластырь;

­ нашатырный спирт.

Легкие травмы

Наиболее частым видом травм являютсяушибы. Они могут быть получены при падении или ударе тупым предметом. Для оказания первой помощи: приложите к месту ушиба холодный компресс (смоченные холодной водой, полотенце или платок, пластиковую бутылку с холодной водой, лед);

Ушиб головы может вызвать сотрясение мозга. В этом случае необходим постельный режим.

Растяжение илиразрыв связок чаще всего происходит при подвертывании стопы. Признаками растяжения служат боль, кровоподтек, припухлость, неподвижность стопы. В этом случае нужно сразу наложить холодный компресс и очень тугую, фиксирующую повязку на область сустава.

Вывихом называется смещение суставных концов костей (иногда с разрывом суставной сумки). Признаки вывиха – резкая боль, припухлость, изменение формы сустава и невозможность привычных движений.

Категорически нельзя самим без врача вправлять вывих. Первая медицинская помощь заключается в создании максимального покоя в области вывиха и транспортировка в лечебное заведение.

Переломы конечностей

Различают переломы открытые и закрытые. При закрытом переломе кость сломана, но кожный покров не поврежден; при открытом переломе имеется рваная рана.

Поврежденную конечность нужно зафиксировать, это уменьшит боль и предотвратит смещение костных обломков. Для этого нужно прибинтовать к области перелома импровизированную шину, сделанную из подручного материала (например, из фанеры, твердого картона, проволоки, доски, тростника, соломы, веток или коры дерева). Главное правило при наложении шины – фиксировать нужно по крайней мере два сустава (один выше, а другой – ниже места перелома), а при переломе плечевой и бедренной кости – три. При открытом переломе конечности перед наложени­ем шины необходимо остановить кровотечение и па рану наложить повязку. Для того чтобы добраться к ране, на­до разрезать брючину или рукав. При закрытом перело­ме шина накладывается поверх одежды.

Главное – находиться рядом с ребенком до прибытия врача. Старайтесь успокоить, приободрить ребенка. Вам понадобится большое самообладание, но ни в коем случае не повышайте на него голос.

Кровотечения

Бывает так, что ребенок споткнулся и упал на что-либо острое, или в походе напоролся на ветку, или у него пошла кровь из носа. Успокойте ребенка, определите вид кровотечения и окажите ему первую медицинскую помощь.

Особенно опасно для жизни артериальное кровотече­ние, при котором раненый за короткий промежуток вре­мени может потерять много крови. Кровотечение из ар­терии легко узнать по ярко-красному цвету крови, кото­рая вытекает из раны струйкой в виде фонтана.

Для остановки артериального кровотечения необхо­димо прижать артерию выше места ранения. Артерию можно придавить пальцами.

Однако прижатие артерии к кости для остановки кро­вотечения требует значительных физических усилий, и даже очень сильный человек через 15—20 минут устает. Поэтому если раненого нельзя быстро доставить в меди­цинское учреждение, для остановки артериального кро­вотечения применяется закрутка или жгут, которые на­кладываются на верхние или нижние конечности выше места ранения.

Наши рекомендации